Елена Васильева: украинский сериал скорее жив, чем мертв
20 Окт 2015, 11:22

Елена Васильева: украинский сериал скорее жив, чем мертв

Главный продюсер сериалов и фильмов телеканала 1+1, о производстве украинских сериалов, как о тектоническом сдвиге в медиапространстве

Новый гость рубрики #ВНЕЄФИРАНАВИДУ Елена Васильева, главный продюсер сериалов и фильмов телеканала 1+1, делится с читателями MMR о том, как на первый взгляд авантюра в ее жизни принесла скрытое благословение и позволила создать проект, который развивает веру в собственные силы. Как именно сериал «Останній москаль» и стал таким проектом Елена рассказала в своей колонке. 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Сегодня, когда на экраны каналов 1+1 и других медиагрупп выходят полностью украинские телесезоны, можно выдохнуть — украинский сериал скорее жив, чем мертв. 

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

И теперь этот поистине тектонический сдвиг кажется естественным и предопределенным, хотя еще два года назад это был только «прожект», если не сказать «фантазия» отдельных топ-менеджеров украинского медиапространства. 

Для меня лично все началось осенью 2012, когда, по совершенному наитию, в середине переговоров с двумя другими компаниями, я покинула свою работу в Москве и переехала в Киев, приняв неожиданное предложение стать главным продюсером сериалов на телеканале 1+1. Уже через пару недель стало понятно, что это была авантюра. Будь я в знакомой среде, я скорее всего вскорости покинула бы компанию, так как была мало подготовлена к реальности украинского рынка. Но, как знают те, кто склонен думать о прошлом, пытаясь понять настоящее, самые большие наши сложности — это всегда скрытое благословение. Итак, задача — нарастить заказ производства российско-украинских или чисто украинских сериалов с перспективой продажи в России.

Подход к снаряду номер раз. Мозговой штурм и первоначальный сбор информации. Со-производство с российскими продюсерами? Российские продюсеры — «ну да, ну да. Можно, конечно, все можно. Только, простите, зачем?» Зачем российскому продюсеру образца 2012 года со-производство с Украиной, если он получил заказ или гарантию покупки от российского телеканала и продажа на Украину либо встроена в структуру сделки, либо является его чистой прибылью, если права остаются у него? Мы нужны как покупатели, не более.

Подход к снаряду номер два. Украинский сериал? Украинский сериал! Да, конечно, отвечали многие украинские продюсеры. Можно. Все можно. Нельзя только понять, зачем. Зачем вам, «плюсам», украинские сериалы по цене производства российских, с негарантированными продажами. Риски большие, прибыль не очевидна. Вроде и российские хорошо идут. Да, действительно, вроде как незачем.

Подход номер три. Давайте оттолкнемся не от экономики, а от контента. Да, я знаю, что так нельзя, так точно никогда нельзя, и вы, пожалуйста, не пытайтесь повторить в домашних условиях. Но если тупик в мотивации и надо спасать свою любовь к делу, то так можно и нужно. Какой проект «должен» случиться? Потому что его никто другой не сделает? Потому что он задевает что-то, что не поддается рациональным объяснениям? Такой проект всегда выводит на свой путь, рано или поздно, даже если он не доходит до производства. Такой проект дает энергию продюсерской и авторской группе, развивает веру в собственные силы, позволяет укрепиться в том, что делаешь. Таким проектом для меня стал «Останній москаль» автора Миколы Куцика. 

Мы с Алексеем Макухиным в первый год работы отдела сериалов разрабатывали около десятка проектов — заказали и отредактировали сценарии пилотов и даже сезонов, но «москаль» был настолько дерзким, таким ни на что не похожим, требующим всей нашей веры и дара убеждения, что комедия на украинском языке, на острую (даже по меркам 2013 года) тему, имеет право на жизнь, что заставил нас сосредоточиться. 

Огромную помощь и поддержку на этом этапе нам оказывала внешний консультант Серена Каллен — инициатор неожиданного эксперимента — найти британского режиссера на пилот проекта. Это была странная идея. И это была не странная идея. Тогда чаще всего можно было слышать вопрос — зачем вам такая странная тема? Вы пытаетесь обидеть кого-то? Это такой «остроумный» троллинг от 1+1 в ответ на шутку Урганта о рубленой петрушке? (Да, был и такой вопрос от журналиста.) 

А нам казалось, что история про молодого москвича, который приехал в Карпаты прятаться у дяди, это прежде всего о столкновении ценностей села и города, но ни я, как россиянка, ни киевлянин Леша Макухин, ни уроженец Ивано-Франковска Коля Куцик, не могли поручиться, насколько объективно мы оцениваем заряд истории. Поэтому нам так важно было прогнать концепцию через международную команду, понять, что это не локальный юмор про «час и натхнення», что история дает резонанс вне зависимости от принадлежности авторов к пост-советскому пространству. 

Все, что связано с этим проектом, для его команды будет особенным. Это огромное счастье, с которым мало что можно сравнить. И все же «Москаль» — это важная личная веха, а индустрия — не отдельные проекты, а вал. Количество часов, объемы производства, его эффективность и стабильность технологических линий. Удивительно, как быстро все это стало появляться в последний год. 

Я не сторонник закона о запрете российских сериалов, несмотря на мою однозначную поддержку событий конца 2013года и суверенного права Украины идти своим путем. Историческую роль этого акта придется оценивать лет через десять, но так или иначе, политические изменения, экономический и международный кризис вытолкнули украинское производство сериалов в плавание. Сейчас мы скорее барахтаемся, потому что, хотя вроде бы и освоили технику гребка, понимаем, что вода очень глубокая, и видим, что берег не так чтобы очень близко. 1+1 Продакшн в период с лета 2014 по лето 2015 произвел около 100 часов сериалов, но на каждом этапе — от сценария до монтажа — мы еще учимся, бьемся, колемся. Но, как и ежики, не сдаемся.

В следующие несколько лет всем в этой индустрии будет нелегко, но, как в любом кризисе, будет много возможностей. Будет интересно! 

Расскажите друзьям про новость