Facebook обвинили в обмане рекламодателей
Честность Facebook снова под вопросом. В отличие от недавних обвинений в неправомерном снятии «лишних» денег с рекламодателей, теперь все куда масштабнее.
Видеоблоггер под ником Veritasium обвинил соцсеть в том, что лайки, которые она предлагает получить, купив рекламу, являются фейковыми. Он снял подробное видео, в котором по пунктам изложил свои обвинения.
[video_3934]
Тема вызвала нешуточный резонанс (568к просмотров за сутки — это не шутка), так что те из вас, кто знает английский, могут получить удовольствие от просмотра самостоятельно, а для остальных поясним суть претензий.
Прежде всего, надо разобраться с тем, как вообще можно получить лайки за деньги. Прежде всего их можно просто купить — как правило, такие услуги предоставляют разные «фермы», где тусуются пользователи (в основном из развивающихся стран типа Индии), которым платят копейки за то, чтобы они нажимали лайк на тысячах страниц.
Само собой, реальный профит от таких подписчиков стремится к нулю, потому что ваша страница им совершенно неинтересна, и они никак с ней не взаимодействуют.
Такой способ официально запрещен Фейсбуком. Взамен Марк Ц предлагает рекламодателям заплатить сотню-другую долларов, чтобы «получить больше лайков от людей, которые действительно важны для вас».
Но насколько «качественных» подписчиков можно получить этим легальным методом? Судя по результатам эксперимента блогера, лайки, полученные с помощью рекламы на ФБ, мало чем отличаются от лайков, купленных на ферме пакетом 1000 штук за 20 долларов.
Veritasium заплатил рекламу, которая помогла ему увеличить количество лайков своей страницы с двух тысяч до двадцати. Но активность на странице от этого не увеличилась — комментариев и лайков под постами не стало больше.
Более того, значительное число новых подписчиков страницы оказались, по странному стечению обстоятельств, представителями бедных развивающихся стран, которые, лайкнув страницу, больше не возвращаются на нее.
Такие подписчики особенно бесполезны в условиях, когда Фейсбук показывает любой пост вашей страницы лишь ограниченному количеству людей, подписанных на нее. Для того, чтобы охватить остальных — надо платить. Получается, чем больше у вас таких мертвых душ, тем меньше вероятность, что ваш пост увидят реальные подписчики. То есть, вы платите за рекламу, получаете лайки, а вовлеченность пользователей лишь падает.
Напрашивающийся выход из положения — поточнее задавать таргетинг рекламных объявлений, исключая представителей «кликающих наций». Но не все так просто.
В продолжение своего эксперимента блогер создал совершенно пустую страницу о котах, указав в описании, что только идиот лайкнет такое. Далее $10 были снова потрачены на Facebook-рекламу. Таргетинг был следующий — только любители кошек в США, Канаде, Австралии и Великобритании.
Можно было ожидать, что без помощи индонезийских и индийских пользователей соцсети настолько убогая страница не сможет получить ни одного лайка. Но уже пару часов спустя весь рекламный бюджет был благополучно потрачен, а число подписчиков увеличилось на пару десятков.
Кто же эти люди? Большинство из них оказались из США — то есть настройки сработали. Единственный странный момент — каждого из них можно назвать любителем лайкать все подряд. Они подписаны на сотни и тысячи совершенно разных, никак не связанных друг с другом страниц. Один такой подписчик был фанатом Verizon, AT&T и T-Mobile одновременно. А это вызывает определенные вопросы.
Но зачем кому-то лайкать тысячи страниц, даже не получая за это деньги? Неужели Фейсбук сам платит фермам, чтобы те помогали им наращивать прибыль?
Для того, чтобы не попасть под спам-радар Facebook, фермы направляют определенное количество ресурсов на то, чтобы нажимать на рекламу в соцсети, при этом используя профили в разных странах.
Подозрительную активность, исходящую из одной страны, можно легко обнаружить и пресечь. Но если пользователи лайкают кучу разных страниц в разных странах, то как понять, не приплатили ли им за это?
Именно поэтому у многих страниц в последние месяцы значительно увеличилось общее количество лайков. Взглянем, к примеру, на официальную страницу, посвященную безопасности на Facebook. Угадайте, где она популярнее всего? Правильно — в Индонезии!
Другие страницы не являются исключением. Например, Дэвида Бекхема больше всего обожают в Бангкоке.
Это что же получается? Мы платим деньги за рекламу, получаем бесполезную кучу лайков, реальный охват становится только ниже. Но, может быть, этому видеоблогеру просто не повезло с экспериментами, а Фейсбук не при делах? Хотелось бы верить, но опыт других пользователей интернета говорит об обратном.
Вот, к примеру, пост пользователя Hacker News под ником notlisted:
Все правда. Я проводил тесты с таким же рекламным бюджетом ($20к), нацеливаясь на аудиторию в ФБ и Google+. ROI в Фейсбуке был отрицательным, в то время как в гуглоплюсе составил аж 400%. Единственный способ привлечение подписчиков, который работал — это реклама.
Это поднимает интересный вопрос об общей ценности/бесполезности мобильной рекламы. Большое число показов (impressions), супер-низкие CTR, с кучей «обманок» от разработчика, например, когда рекламу показывают в случайном месте экрана, закрывая часть интерфейса, которые очень близко располагаются к кнопкам, на которые постоянно нажимают пользователи.
Пример — приложение «Reddit in Pictures» показывает рекламу то наверху, то внизу экрана. Если бы реклама была статичной, вы не смогли бы ошибочно на нее нажать, но благодаря ее подвижности со мной в последний месяц это случилось раз двадцать.
Короче говоря, как по мне, так единственным нормальным рекламным средством является реклама Google, которая показывается людям, реально заинтересованным темой — ведь они ее ищут. С другой стороны, дисплейная реклама Google — такой же бесполезный шлак.