На прошлой неделе креативный фестиваль Epica Awards, в котором членами жюри являются журналисты, назвал победителей. Сред них оказались семь работ четырех украинских агентств. Обладатели золота, серебра и бронзы делятся с читателями MMR секретом успеха своих проектов и советами для тех, кто хочет подать свою работу на фестиваль в следующем году — на вопросы отвечают Евгений Кудрявченко, CEO Vintage, Александра Дорогунцова, креативный директор banda, команда Bickerstaff.284, Ярослав Ведмидь, основатель и руководитель Postmen.
1. Ожидали ли, что Epica Awards отметит ваш проект?
Ожидали точно попасть в шорт-лист и, может, что-то больше, так как получили Grand Prix на КМФР. Про золото, если честно, не думали, зная, что Epica — это конкуренция со всем миром, и там строгое жюри. Но в мечтах — очень хотели.
2. В чем главный успех вашей работы?
В том, что показали при помощи проекта, что домашнее насилие намного ближе/чаще происходит, чем думают многие. Мы расширили рамки понимания, что самый невинный предмет может быть инструментом насилия, и не только физического. И нашли форму, как говорить о насилии, не показывая его «в лоб», и этой формой достучались до тех, кто не хотел это видеть/слышать.
3. Кого еще из номинантов в вашей категории вы для себя отметили?
Если честно, мы следили и болели больше за наших колег из Украины и очень рады их победам, так как это подымает уровень креатива в целом по индустрии. А все шорт-листы уже будем отсматривать после Нового года, когда сдадим декабрьские дедлайны 🙂
4. Как отпраздновали победу?
Еще не успели, пока осознаем происходящее.
5. Совет тем, кто захочет подать свою работу на Epica Awards в следующем году.
Не думать кейсами или подачами на фестивали, а делать результы для клиента. Когда поймете, что получилось очень хорошо:
- Проинвестируйте в кейс;
- Наймите подходящий voice-over (голос, читка, текстовка имеют большое значение);
- Проверьте работу на локальных фестивалях;
- Если нужно, скорректируйте кейс;
- Подайте на международные фестивали;
- Скрестите пальцы и верьте.
1. Ожидали ли, что Epica Awards отметит ваш проект?
Мы очень ждали результатов, потому что это, во-первых, единственный фестиваль, который судят журналисты — интересен был их взгляд на потенциал Чернобыльского брендинга. Во-вторых, это завершающий фестиваль перед так сказать «папкой» (в смысле отцом) всех фестивалей — Каннскими львами. Эпика — лакмусовый фестиваль для тех, кто сомневается, подавать ли работу дальше. К слову, мы все еще сомневаемся 🙂
2. В чем главный успех вашей работы?
Для меня потенциал кейса измеряется просто — я срочно хочу рассказать об этом кому-то. Вот когда выбранная тема и красота решения не оставляет равнодушным, надо брать.
3. Совет тем, кто захочет подать свою работу на Epica Awards в следующем году.
Помню, как мы всей бандой ездили на церемонию награждения Эпики в Амстердам. И вот на сцену приглашают первого победителя, девушка из команды получает на руки кристальную пирамиду, делает два шага и роняет ее. Весь зал ахнул, как в кино, но она не разбилась! Мой совет: будете подаваться — заранее тренируйтесь держать награду в руках.
1. Ожидали ли, что Epica Awards отметит ваши проекты?
В цьому році дві роботи Postmen отримали дві бронзові нагороди Epica Awards. Zerna Pravdy — це платформа для збору коштів на створення експозиції Музею Голодомору, яка відроджує пам’ять про кожну з 7 мільйонів жертв найбільшого в сучасній історії злочину проти людяності.
Друга робота — перша в світі zero waste exhibition в межах мистецького проєкту «Леся Українка: 150 імен», який ми робили разом з компанією «Епіцентр» Цей проєкт трансформував найбільшу культурну подію року — виставку, присвячену 150-річчю Лесі Українки, в експозицію, що не створила жодного сміття. Обидва проєкти досить помітні в Україні, тому ми так само очікували й міжнародного визнання.
Подаючи роботи на будь-які фестивалі, ми, безумовно, сподіваємось, що вони отримають високі оцінки. Але для нас це також територія, де ми тестуємо, наскільки наші ідеї зрозумілі, наскільки вони заходять українській рекламній аудиторії, а наскільки — глобальній. Я щиро втішений, що дві великі українські теми отримали відзнаки Epica Awards. Для мене ця премія важлива тим, що судять її журналісти та оглядачі. Це означає, що коли проєкти виграють, то виграє не лише агенція, а країна — ми ширимо розмову, і в даному випадку дуже важливу. В цьому році — розмову про Голодомор та Лесю Українку як про жінку, яку дуже довго радянська влада спрощувала і стереотипізувала до жалюгідності і фольклорності.
2. В чем главный секрет успеха ваших работ?
Ми любимо працювати зі складними темами, але подавати їх просто і яскраво. Здається, саме це і є секретом успіху все більшої кількості наших останніх робіт. І тема Голодомору, і тема оновлення сприйняття та відновлення інтересу до літературної класикині Лесі Українки є непростими. Але в обох ми знайшли дуже ефектні та сильні рішення, які дали цим проєктам велику і вдячну аудиторію. На рівні ідей вони також захоплюють й міжнародну публіку.
3. Кого еще из номинантов в ваших категориях вы для себя отметили?
