Елена Плахова: Широкомасштабные профи: пришло время менять объектив профессии
Залог профессионального успеха в 2015 году — приобретение новых компетенций и расширение функционала. Преуспеть помогут хобби, путешествия и новые знакомства
Сегодня многие говорят о кризисе: кризисе в стране, в экономике, в отдельных отраслях и сферах бизнеса. Но я категорически против слова кризис. Кризис — явление временное. Сегодня же мы живем в новой реальности. Многое изменилось; и так, как раньше, уже не будет.
О новой реальности и специалистах-универсалах
Я всегда считала необходимым саморазвиваться, получать дополнительное образование. Сегодня такое саморазвитие должно быть максимально прикладным. На первый план вместо теории, заученной в университете, выходят практические навыки и компетенции, умение делать что-то своими руками. Не зависимо от профессии, мы должны развивать в себе способность одновременно обрабатывать большое количество информации, оперативно фильтровать, анализировать, выстраивать логику — чтобы не сойти с ума в огромном информационном потоке совершенно противоречивой информации. Таким образом, современный человек должен обладать огромным количеством компетенций для того, чтобы быть успешным, иметь широкий кругозор и смотреть на ситуацию под разным углом.
В новой реальности неоспоримым трендом для бизнеса становится экономия. Любая компания, даже с широкими финансовыми возможностями и большой «жировой прослойкой», в этом году будет стремиться к сокращению своих расходов. В такой ситуации на рынке труда наступает время «универсалов». От кандидатов ждут, что они будут более масштабными в своих взглядах, умениях и компетенциях. Считается, что специалист может быть узким профессионалом в чем-то одном, но уметь он должен многое.
Возьмем, к примеру, PR. Есть узкие специалисты: по внутренним коммуникациям, по внешним коммуникациям. А есть те, кто может работать с широким спектром вопросов в сфере внутренних, внешних, антикризисных коммуникаций, GR, организации мероприятий. Именно такие специалисты сегодня стоят дороже на рынке труда, они гораздо более востребованы. Ведь один «универсал» может комплексно закрыть для компании целый ряд вопросов. Несколько таких людей могут заменить собой целую дирекцию или департамент.
Для специалистов по коммуникациям сегодня актуально освоение навыков не только профессиональных, но также и смежных с их профессией. К примеру, компания может нанять классного фотографа, который обеспечит профессиональную фотосьемку спикера, грим и прочее. Но ведь этим может заняться и PR-специалист. Изучить базовые правила фотографии, купить профессиональный фотоаппарат и уметь «слегка припудрить лицо модели» :). Вуаля — на съемках спикеров компания сэкономит тысячи гривень.
Сейчас то время, когда нужно «делать себя», накапливать навыки и осваивать максимальное количество новых компетенций — как смежных с основной деятельностью, так и не связанных с ней.
MustHave: путешествия и увлечения
Как же расширять круг своих компетенций? Первое — заниматься абсолютно различными делами. Второе — общаться с максимально широким кругом людей; искать возможности ездить в другие города и страны, знакомиться с новыми людьми. Приведу пример. Недавно в зарубежной поездке я познакомилась с иностранцами, которые практически ничего не знают об Украине, работают в совершенно другом бизнесе. Но при этом они продемонстрировали мне другой тип мышления, дали понимание того, как работает их бизнес. Я за то, чтобы использовать любую возможность для знакомства с новыми людьми — сидя в аэропорту и ожидая стыковки, я познакомилась с теми, кто сидел рядом. И это не история про потребительский эффект и нетворкинг — когда мы ищем общения с человеком только если он нам нужен или понадобится в будущем. Это совершенно другая история. Случайных знакомых мы, вероятно, больше никогда не увидим, но они могут дать нам многое: новые знания, новый взгляд, новое отношение и мировоззрение, отличное от нашего. Помимо путешествий, расширить кругозор помогают также книги по истории, философии, религии, йога. Бог его знает, что еще. Я бы сказала — все; главное брать это осознанно.
Сейчас очень важно не смотреть на мир узко. Если проводить параллель с искусством фотографии, то у фотоаппарата есть два вида объективов: длиннофокусные и широкоугольные. Первые используют для съемки объектов, портретов. А вторые лучше подходят для пейзажных фото. На мой взгляд, до недавнего времени мы все были «длиннофокусами», работая в одной парадигме, в узком коридоре, сфокусированные на одном объекте. Но сегодня нам пора стать широкоугольными объективами: фотографировать пейзажи, чтобы каждое дерево на большом холсте фотографии было четким и резким. То есть, мы обязаны видеть всю картину целиком и очень четко. У нас больше нет возможности чего-то не замечать или просматривать боковым зрением.
Одна моя подруга работает в банке и занимается кредитованием корпоративных клиентов. При этом она расширяет свой кругозор, организовывая экскурсии и туристические походы по Украине и за рубежом. Такая организаторская работа совершенно не связана с ее основной деятельностью и, конечно же, не приносит больших денег. Но она дает возможность знакомиться с новыми людьми, видеть новые горизонты, обретать иное видение и мышление.
Еще одна моя подруга — профессиональный психолог, кандидат наук, сертифицированный специалист высокого уровня — работает по специальности, но при этом ее душа — это травы. Она долгое время увлекалась сбором трав, собирала друзей на девичники-чайные мистерии, и вот сегодня у нее уже есть собственный бренд чая, который реализуется в крупнейших рознично-торговых сетях Украины. Ее история — о том, что когда мы погружаемся во что-то одно, рано или поздно мы начнем чувствовать себя загнанными в угол. У человека всегда должна быть возможность выбора, чем заниматься и как выразить себя. Свобода самовыражения дает нам внутреннее психологическое счастье.
Гибкое время
Если говорить о себе, то я увлекаюсь фотографией — купила себе профессиональный фотоаппарат и хожу в фотошколу. Я считаю, что именно увлечения дают нам импульс для привнесения нетривиальных решений в повседневную работу. Ведь что, по сути, есть отдых? Это отвлечение разума от рутинной, ежедневной работы, переключение, смена вида деятельности. Такое утверждение придает новое звучание понятию «work-life balance». Сегодня оно значит не столько гармоничное распределение времени между работой, отдыхом и семьей, сколько проникновение одного в другое. Нельзя делить 24 часа на работу и личное время — все должно быть переплетено, как черные и белые клавиши на пианино. Ведь можно и ночью сделать что-то по работе, имея при этом возможность днем отдохнуть. Жизненное время в современных условиях должно стать крайне гибким. Такая гибкость поможет нам все успевать, не переутомляться, чувствовать свободу, развиваться и заниматься любимым делом.
Елена Плахова, директор по корпоративным коммуникациям Corum Group