Уже после конференции мы уселись в новенький Toyota Prius, и я спросил у таксиста, слушает ли он цифровое радио. Таксист пришел в легкое замешательство: долго уточнял, что это — Digital Radio, DAB? После пяти минут объяснений он таки понял, что мы от него хотим, и словил в меню Prius DAB-радио. Едем, слушаем. «Ну что, — спросил я у коллег (сторонников «цифры»), — чувствуете разницу?». «Нет», — честно ответили они.
Примерно такие же ощущения и в других странах. Месяц назад, уже на другой конференции, докладчик из Ирландии сказал следующее: 88% потребления аудиоконтента происходит за счет радио, 95% которых приходится на традиционное радио. «Цифра» в Ирландии не на повестке дня, и вряд ли там окажется. Если что-то и заменит традиционное FM-радио, то, вероятно, это будут новые платформы, которые еще даже не изобрели.
Давайте разберемся, какие преимущества цифрового радио и сколько это нам будет стоить? Речь пойдет прежде всего о стандарте DAB/DAB+, поскольку именно его рассматривают в контексте Украине. Хотя аналогичные проблемы имеет и конкурирующий формат HDRadio, распространенный в США.
Первая DAB-трансляция началась в Норвегии в 1995 году, когда об интернете еще никто и не слышал. Но интернет-бум — это состоявшийся факт, а цифровое радио — бума, увы, нет.
Почему так произошло? Цифровое радио, в частности стандарт DAB/DAB+, имеет преимущества, но они неявны и неубедительны. Качество сигнала соизмеримо с FM, многие слушатели не могут отличить FM от «цифры». Кроме того, в попытках выжать побольше из выделенной частотной полосы многие вещатели транслируют программы с пониженным битрейтом (качеством), а некоторые даже переходят на моно. Например, половина передач национального мультиплекса BBC транслируется в монорежиме с битрейтом 64-80 кбит/с. Получается парадоксальная ситуация: переход на якобы более прогрессивные технологии происходит с одновременным ухудшением качества. Еще одно преимущество «цифры» — передача дополнительной информации (названия песен и исполнителей), но эту же возможность можно вполне реализовать на FM с помощью RDS.
Качество приема DAB может быть выше, хотя в силу природы цифрового сигнала он или есть, или нет. Тогда как в FM прием будет продолжаться, пусть и в худшем качестве. К тому же на скорости авто выше 120 км/ч может уменьшаться зона покрытия.
Один из основных аргументов в пользу DAB — это эффективное использование частотного спектра, что даст возможность иметь в городе не 30 станций, а 130 и больше. Это действительно так. Но это преимущество DAB в Украине нивелируется чрезвычайно жестким квотированием по языку вещания, что ограничивает возможности для создания узкоформатных станций. К чему это приводит, показывает диаграмма распространения цифрового радио. Угадайте, в какой стране квотируют песни?
На диаграмме отсутствует Канада, в которой такое же жесткое квотирование песен. Состояние цифрового радио в этой стране можно описать так: происходит демонтаж цифрового мультиплекса без конкретных планов по «цифре» на будущее. В Украине квота на украиноязычные песни — до 35%. Очевидно, что с такой квотой создать 130-150 разнообразных форматов невозможно.
Таким образом, каких-то значимых и осязаемых преимуществ цифровое радио не имеет по сравнению c FM, но обойдется в копеечку как вещателям, так и слушателям. Давайте, кстати, подсчитаем копеечки.
Для создания инфраструктурной сети, способной покрыть всю Украину, вещателям необходимо будет закупить сотни передатчиков стоимостью несколько десятков тысяч евро каждый, смонтировать и настроить их. Переоборудовать студии. После этого в течение долгого периода (5-15 лет, у Норвегии на это ушло 22 года) параллельно поддерживать две платформы — аналоговую и цифровую. Даже на таких развитых рынках, как Австралия и Великобритания, радиостанции получают финансовую помощь от государства. А что можно сказать об Украине? Радиостанции одного только Сиднея за месяц зарабатывают больше, чем все радиостанции Украины за год! Есть ли в бюджете нашей страны лишние миллионы гривен? Является ли их использование под эти цели важным и актуальным? И это мы еще не считали стоимость переоснащения парка радиоприемников. Сколько украинцев имеют лишние 100-200 евро на покупку цифрового приемника, чтобы слушать примерно то же радио с примерно тем же качеством? А как быть со штатными мультимедийными системами в автомобилях? Насколько легким и недорогим будет их апгрейд? Готово ли государство дотировать переоснащение парка радиоприемников 40-миллионной (или сколько там нас осталось?) страны, как, например, это делала Норвегия, продавая DAB-приемники населению по 1 евро? Или будем брать на это кредит у МВФ?
Кстати о скандинавах. Далеко не все скандинавские страны поддерживают идею перехода на «цифру». Правительственная комиссия в Швеции, взвесив все за и против, крайне пессимистична в отношении цифрового радио:
— FM до сих пор мировой стандарт в более чем 200 странах;
— FM-диапазон не переполнен, при правильном перепланировании появятся частоты для новых станций;
— DAB спустя 21 год после внедрения играет значимую роль только в некоторых европейских странах и Австралии;
— отсутствует потребительский спрос. Ни одно исследование не показало, что потребители недовольны FM и предпочли бы цифровое радио.
Заключение правительства Швеции: крайне маловероятно, что DAB+ будет мировым стандартом, а сама технология когда-нибудь станет релевантной для будущего радио в Швеции.
Свои слова власти Швеции подкрепили действием и в марте объявили, что просчитали еще 80 частот, достаточных для создания еще трех общенациональных FM-сетей. А еще 100 радиостанций смогут повысить мощность и увеличить покрытие.
В недавнем опросе, проводимом норвежской газетой Dagbladet, 66% норвежцев против перехода на цифровое радио и всего 17% поддерживают. Кстати, часть населения страны продолжает слушать FM-станции, настраиваясь на передатчики соседней Швеции. Нужно ли говорить, станции какого «братского» государства будут слушать жители наших восточных регионов?
Вот еще пример. В Сингапуре трансляции в цифровом формате DAB начались еще в далеком 1999 году и были первыми в Азии. После 12 лет попыток пробудить интерес населения к «цифре» руководство приняло решение прекратить трансляции с 1 декабря 2011 года. Сингапур не планирует в дальнейшем переходить на цифру.
Со всем вышесказанным, похоже, согласился и наш таксист в Вене: пока мы рассчитывались за поездку, он снова переключил приемник на FM-режим.