Направду, цього року я ще не переглядав фіналістів та нагороди. Тому мене ще чекають відкриття. Поки я дуже втішений, що всі проєкти від України, які були нагороджені, є сильними роботами. Всі працюють на культурній та соціальній території: і проєкт «Чорнобиль. Невічний логотип», і проєкт для острова Хортиця, і наші проєкти, і проєкт «Річ у тім» агенції Vintage для МВС України. Круто, що культурні та соціальні комунікації в Україні отримують визнання на глобальному рівні.
4. Как отпраздновали победу?
Разом з командою дивилися трансляцію з церемонії нагородження Epica Awards. Ми сподіваємось, що ще більше перемог матимемо до кінця року. Тому найголовніші святкування лишаємо на нашу новорічну вечірку. Головне попереду.
5. Совет тем, кто захочет подать свои работы на Epica Awards в следующем году.
Головна порада — пробувати. Наші перші роботи на премії були абсолютно не контекстними, але ми це зрозуміли тільки тоді, коли отримали перші невдачі. Ми почали звертати більше уваги на те, як зроблені історії іншими номінантами. Почали відбирати ті проєкти, які можуть резонувати на глобальному рівні, та краще пояснювати контексти. Особливо у таких складних темах, як Голодомор та Леся Українка. Це історії не очевидні для західної публіки, тож надання контекстності та пояснень — це теж моя порада.
І наостанок: творячи проєкти в Україні, тримати глобальну рамку. Думати не лише про українську аудиторію, а й про те, як це може зацікавити когось у світі.
Дуже б хотілось, щоб вже в 2022-му ми побачили більше українських компаній, які виходять на міжнародні ринки. Щоб агенції заходили на фестивалі не лише з локальними комунікаціями, а й з глобальними від українських гравців. У мене є всі підстави очікувати, що наступного року таких заявок від України буде більше. Ми вже працюємо над кількома історіями, які українські компанії втілюють на глобальному ринку.
1. Ожидали ли, что Epica Awards отметит ваши проекты?
Ни для кого не секрет, что ожидание — это событие, которое рассматривается как наиболее вероятное в ситуации неопределённости. А это как раз главенствующий в нашей индустрии вид ситуаций. Необходимость ожиданий возникает оттого, что неопределенность является одними из самых трудных вызовов в жизни человека. Поскольку мы как форма жизни существуем лишь в четырех измерениях, одно из которых — время — для нас развивается только в одну сторону, а взаимодействие с ним абсолютно одностороннее и беспомощное, состояние неизвестности — это единственное объективное состояние, на которое мы можем расчитывать. И хотя считается, что именно ожидания заставляют нас страдать, с другой стороны, сложно избежать выстраивания оных, ведь только самые сильные могут длительное время находиться в экзистенциальном кризисе неизвестности.
2. В чем главный секрет успеха ваших работ?
Единственный секрет успеха наших работ:
Если вы его не видите, то ничего удивительного. Просто это секрет.
3. Кого еще из номинантов в ваших категориях вы для себя отметили?
У нас было два проекта в разных категориях: проект брендинга для острова Хортица и проект дайрект коммуникации для Альфа-банка. Очень интересно что в категории брендинга уже несколько лет на Эпике сильно выступают страны Восточной Европы и Украина.
В этом году всего четыре призера, трое из которых — украинские агентства. Справедливо отдали единственное золото в этой категории за суперважный, на наш взгляд, проект — брендинг Чернобыля, с чем хочется поздравить ребят.
С другим проектом для Альфа-банка в категории Financial Services были очень мощные конкуренты, к примеру, серебро получил невероятный кейс от McCann New York «True Name” для Mastercard, который затрагивает проблемы толерантности в обществе и, на наш взгляд, его награда могла бы быть более высокой, но Эпика —это конкурс со своей особой спецификой, так что жюри видней.
4. Как отпраздновали победу?
Многие знают, что для того, чтобы отпраздновать что-либо, необходимо совершить один или целый ряд действий, нехарактерных для обычного хода событий. Мы столкнулись с трудностями в этом вопросе в связи с тем, что сложно определить, какой именно ход событий является обыденным для нас. Как мы уже упоминали выше, неопределенность в нашей индустрии является главенствующим видом ситуаций. Мы провели срочное собрание, чтобы определить, какие действия могут быть наиболее нехарактерными для ежедневного хода событий в нашем офисе.
По результатам голосования было определено, что будет наиболее нехарактерным — а значит праздничным — вскипятить воду в микроволновке, а затем налить ее в электрочайник и подождать, пока она остынет, после чего мы отключили электричество во всем здании, открыли пару бутылок игристого и оставили их выветриваться, а сами закрылись в душевой кабине и написали стихотворение Булата Окуджавы.
5. Совет тем, кто захочет подать свои работы на Epica Awards в следующем году.
Главная особенность этого фестиваля — его «объективность». Здесь нет лобби сетевых агентств, друзей членов жюри из топовых мировых агентств, поэтому как будто у Украины пробраться в этот конкурс становится шансов немного больше. Но это имеет побочный эффект в виде того, что все-таки жюри не думают как креативщики — это и плюс, и минус.
Жюри этого конкурса имеют крайне высокую насмотренность, но сами не креативят — это своего рода профессиональные критики, которые очень много смотрят, анализируют, сравнивают, оценивают и пишут. Поэтому некоторые вещи, которыми ты способен удивить креативщика, могут остаться совершенно незамеченными для этой аудитории жюри. Важно это держать в голове и помнить, для кого ты собираешь кейс.