Пара-па-па-пам: джинглы, которые изменили мир рекламы
21 Сен 2020, 11:41

Пара-па-па-пам: джинглы, которые изменили мир рекламы

Джингл — небольшая музыкальная фраза, обычно с вокальной пропевкой (но не обязательно). Идеальный джингл поселяется у вас в голове и будет крутиться весь день, а при следующем прослушивании — вы сразу же увидите образ товара или услуги прямо у себя перед глазами. Как он появился и какова его судьба сегодня?

История появления

Некоторые источники утверждают, что следы джинглов можно найти еще в Древнем Риме или в Англии времен Шекспира. Но мы не будем углубляться так далеко. Начнем свой рассказ с Америки прошлого века. Первые джинглы возникли отнюдь не для рекламы товаров, а в эфире радиостанций около 100 лет назад.

Тут нужно сделать небольшое отступление и сказать, что в отличии от хорошо знакомых нам Kiss и Хит FM, американские радиостанции кодировались 4 буквами, например, WSHB, KFVE и KDWB. Первая буква всегда означала расположение станции относительно реки Миссисипи: «W» — восточнее реки, а «К» — западнее. Такой принцип используется до сих пор. А дальше прибавлялось название города или места, где размещалась станция. Например, KASD — Aberdeen South Dakota или KWCR — Weber College Radio. Бедняги ди-джеи должны были произносить полные названия десяток раз в день. А слушатели безуспешно пытались запомнить сочетание букв любимой радиостанции.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Так продолжалось какое-то время, пока не возникла гениальная идея пропевать буквы. Что уж и говорить: простое наложение мелодии гораздо упростило жизнь всем.

Джинглы вскоре превратились в особый музыкальный жанр. Их нельзя было спутать ни с какой другой музыкой. «Люди говорили о хоре «Мэдисон Авеню», о звучании множества голосов, поющих вместе, восхваляющих что-то, и о мягком джазе или легком оркестровом фоне», — говорит Тимоти Тейлор, этномузыковед из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Результат был таким же искрометным, как детский стишок, независимо от того, был ли продукт нацелен на детей.

Эти джинглы не походили на поп-песни, но по мере роста их популярности некоторые из них нашли перекрестную привлекательность. Песня 1939 года «Pepsi Cola Hits the Spot» стала хитом сама по себе, и Pepsi выпустила более миллиона записей этой песни.

Позже, радиостанции стали крутить музыку разных направлений, а потому композиторы, подстраиваясь под стиль станции, начали писать музыку в разных жанрах, от джаза до рока, и даже экспериментировать с электронной музыкой. Одним из новаторов был джазовый пианист и композитор Рэймонд Скотт, который сам собирал целые музыкальные машины. Такие себе прототипы современных синтезаторов и драм-машин. Неудивительно, что его джинглы особенно выделялись и пользовались большой популярностью. Их можно встретить в рекламе лекарства от кашля, Nescafe, Sprite, и даже рекламе автомобилей. Хотя нам он более известен по мультфильмам про кролика Bunny и утёнка Daffy.

Первые рекламные джинглы

Первооткрывателем стала компания на грани банкротства «General Mills», которая запустила рекламу хлопьев из злаков в Миннеаполисе в канун Рождества 1926 года. И оказалось, что именно в этом одном штате с полок сметали хлопья. Компания немедленно запустила рекламу на национальном уровне. И как результат — рост продаж быстро и навсегда утвердил бренд Wheaties по всей стране.

Другие рекламодатели быстро осознали ценность создания индивидуальной музыкальной мелодии, которая передала бы название их продукта более уникальным и запоминающимся образом, чем просто диктор.

Еще один пример удачного использования джинглов — компанией Pepsi Cola, которая хотела подчеркнуть достоинство бутылки в 12 унций — вдвое больше, чем у лидера рынка Coca-Cola, — но по цене всего пять центов. Рекламное агентство из Нью-Йорка наняло писателя и музыканта, Аллана Кента и Джинджера Джонсона, которые использовали древнеанглийскую охотничью песню John Peel. Кент придумал несколько простых рифм и, по их словам, джингл был закончен за десять минут.

