Долго ли ещё «гуглить»?
15 Июл 2010, 12:35

Долго ли ещё «гуглить»?

Долго ли ещё «гуглить»?

 

«Семидесятые» называли эпохой IBM, «восьмидесятые и девяностые» — эпохой Microsoft, а «нулевые» — эпохой Google. Сейчас интернет-гигант выглядит успешной, стабильно и бурно развивающейся корпорацией. Но IT-бизнес тем и примечателен, что здесь всё быстро меняется, а потому мы можем скоро перестать говорить о ней с придыханием. В самом деле, Google удаётся не всё, за что она берётся.


Монопольные проблемы

Самая главная и очевидная проблема для Google сегодня состоит в том, что государственные регуляторы Европы и США давно уже смотрят на неё примерно так, как когда-то смотрели на Microsoft. Буквально на днях стало известно, что интернет-гигант хочет приобрести туристический сервис ITA Software, чтобы в будущем на его базе создать открытый информационный сервис для путешественников. Эта сделка привлекла внимание федеральной торговой комиссии США и минюста. Сделка стоимостью 700 млн долларов оказалась на грани срыва. Пару недель назад федеральные власти хотели было заблокировать сделку Google по покупке продавца мобильной рекламы AdMob, но там обошлось.

 

Хуже обстоят дела у корпорации в отношениях с европейскими властями. Брюссель уже развернул против гиганта настоящее расследование, и в ближайшее время юристы Google будут «отбиваться» от нападок чиновников в суде. Комиссар Еврокомиссии по антимонопольной политике Хоакин Альмуния заявил, что на Google всё чаще и чаще поступают жалобы от мелких участников рынка. Самое грозное обвинение состоит в том, что поисковая система Google ранжирует результаты поиска не всегда честно и справедливо. Это обвинение может повлечь за собой серьёзные денежные санкции и репутационные издержки. На расследование деятельности компании уйдёт пара месяцев. А дальше — берегись!

 

Четвёртый iPhone против Android

Если внимательно присмотреться к деятельности Google на рынках присутствия, то окажется, что и там не всё так гладко. Позиции корпорации незыблемы только в том, что касается поиска. В других направлениях очевидны некоторые проблемы.

 

Взять хотя бы рынок мобильных устройств. Ещё пару месяцев назад казалось, что для Google всё складывается успешно: глава корпорации Эрик Шмидт говорил о том, что ежедневно в мире продаётся 140 тыс. устройств на базе Google Android. Но вот в продаже на мировом рынке появился Apple iPhone 4, который всего лишь за три дня разошёлся тиражом 1,7 млн штук. Это значит, что что показатели Google превышены в 4 раза. И это при том, что интернет-гигант распространяет при помощи своих партнёров только ОС, а её ближайший «яблочный» конкурент очень неплохо зарабатывает на продаже устройств. Рыночная доля операционной системы Android, впрочем, растёт — с февраля по май 2010 года эта система увеличила свою долю с 9 до 13% американского рынка смартфонов, но доля смартфонов от RIM (41,7%) и Apple (24,4%) остаётся подавляющей.

 

На мобильном рынке у Google есть и ещё одна проблема. Google рассчитывала зарабатывать на демонстрации рекламы на мобильных устройствах, привязанных к её сервисам. Для этих целей и была куплена AdMob. Но вместе с iPhone 4 Apple запустила собственную рекламную платформу — iAd. Для Стива Джобса борьба за этот рынок с бывшим партнёром носит принципиальный характер. И, скажем прямо, фаворитом в этом противостоянии выглядит как раз «фруктовая компания»: её iPhone 4 сегодня вне всяких сомнений является лучшим коммуникатором на рынке.

 

Экспансия Android на рынок планшетов также, несмотря на заверения партнёров Google, ещё не началась. Сколько-нибудь достойных конкурентов Apple iPad на рынке нет. Определённые надежды публика связывала с тайваньской HTC, которая, кажется, осталась единственным в мире производителем мобильных устройств, мало-мальски сопоставимых по качеству с «яблочными». Но HTC уже публично заявила, что в ближайшее время ждать от неё планшета не приходится. Причина банальна: в HTC не хотят создавать тривиальное устройство, а идей и технологий для того, чтобы «побить» iPad, у компании пока нет. Планшетник Apple пока остаётся уникальной платформой для распространения и контента, и рекламы. Google этот рынок ещё не потеряла, но на нём она оказалась догоняющей.

