А каковы ощущения через три-пять-семь или даже десять лет в отрасли? Не возникает ли у вас ощущения, что как специалист на эволюционной лестнице от амебы до человека вы сейчас где-то чуть выше лягушки, максимум на сушу выбрались?
Если возникает, с вами все ОК!
Феномен того, что чем больше человек познает, тем больше осознает скудность своих знаний, был описан еще Сократом. Позже Чарльз Дарвин говорил о том, что невежество чаще рождает уверенность, нежели знание. Еще ближе к современной формулировке подобрался британский философ-математик Бертран Рассел, который сказал: «Одно из неприятных свойств нашего времени – в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».
И только в 1999 году эти философские умозаключения подтвердились серией качественных научных экспериментов.
Ученые Джастин Даннинг и Дэвид Крюгер предположили, что людям с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерны:
— Завышенная оценка собственных умений;
— Неспособность адекватно оценить действительно высокий профессиональный уровень у других;
— Неспособность понять всю глубину своей некомпетентности.
Исследования полностью подтвердили их гипотезу: наименее компетентные люди очень переоценивали себя, причем чем хуже были способности, тем большую оценку они давали сами себе. А самые способные/компетентные имели тенденцию свои способности недооценивать.
Во второй части эксперимента испытуемые изучали результаты теста остальных участников, а потом повторно оценивали себя. Компетентные сравнили себя с остальными и поняли, что лучше, чем ожидали. Поэтому они подкорректировали свою самооценку в верном направлении. А некомпетентные даже после изучения тестов других людей свою завышенную самооценку не изменили, то есть собственную некомпетентность на фоне других не видели.
В конце эксперимента стало ясно, как преодолеть этот механизм. Оказалось, что обучение помогло снизить уровень тревожности у компетентных испытуемых, что положительно сказалось на работе. Кстати, и у второй части «подопытных» появилась способность осознать уровень своей реальной компетенции после обучения и снять розовые очки, мешающие профессиональному развитию.
Так что загонять себя в яму уничижения или наоборот старательно не замечать собственных недостатков не стоит. А вот регулярно учиться – это верный способ держать на должном уровне и профессионализм, и душевное благополучие.
Именно такое обучение, информативное и вдохновляющее одновременно, мы хотели получить, когда создавали «Высшую школу коммуникаций».
Сейчас на курсах школы спикеры помогают специалистам рынка освежить, дополнить и систематизировать свои профессиональные знания, а предпринимателям и управленцам – поднять свой бизнес на новый уровень благодаря эффективным инструментам маркетинга. Кроме того, ВШК – это качественный нетворкинг, возможность найти клиента, партнера или сотрудника, а также сравнить себя с коллегами по сфере, которые являются конкурентами на рынке труда.
С 16 по 19 марта 2017 года «Высшая школа коммуникаций» проведет интенсив «Реклама и PR».
На курсе будут освещены 4 тематических блока:
— Коммуникационная стратегия;
— PR;
— Digital;
— Инструменты.