Экс-коммуникационный топ Ахметова Александр Толкач запустил два стартапа и контент-ресурс
21 Июл 2014, 07:57

Экс-коммуникационный топ Ахметова Александр Толкач запустил два стартапа и контент-ресурс

В мае Александр Толкач, директор по внешним связям ДТЭК и лучший PR-директор по версии MMR, сообщил, что покидает компанию и будет заниматься стартапами.

Экс-коммуникационный топ Ахметова Александр Толкач запустил два стартапа и контент-ресурс

В мае Александр Толкач, директор по внешним связям ДТЭК и , сообщил, что и будет заниматься стартапами. Сегодня он развивает два проекта — сервис подбора хобби RLZON и разработчик игр CTIG. И дописывает художественную книгу, работу над которой прервал в 2004 году. Подробности стартап-будней Александра Толкача — в интервью MMR.

 

Александр, у вас есть опыт дипломатической службы, вы много лет работали в корпоративном секторе (российской компании «Мечел» и украинской ДТЭК), а теперь стали IT-предпринимателем. Чем вам сейчас помогает предыдущий опыт, а чем мешает?

У меня всегда было «шило» и тяга к экспериментам. Про «шило» я даже как-то написал в шутливом резюме, которое по ошибке и попало на собеседовании к Игорю Зюзину (владельцу «Мечела»), когда я пришел устраиваться на работу в бизнес. Может, по этой причине и взяли. Ведь уходить с госслужбы в бизнес всегда нелегко — нет нужного опыта.

А если серьезно, то, конечно, весь предыдущий опыт важен и полезен. Дипломатия — это навыки работы с информацией и людьми, что в выбранных мною проектах критически важно. Опыт руководства в большом бизнесе — само по себе понятно. Хотя что-то и мешает: трудно отделаться от корпоративных привычек составления штатных расписаний, юридических структур и прочего усложнения. Учитывая, что я пытаюсь работать сейчас по принципам Lean Startup, нужна перестройка сознания.

 

Сегодня у вас в работе два проекта — «соцсетевой венчур» RLZON (www.rlzon.com) и геймдевелоперский проект для корпоративной аудитории CTIG (www.ctigames.org). В планах — принять участие в открытии небольшого производства и интернет-магазина. Почему запустить несколько параллельных проектов в вашем случае лучше, чем сосредоточить усилия и ресурсы на одном?

Во-первых, опять же, «шило». Потому что интересно. Проекты разные, требуют разных составляющих для успешной реализации. Кстати, CTIG предназначен для широкой аудитории, но в том числе и для корпоративных заказчиков. Именно идею этого проекта я полностью вынес из опыта работы в крупном бизнесе — это еще один инструмент доходчиво рассказать широким аудиториям о неинтересной им индустрии.

Ну, и во-вторых, запуск нескольких параллельных проектов — это диверсификация рисков. Я уже давно не романтик и понимаю, что любые подобные стартапы имеют весьма ограниченный шанс на успех. Так что страхуюсь.

 

Откуда вы привлекли первоначальные инвестиции для запуска RLZON и CTIG? Какая сумма вам понадобилась на начальном этапе? Как вы видите дальнейшее развитие проектов с финансовой точки зрения?

RLZON — полностью мой проект, над идеей которого мы с друзьями еще из Москвы думали лет пять. Наконец нашлось время. Так что реализую на свои деньги. Пока инвестиции в него не очень большие — около $40 тыс., в основном ушедшие на написание ПО. Дальше видно будет. Поскольку такие проекты живут только при условии массовости, не исключено, что до конца года пойду к венчурным фондам для получения денег, необходимых для глобальной раскрутки.

CTIG — проект, который я делю с партнером. Согласно нашим договоренностям, не могу раскрывать детали, но тут суммы побольше. Нужно финансировать первые проекты, чтобы наработать портфолио. Хотя есть первый крупный заказчик — если все получится, он обеспечит основные потребности в оборотных средствах. Ведем переговоры с отдельными фондами, предлагаем им входить в долю отдельных игр из текущего пайплайна.

 

Предполагаю, что основную ставку вы делаете на CTIG?

Сложно сказать. В игровой индустрии можно делать неплохие деньги, тем более что мы нащупали интересную нишу. Два направления из четырех запланированных пока даже не раскрываем, чтобы удивить рынок. Но тут многое зависит от чувства рынка. Как с кино. Может провалиться в прокате, невзирая ни на что. А может выстрелить непонятный малобюджетный «трэшак». Скорее всего, CTIG имеет шанс стать стабильно зарабатывающей компанией, но миллиардов не принесет. Такой себе крепкий середнячок.

RLZON же — чистый венчур. Он либо провалится, если мы не сумеем вовремя его тюнинговать, доведя до реально востребованного продукта, либо станет массовым. И тогда лимитов нет. Но и шанс на такое яркое будущее — не слишком большой, да и путь тернистый.

Это, кстати, возвращает нас к теме диверсификации рисков. Проекты разные, так что частично страхуют друг друга с точки зрения меня как инвестора.