 

Соц-соревнование

По слухам, интернет-гигант планирует в ближайшее время запустить свою полноценную социальную сеть Google Me. В отличие от Buzz (или «Живой ленты» — так в русскоязычном интерфейсе) — некоего подобия ленты новостей на Facebook, но для пользователей Gmail, в Me можно будет создавать фотоальбомы, делиться контентом и играть в игры прямо из браузера. В игры Google также вложилась: как стало известно на этой неделе, компания инвестировала около 100 млн долларов в крупнейшего мирового разработчика игр для социальных сетей Zynga.

 

С помощью её технологий корпорация планирует запустить проект Google Games. Только вот в чём проблема: у Facebook уже больше полумиллиарда пользователей, и догнать её — отдельная задача. Возможно, даже непосильная.

 

Ещё один проект корпорации — «облачный» офисный пакет Google Docs. До сих пор название этого сервиса было синонимом понятия «веб-приложение», но Microsoft, предвидя изменения на рынке, уже выпустила свой Office Live. У него, конечно, много недостатков, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что у Microsoft по части создания программ для обработки офисных документов опыт гораздо серьёзнее. Так что и здесь борьба будет в самом разгаре.

 

Хром и молнии

Большие надежды в Google связывают и с операционной системой Chrome OS, которая должна появиться на рынке к концу этого года. Эта построенная на базе браузера платформа будет использовать веб-приложения вместо традиционных и предложить заменить жёсткий диск компьютера на онлайн-хранилища данных. Идея интересная, но пока ещё непонятно — насколько такая инновация окажется приемлемой. Круглосуточный доступ к сети даже в США есть далеко не у всех, а тот факт, что будущая ОС, судя по анонсам Google, будет поддерживать исключительно SSD-диски, способен существенно ограничить её популярность. Chrome OS позиционируется в качестве платформы для дешёвых нетбуков, но твердотельные накопители всё ещё гораздо дороже обычных HDD.

 

Ищем проблемы

Хватает у Google и других проблем: её проект Books обходится слишком дорого и из-за прямых затрат, и из-за многочисленных штрафов и расходов на судебные разбирательства с издателями, а повышающий эрудицию Street View регулярно вызывает протесты со стороны защитников тайны личной жизни. Кажется, у Google не осталось ни одного проекта, реализация которого не вызывала бы проблем и вопросов.

 

В конце концов, даже в главном направлении деятельности Google — поиске в интернете — гигант может наткнуться на встречный ветер. Виды на этот рынок имеет Apple. Слухи об этом ходили весьма упорные ещё совсем недавно. И основания для этих опасений есть: во-первых, у Джобса есть «зуб» на Google за выход поисковика на рынок смартфонов; во-вторых, Apple сегодня — крупнейшая технологическая компания в мире, а потому вполне может претендовать на лавры и на этом рынке. Простая арифметика: чистая прибыль Google по итогам первого квартала 2010 года составила 1,96 млрд долларов, а доход — 6,8 млрд. Apple же за этот период получила чистую прибыль в размере 3,07 млрд долларов, а выручка при этом составила 13,5 млрд. У Apple достаточно ресурсов для реализации новых проектов, чем у главного конкурента.

Чтобы сотворить новую поисковую систему, запредельных денег не нужно. Когда-то ушедшие из Google инженеры создали поисковик Cuil.com, и надо сказать, получился он весьма занимательным. Проиндексировано в нём, по уверениям разработчиков, более 127 млрд веб-страниц. Это больше, чем у Google. Первоначальные инвестиции в проект составили всего около 50 млн долларов. Бренда нет, зато есть технологии. А когда появится нечто подобное под логотипом Apple, Google в интернет-поиске может получить серьёзного конкурента. Что ж, тем лучше будет пользователям…

 

Валентин Мальцев

 

Расскажите друзьям про новость