Дозировать, упрощать, сокращать: как убедиться, что текст — понятный
28 Май 2019, 11:35

Дозировать, упрощать, сокращать: как убедиться, что текст — понятный

Директор по коммуникациям ДТЭК Энерго Ирина Милютина с правдой о текстах: простой ≠ тупой, простой = понятный

Директор по коммуникациям ДТЭК Энерго Ирина Милютина написала колонку о текстах: почему простой текст ≠ тупой и как убедиться, что текст — понятный.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Пришло время окончательно признать победу простых, эмоциональных и понятных спикеров и сообщений. Инаугурационная речь нового президента, предвыборная программа Дональда Трампа, запуск ракеты Илоном Маском… Вспомните, когда вы в последний раз читали сухой длинный текст? А газету от начала до конца?

Что ж. Статистика на вашей стороне:

1. Nielsen Norman Group провели исследование с помощью Eyetracking. Короткие тексты (до 3 тысяч знаков) дочитывают на 58% больше, чем длинные. И только 16% людей сразу читают текст. 79% сначала просматривают страницу и читают только, если выцепили что-то полезное. И польза должна быть для него, а не для компании или автора материала.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

2. Человек больше не ищет информацию. Она находит его. Одна и та же публикация набирает на сайте около 200 просмотров, а в соцсети — переваливает за 5 тыс. А все потому, что получатель информации на сайт ходить не готов.

3. 38% пользователей читают заголовок и первые 4-5 предложений на сайте. 10-12% — после первых 2-3 абзацев, еще 5-7% уходят после «первого экрана» — когда нужно проскроллить статью. То есть, до конца не дочитывают 53-57% пользователей.

1 минута 27 секунд — среднее время на прочтение в сети. С мобильных еще меньше — 1 минута 12 секунд. И именно в эту драгоценную минуту важно уместить весь смысл и пояснить читателю, какая ему от этого польза

Ирина Милютина
Директор по коммуникациям ДТЭК Энерго

Как часто вы слышите, что от простого текста до примитивного — два слова. Дескать, читателя нужно образовывать, а примитивизм — это плохо. Возможно. Но когда вы видели примитивный текст? И какой он, примитивный? Текст, в котором «уголь» называют «черными блестящими камушками», а «теплоэлектростанцию» — «большим домиком с трубой»? Звучит забавно. Но шансов прочесть, а тем более написать такое не больше, чем встретить дракона.

Когда все понятно, нам кажется, что это слишком просто. А должно же быть по-умному, чтобы вместить в три строки два высших образования и 50 книг, прочитанных за лето, чтобы интеллект сквозил из каждой фразы. Но кому это надо? Время — один из главных дефицитов современности. Человек не готов тратить драгоценные минуты на что-то длинное и сложное. Клиповое мышление внесло свои коррективы. Потому контент нужно дозировать, упрощать и сокращать. И главное — выхолостить его до смысла.

Согласитесь, суть фразы:

«Колесные центры новых электровозов ранее покрывались временным антикоррозийным покрытием, что недостаточно хорошо обеспечивало защиту продукции при транспортировке открытыми вагонами, особенно если период транспортировки совпадал с продолжительными осадками в виде дождя и снега»

можно передать словами:

«Чтобы защитить запчасти для электровозов от снега и дождя, мы покрываем их антикоррозийным средством».

Короткая инструкция, как убедиться, что текст — понятный:

1. Вы точно знаете, что именно хотите донести вашему читателю этим текстом и можете уместить это максимум в 10 слов.

2. В тексте нет длинных и сложных слов, профессиональных терминов, кроме текстов для специфической профессиональной аудитории.

3. В тексте нет очевидных выражений «пришла зима и на улице похолодало».

4. В тексте нет аббревиатур и сокращений, которые люди не используют постоянно (пример: СБУ — понятное сокращение, КПД и КИУМ — непонятные сокращения).

5. В тексте нет лишних слов, которые не несут смысловой нагрузки (вместо «группа в количестве 200 человек» — «в группе 200 человек»).

6. Вы знаете ключевое сообщение для этого текста и, прочитав текст целиком, точно можете его выделить и назвать.

7. В тексте нет перебора с цитатами, подробностями, цифрами и деталями. Текст целостный и его смысл понятен.

Писать просто и по сути невероятно сложно. Ведь годами мы привыкали писать иначе. Эйнштейн однажды сказал: «Просто объяснить сложное — сложно. Сложно объяснить сложное — просто».

Но эра сложных многоярусных сообщений закончилась так же, как когда-то закончилась эра немого кино. Пришла эра смысла. И уважения к читателю и его желанию понять, о чем же написано.

Расскажите друзьям про новость