Люди хотят потреблять персонифицированный контент в том месте, где им удобно и нужно, и тот контент, который востребован в данное время и в данном месте. Большой экран — скорее признак элитарности потребления контента, и требование к нему становится таким же, как и к другим гаджетам — потребители хотят получать то, что хотят, быстро и качественно. Наблюдается переход от традиционного ТВ к другим типам TV&Media сервисов.
Украинские пользователи уделяют просмотру ТВ и видео-контента 38 часов в неделю. Из них более шести часов приходятся на фильмы, сериалы, ТВ-шоу, новости, демонстрируемые на эфирных каналах. Пользователи в возрасте 35–59 лет смотрят эфирные фильмы почти в два раза больше, чем респонденты в возрасте 16–34.
Около половины аудитории заявляет, что ежедневно испытывает трудности с поиском интересных фильмов и передач по традиционному ТВ. Процент неудовлетворенных контентом пользователей OTT-сервисов – не более 28%.
Важен как международный, так и локальный контент. Еще никому на рынке не удавалось удержать потребителя только локальным или только международным контентом: международный контент более рейтинговый с позиции рекомендаций в сети, но украинский масс-маркет по-прежнему выбирает сериалы «домашнего» производства.
>55% активных потребителей контента просматривают интернет-контент на экранах ТВ. Проникновение Smart TV у активных пользователей медийного контента — 57%. При этом 85% считают, что имеют доступ ко всем желаемым приложениям и сервисам.
Эти данные не подтверждают прогноз, который так долго обсуждался — что экран с каждым годом будет уменьшаться и даже дома контент будет употребляться с экрана смартфона. Люди по-прежнему хотят потреблять контент с большого экрана с качественным разрешением. Эта тенденция актуальна для Украины, особенно для пользователей, которые потребляют непиратский контент. Тем не менее, согласно исследованию, подростки потребляют контент практически везде: в кровати перед тем как встать утром, в дороге, в течение дня (дома или на работе), перед сном, в гостях — маленький и большой экран меняется в зависимости от места потребления.
Видео смотрят традиционно вечером, а также появился поздний прайм для телеканалов, которые можно смотреть на мобильном устройстве — он приходится на 23.00-23.30 вечера.
Вечерний просмотр видео-контента характерен для пользователей всех возрастных категорий: 88% опрошенных в возрасте от 16 до 19 лет и 98% в возрасте от 55 до 69 лет отметили, что просматривают видео-контент в конце дня. 7 из 10 украинских подростков смотрят ТВ и видео-контент перед тем, как лечь спать.
Только 12% пользователей планируют отказаться от телевизора в течение следующих двух лет, а около 70% опрошенных заявили, что не сделают этого никогда. При этом отмечено, что потребление «чистого» ТВ-контента стало фоновым.
Миллениалы (причем обоих полов) предпочитает игровой контент и видео, посвященное соревнованиям по компьютерным видеоиграм — киберспорт. 13% пользователей просматривают около 35 минут подобных видео (в основном это видео-руководства) в неделю.
Популярен User Generated Content «собственного» производства. Среди тинейджеров и детей — это обучающее видео «сделай сам» — его смотрят 45% опрошенных по 125 минут в неделю (18% от общего просмотра видео в неделю). Более 30% считают важным доступность User Generated Content на ТВ.
На видео-по-запросу (VOD) и потоковое видео приходится около 35% от всего времени просмотра контента. Украина остается пиратским рынком, но доля нелегального контента постепенно снижается. Наиболее популярным среди украинцев сервисом для просмотра VOD остается YouTube: 55% респондентов пользуются этим сервисом чаще всего, а 33% отметили, что смотрят видео с YouTube как минимум раз в неделю. 31% опрошенных украинцев просматривают видео на Megogo. Столько же пользователей загружают контент с торрент-ресурсов.
Украинцы платят за видео-контент 381 грн в мес., включая подключение к сети, абонплату за ТВ, видео-по-запросу, поход в кинотеатр и т.д. При этом респонденты в возрасте от 16 до 24 тратят 412 грн в месяц, из них на доступ к кабельному ТВ и на посещение кинотеатров приходятся почти равные суммы — 37% и 40% соответственно. Украинцы старше 45 лет готовы тратить на кино приблизительно в 1,5 раза меньше. Хотя за подписку на сервис видео-по-запросу люди старшего возраста готовы платить больше – 28% от суммы. В целом старшее население менее склонно платить за контент по разным причинам.
42% украинцев готовы платить за отсутствие рекламы, но не делают этого. На Megogo последние 4 года пользователям предлагается отказаться от рекламы за взнос от 1 до 20 грн, но услугой пользуются единицы.
При этом 62% опрошенных заявляет, что реклама мешает им потреблять больше видео-контента. Вторым по значимости является фактор доступа к качественному, разнообразному и мобильному видео-контенту — он важен для 35% пользователей.
Качество мобильного интернета тормозит развитие мобильного ТВ. 3G не достаточен для просмотра «тяжелого» контента — видео и ТВ-трансляций, также такой тип связи достаточно дорогой.