Получившийся джингл стал сенсацией и помог Pepsi Cola стать одним из самых популярных в стране брендов безалкогольных напитков. Компания продолжала использовать песню на радио в течение многих лет.

Procter & Gamble была еще одним рекламодателем, добившимся заметного успеха на радио. Руководители P&G считали, что для успешной радиорекламы необходимо постоянно повторять название бренда, и во многих их роликах использовались умные джинглы, например, для стирального порошка Duz. Рекламный ролик длился всего 15 секунд, но повторяющееся написание «D-U-Z» звучит девять раз, а само название бренда поется еще два раза. Подобное повторение использовалось в большинстве радиорекламы P&G, и эта техника способствовала огромному увеличению продаж различных брендов компании.

Радио + ТВ

С появлением нового канала для распространения рекламы, а именно с появлением телевидения, вырос и спрос на использование джинглов, поскольку спонсоры крутили одну и ту же мелодию на радио и телевидении. Одна из самых успешных рекламных кампаний 1950-х годов была использована для представления сигарет Winston, нового бренда, производимого R.J. Reynolds Tobacco Company. Слоган продукта «Уинстон хорош, как и должна быть сигарета», был настроен на запоминающуюся мелодию, захлестнувшую радиоволны.

В 1993 году компания Coca-Cola сменила агентство на Creative Artists Agency (CAA, LA, США) для разработки новой рекламы. CAA нанимало лучших и самых ярких продюсеров и режиссеров в этой области. Такие знаменитости, как  Кен Стюарт (идейный вдохновитель легендарных белых медведей Coca-Cola)  и Роб Райнер создали рекламу, использовав слоган «Всегда кока-кола». Этот джингл мгновенно стал классикой. Короткий и емкий, он легко запоминался и звучал даже без слов.

https://youtu.be/RwsKKfJdS5E

И хоть компания за более 100-летнюю историю сменила около 50 разных слоганов, этот остается одним из наиболее узнаваемым.

Тут нельзя не упомянуть еще одну рекламную кампанию, представленную CAA для Coca-Cola, которая звучит со всех экранов и по сей день. С первых нот становится понятно, что «Праздник приближается». Coca-Cola всегда культивировала ассоциацию с праздничным периодом еще с первых рекламных роликов 1930-х годов, но именно эта реклама наиболее успешно установила связь между брендом и Рождеством.

А в 2018 году MONATIK в коллаборации с Coca-Cola Ukraine выпустил новую версию легендарного хита «Свято наближається» в собственном прочтении!

Говоря о самых запоминающихся джинглах, нельзя не сказать о кампании для McDonald’s. В 2003 году компания провела конкурс среди множества международных рекламных агентств. Победиланебольшая немецкая фирма Heye & Partner, предложив слоган «I’m loving it» («Ich liebe es»). Составляющей частью рекламной кампании был джингл. Как это обычно бывает, вдохновением для мелодии послужила обычная девушка, бэк-вокалистка, которая напевала простое «ба-да-ба-ба-ба» на записи в студии. Президент музыкальной компании Mona Davis Music Том Батой решил, что такой мотив запомнит каждый.

https://youtu.be/eBlD2N_AwgI

Кампания обошлась McDonald’s в $1,37 миллиарда, а джингл был использован в 5 роликах, переведен на 11 языков и запущен по всему миру. В США ролик озвучивал Джастин Тимберлейк, а компания McDonald’s даже спонсировала его европейский тур.

