04 Ноя 2014, 10:28

Екатерина Ушакова о своем переходе из Liquid7 в ИКРу

Екатерина Ушакова покинула пост директора Liquid7 Digital Content House и возглавила представительство школы ИКРа в Украине.

Екатерина Ушакова о своем переходе из Liquid7 в ИКРу

Екатерина Ушакова, , покинула пост директора Liquid7 Digital Content House и возглавила представительство школы ИКРа в Украине. Причины таких карьерных изменений и планы на новом месте работы — в эксклюзивном интервью MMR.

 

Екатерина, почему произошел локальный переход ИКРы от Макса Бурцева к вам? Какова ваша история отношений с проектом, роль сейчас и цели?

Про отношения ИКРы с Бурцевым я ничего толком не знаю. Я появилась в истории ИКРы на том  этапе, когда (основатель ИКРы) уже искал нового партнера проекта в Украине.

Как мы "нашлись"? Да очень обычно — через друзей друзей. Один из преподавателей киевской ИКРы, Саша Здрок, рассказал моей сотруднице в Liquid7, что ИКРа ищет нового партнера в Украине, она передала это мне. На тот момент я уже была наслышана о школе: как работодатель, я не раз отправляла своих сотрудников на ее тренинги. И у меня сложилось четкое понимание, что ИКРа — очень хорошее, а возможно, и лучшее место для повышения квалификации любого digital-специалиста. После ИКРы люди меняют жизнь, работу, сферу деятельности.

Так что я поняла, что могу присоединиться к проекту, который очень отличается от всего, что я делала до сих пор. Этот проект созидает. Результаты его работы — люди, довольные изменениями, которые с ними произошли: посетители тренингов приходят вдохновленные, с целым багажом новых умений и знаний, которые начинают применять прямо сейчас. Меня это очень подкупило: видеть результатом своей работы воодушевленных людей, а не только цифры, обозначающие прибыль, как в большинстве бизнесов. Поэтому я сразу увлеклась возможностью подключиться к ИКРе.

Так нас с Васей заочно познакомили. Мы "поскайпились" пару раз, Вася рассказал много об ИКРе и о том, какого человека он сейчас ищет; я рассказала о своих мотивах примкнуть к ИКРе. Съездила в Москву на финальные презентации команд основного курса*. На носу как раз был запуск седьмого основного курса в Украине. Решили начать, попробовать до нового года, а там решить относительно финального сотрудничества, условий и т. д.

На данный момент я — партнер, другими словами, директор киевской ИКРы. Обязанности — как у любого директора: отвечаю за стратегическое развитие и операционную деятельность проекта в Киеве. В команде киевской ИКРы вместе со мной появился в роли методиста — человека, который отвечает за то, что мы преподаем, чтобы мы следовали единой методике ИКРы, все было логично и последовательно, а также Саша отвечает за работу с преподавателями. В команде Киева есть еще два человека: Маргарита Архипова — декан Основного курса, и Настя Хорошевская — повелительница интенсивов.

Мои ближайшие цели в качестве партнера проекта в Украине — наладить процессы и отстроить систему его работы. Многое нужно "чинить" в имидже ИКРы. Да и в целом, проект долго не напоминал о себе, люди просто не знают, что такое ИКРа, чем отличается от всего остального. А ведь в проекте много уникального: от контента и методики образования, которые разрабатывает Вася Лебедев, до доступа к международному комьюнити профессионалов в digital.

К долгосрочным целям я отношу выведение в Украине новых продуктов ИКРы (кроме основного курса и интенсивов), возможно, будет корректировка существующих курсов — пока не знаю, нужно провести анализ и посмотреть. К новым продуктам относятся, в первую очередь, корпоративное обучение — это специально создаваемые курсы под запрос как для клиентов, так и для агентств; и коммуникационный консалтинг. В России это направление сейчас очень интенсивно развивается.

Пример — последний проект для Ростелекома: команда ИКРы разработала 5-дневный курс по брендингу для компании, цель которого — заложить единое понимание целевой аудитории Ростелекома, позиционирования, сути бренда во всех филиалах страны. Также в помощь маркетологам ИКРа разработала темплейты проведения тендеров на коммуникационные услуги, примеры брифов для разного типа агентств, критерии оценки коммуникационных стратегий, креативных идей, активаций, промомеханик и др. В общем, громадная, интересная и очень полезная работа. Я уверена, что в Украине корпоративное обучение также будет востребовано, как отдельно для клиентов или агентств, так и в виде парных тренингов "клиент-агентство", чтобы обе стороны одинаково понимали, с чем работают, что для конкретного бренда и целевой будет считаться хорошим решением, а что — плохим.

 

Какие изменения вам кажутся неотвратимыми в проекте и кого вы видите самыми сильными "коллегами" учебного проекта? С кем будете в схватке?

Кроме тех изменений, о которых я сказала выше, можно также упомянуть систематизацию работы с преподавателями и их мотивацию. Все лекторы ИКРы следуют единой методологии. Таким образом, все материалы ИКРы и каждый в отдельности — это как вагоны одного поезда: добавляя новый вагон, вы дополняете весь состав, а не получаете оторванный кусок интересной информации, которую пока не понимаете, куда приложить. Поэтому даже 1-2-дневные интенсивы ИКРы легко и эффективно дополняют систему знаний студентов, полученную ранее на ИКРе.