 

Сейчас CTIG готовит к запуску игру Blackout Savior — бизнес-стратегию, обучающую управлению энергетической компанией. Планируете предложить ее бывшему работодателю, ДТЭК?

Не планирую. Сама идея всего проекта CTIG пришла во многом от опыта в ДТЭК. От мыслей: как еще объяснять потребителям, из чего состоят тарифы энергокомпаний? Но конкретно Blackout Savior мы делаем больше для европейского рынка, нашему ключевому заказчику важнее страны Западной Европы. К тому же мы сейчас приглашаем в клуб спонсоров других крупных энергетиков Запада…

Если ДТЭК будет интересно — для Украины можем сделать допмодули, но я даже не рискую пока с этим подходить.

Мы планируем продавать наши игры по всему миру. Продвигать мы их будем в основном через электронные СМИ, соцсети и вирусную рекламу. Исключение — разве что для платформы мини-игр по бизнес-кейсам — тут уже сейчас ведем прямые переговоры с бизнес-школами о возможности как корпоративной подписки, так и продажи на условиях разделения прибыли от интересных бизнес-кейсов.

 

Все игры будут делаться под заказ? Или будет и некое готовое «коробочное» решение?

CTIG сегодня работает над четырьмя разными ветками-направлениями геймдевелопмента. Соответственно, в части из них, например, в мини-играх по бизнес-кейсам, возможны стандартизованные решения. Часть будет сугубо авторской и тюнингованой под задачу.

На самом деле, наше конкурентное преимущество — мозги команды, которая работает над идеями игр. Так что чем больше будет индивидуального подхода, тем выше вероятность успеха. Мы же фактически хотим сделать из игр своего рода смесь СМИ с библиотекой, тут нужен творческий подход и хорошая аналитика.

 

Если вернуться к RLZON, то успех этого проекта, как мне кажется, будет зависеть от трех составляющих: хорошо подобранного каталога хобби и обеспечивающих их компаний, алгоритма рекомендации хобби и соцсетевого эффекта. Исходя из опыта первых месяцев работы, с чем будет проще всего, а с чем — сложнее всего?

Проще всего с каталогом. Потому что всего за два месяца работы мы смогли собрать информацию по 1600 хобби. Т.е. тут понятно, как искать и как заносить в базу. Самое сложное — алгоритм. Основываясь на опыте обработки данных первых 200 пользователей, согласившихся заполнить раннюю анкету, мы разработали первую версию алгоритма. С 21 июля он запущен в эксплуатацию. Теперь будем изучать, тюнинговать. Добавлять в него функции косвенного сбора и анализа информации.

А если это получится, то и по соцсетям все разойдется легко.

RLZON мы будем продвигать в соцсетях, при помощи рекламы в интернете. Также планируем на осень тематические мероприятия в ряде крупных городов. Приоткрою секрет: первым думаем организовать в Киеве ивент по сборке картофельных пушек. По первым результатам работы, молодые отцы от них в восторге 🙂

Зарабатывать проект будет прежде всего на рекламодателях — у нас же получается супер-таргетируемая площадка — и на онлайн-магазинах (по той же причине). Во вторую очередь — на VIP-пользователях и корпоративном секторе. Позже хотим запустить услугу подбора интересных хобби и мест, где ими можно заняться не только индивидуально, но и группами — под тимбилдинги.

 

Какую точку (временную, финансовую) вы наметили сами себе, где вы точно поймете: «взлетит» RLZON или нет?

Один год с момента запуска сайта. Т.е. до лета 2015 года будет ясно. Ключевой показатель — размер лояльной аудитории. Цифры пока раскрывать не буду.

 

Кроме запуска стартап-проектов, вы решили вернуться к написанию художественной литературы — цикла новелл «Будни Мегаполиса». Первую новеллу вы предлагаете скачивать бесплатно, но для создания остальных решили поэкспериментировать с краудфандингом. Насколько эффективным оказался этот инструмент?

Десять лет назад у меня был контракт на написание этой книги с одним издательством. Но я выпустил только первую новеллу «Чувство Стаи» — и ушел в бизнес (в компанию «Мечел». — Ред.). Стало не до этого… Теперь хочется ее закончить.

А вот краудфандинг — это скорее попытка прощупать интерес читателей. До сих пор «Чувство Стаи» читали всего человек 300. Теперь хочется, чтобы ее прочитали пару тысяч. И решили (и проголосовали своими действиями) — нужно ли им это дальше.

Писать все равно буду, но если спрос будет понятным — это стимул писать быстрее.

А вообще, это отдушина, а не бизнес. Больших денег в литературе почти не бывает. Но накапливаются мысли, которыми хочется поделиться. Например, я сейчас решаю задачку, как вставить в сюжет мой опыт жизни в Киеве и все, что тут происходило в последние полгода. Учитывая, что события разворачиваются в 90-е годы прошлого века, будет непросто. Но можно. Фантастика — это идеальный инструмент донесения четко сформулированной мысли.

 

Расскажите друзьям про новость