Иногда джинглы работают настолько эффективно, что становятся популярнее композиции-оригинала. В качестве примера можно привести песню Venus, написанную Робби Ван Лиувен. В 1970 году ее исполнила голландская рок-группа Shocking Blue. В 1986 году она получила второе рождение благодаря британской женской поп-группе Bananarama. Именно в ее исполнении она прозвучала в рекламе бренда женских бритв Gillette, с которым эта песня ассоциируется до сих пор.

https://youtu.be/RxbZsZ5mOQM

Отдельно хочется вспомнить, Квитку Цисык, известную украинскую певицу, которая в начале 1980-х стала одной из самых дорогих исполнительниц рекламных джинглов и песен в США. В течение 16 лет она была единственным голосом Ford Motors, а также пела для McDonald’s, Coca-Cola, Pepsi-Cola, American Airlines, Toyota и др. Самый известный ролик в ее исполнении «Have you driven a Ford lately?» для Ford.

А что у нас?

В то время, как Америка подустала от простых несложных песенок, дети Советского Союза только открывали для себя большой мир рекламы. Поколение до сих пор помнит, что нужно просто добавить воды, и что Мамбу любят все. И Сережа тоже.

Предприниматель Сергей Выходцев нашел формулу растворимого напитка Invite+, который стал самым узнаваемым и незаменимым в 1990-х годов. Он привез образец из Африки и ученые, которые занимались исследованиями ракетного топлива, согласились изучить порошок и приготовить подобный на его основе. Слава пришла мгновенно. Невероятную популярность принес особенно простой и понятный джингл со слоганом «Просто добавь воды».

В современной Украине джинглы используются крайне редко. Но все же есть несколько удачных примеров, когда джинглы добавляют узнаваемости и ненавязчиво говорят о товаре или услуге.

Маркетплейс Prom.ua сменил стратегию и снял несколько роликов, где в конце есть отчетливое и узнаваемое «Пром-пом-пом», которое можно напевать, закупаясь на сайте. Рекламную кампанию разрабатывали вместе с агентством Banda.

В рекламной кампании для онлайн-сервиса объявлений OLX агентство Fedoriv воспользовалось хорошо зарекомендованными приемами: звезда в кадре, несколько повторов названия OLX и в конце ролика небольшой рингтон — звуки миди-клавиатуры, своеобразный отсыл к джинглам эпохи электронных экспериментов. Все это в комплексе работает, люди точно будут напевать песню, а финальные ноты всегда укажут на рекламируемую платформу.

Еще одна рекламная кампания появилась совсем недавно. Команда агентства Brain Tank использовала приемы, применяемые на заре создания джинглов в рекламной кампании для бренда «Слов’яночка». Простой мотив, повторяющийся рефрен с обозначением бренда и его выгод для покупателя — тройной удар по гиппокампу человека.

Кратко в конце

И напоследок нужно сказать немного о знаковых джинглах, которые не заняли более 5 секунд, но запомнились людям на долгие годы.

Наиболее узнаваемые 5 нот звучат в джингле, который написал композитор из Лос-Анджелеса Уолтер Верзова в 1994 году под руководством Intel. Сам он говорит, что слоган «Intel Inside» вызвал в его голове мелодию, и ритм был вдохновлен его слогами. Каждый из пяти тонов представляет собой смесь различных синтезаторов, в основном ксилофона и маримбы.

Недолгое пребывание Will.i.am в должности директора по творческим инновациям Intel не имело большого влияния, хотя фронтмен Black Eyed Peas пробовал джингл для своего трека 2013 года Geekin.

Ну и напоследок, Nokia, которая объединяет людей звуками Grande Vals. Эта мелодия является фразой из композиции для гитары соло испанского классического гитариста и композитора Ф.Тарреги, написанная в 1902 году. В 1990-е она стала первым узнаваемым музыкальным рингтоном на мобильном телефоне. В 1992 году Nokia использовала Gran Vals в качестве фоновой музыки в рекламе Nokia 1011.

Использованные материалы: Wiki, the atlantic, katacult.com, thedrum.com, washingtonpost.com, newsroom.intel.com, researchgate.net (Steve Craig, University of North Texas).

Кавер: Unsplash

Расскажите друзьям про новость