Мы уже начали расширение списка лекторов (пока не основных, а, так сказать, "скамейку запасных") на текущем основном курсе и будем продолжать подбор новых и талантливых.

Параллельно с систематизацией работы с преподавателями есть цель наладить CRM-систему по работе со студентами.

Цель на 2015 год — перевести ИКРу на годовое обучение и расширить спектр предметов до интегрированных коммуникаций.

Тема конкурентов очень интересная. Я бы их разделила на три сегмента.

Сегмент 1 — однодневки. Сейчас появилось множество тренингов, семинаров на различные темы, длительностью 1-2 дня. Посетители этих занятий — не целевая ИКРы. За один день невозможно уяснить что-либо прикладное и нужное. И уж никак не удастся получить новую работу либо специальность. Любые лекции-однодневки — это скорее для вдохновения или для "потусить".

Сегмент 2 — похожие. Есть проекты с похожей системой курсов, как на ИКРе, например, КАМА. Да, мы целимся на одну и ту же аудиторию. Но наличие в ИКРе авторской методики обучения Васи Лебедева, которая создает из всех блоков единую программу, делает эти проекты очень разными. Так что по вывеске мы, скорее, конкуренты, а по ожиданиям от результата и по самому результату — мы слишком разные.

Сегмент 3 — будущее. С точки зрения того, что ИКРа планирует получить лицензию на образование, то стоит указать, что на этой территории есть один игрок, который уже выдает сертификаты международного образца в сфере digital-маркетинга. Хотя я не слышала самих лекций и не видела программу, поэтому пока не могу сказать, насколько она качественная (наличие сертификата в нашей стране, к сожалению, совсем не гарантирует качество образования).

 

Почему вы решили покинуть Atlantic Group? Ведь вы в нем выросли, были директором года, имеете отличные результаты и репутацию.

Я уже давно думала о том, что слишком зациклилась на бизнесе: клиенты — проекты — деньги, и с каждым годом все однообразнее и однообразнее. Мой профессиональный рост всегда подчинялся одному принципу: чем сложнее — тем интереснее, я люблю решать сложные задачи и обучаться новому. На практике это было либо создание позиции, которой не существовало до сих пор, либо переход в совершенно новую для меня сферу.

Примерно так и получалось: позиция, которая принесла мне первую в истории Atlantic Group награду — менеджер года — это руководитель команды "Фокстрот" (по сути, это было агентство в агентстве: представителей разных агентств собрали в одну команду, которая работала на одного клиента. В команде были креативщики, медийщики, PR-щик, BTL-щик и даже свой трафик- и продакшен-менеджер). Затем я создала нью-бизнес-отдел Talan Group. После этого я, BTL-щик, ничего не понимающая в digital, "прыгнула" в интернет-коммуникации, став директором Mediacom. Последним самым интересным вызовом для меня стало создание агентства с нуля. Я увидела перед собой массу вызовов: смогу ли разобраться в новой сфере прямо на ходу, смогу ли собрать команду, настроить процессы, получить проекты и доверие клиентов к компании без имени и опыта?

Что-то получилось, что-то — нет. Наверное, можно было продолжать, но на сегодняшний рекламный рынок переживает непростые времена. Рекламный бизнес превращается в марафонскую гонку за клиентами и бюджетами, где профессиональный уровень и качество работы все чаще уступают низким бюджетам и каким-то "альтернативным" факторам при принятии решений в тендерах.

В этих условиях страдают и профессиональный рост, и материальное вознаграждение. Поэтому я решила уйти из рекламы и стараюсь организовать свою работу так, чтобы мой заработок не зависел от экономики Украины.

 

ИКРа — это же не единственное "что дальше"?

ИКРа мне очень нравится. Долгосрочная цель ИКРы — получить гослицензию на образование и обучать студентов наравне с другими вузами. Я бы с удовольствием поставила себе "плюс" за реализацию этой цели. Обучать ИКРа будет интегрированным коммуникациям, а не только digital.

Что "дальше"? В последнее время я часто задумываюсь над вопросом полезности того, что я делаю. Я даже начала строить параллели. Например, польза от работы дворника очень очевидна: было грязно — убрал — чисто. Также очевидна польза от работы врача или учителя: болеет — вылечил — здоров; не знает — научил — знает. Мне бы очень хотелось, чтобы "дальше" я делала больше полезного. И еще один критерий, который хочется применить к тому, что дальше — я хочу, чтобы я легко могла рассказать детям, что я делаю и зачем это нужно.

Прошел пока только один день, как я дома. Так что я сама с удовольствием хочу заглянуть в "дальше".

 

Примечание:

*Основной курс — это главный учебный блок ИКРы, он длится пять месяцев, проходит два раза в году, на нем три раза в неделю студентам преподают ключевые составляющие digital-коммуникаций — стратегию, креатив, продюсирование, медиа, клиент-сервис. Далее студенты получают реальный клиентский бриф от реального клиента, по которому готовят выпускной проект. Они презентуют его этому же клиенту, который в итоге может купить понравившийся проект и реализовать его.

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео