30 Сен 2021, 16:53

«Серьёзным драйвером стало появление иностранных креативных директоров»: Дмитрий Клищик про 30-летнюю эволюцию дизайна в Украине

Дмитрий Клищик работал арт-директором на «Новом канале», киевским Head of Design в Fedoriv, а позже основал и стал креативным директором в агентстве Ossome. Он работает в дизайне с девяностых и за карьеру получил много наград — BDA / Promax, Effie, Awwwards, Телетріумф, Pixel, Identity, Ukrainian Design. А 16 октября он будет главой жюри CASES: Design Challenge — масштабном ивенте для дизайнеров этой осени.

Вы в креативных индустриях с 1992 года. Насколько сильно изменился рынок креатива за 30 лет?

Рынок ставил себе новые сложные и непонятные задачи. В 90-х годах это было сильно связано с телевизионным дизайном, например, и вообще со всякими новыми медиа. Если в дизайне логотипов с 70-80-х годов были специалисты, которые рисовали их, понимали, как делать фирменные стили со всякими бланками, визитками и прочим, то создавать дизайн движущихся картинок для телевизионного экрана никто не умел. Так что нащупывали, пробовали.

Потом так же было с веб-дизайном. Он сначала был смешной какой-то, а потом всё лучше и лучше. В какой-то момент, кстати, было очень интересное противостояние: веб-дизайнеры говорили, что веб-дизайн совершенно не такой, как весь остальной дизайн, он особенный, поэтому и мы особенные. Сейчас, слава богу, это выровнялось, всем понятно, что правила те же, никто не отменял композицию, цвет, типографику и прочие штуки.

Какими были ключевые драйверы для развития рынка?

Сервису мы научились из рекламы. 

Я думаю, что для рекламной индустрии серьёзным драйвером стало появление в Украине иностранных креативных директоров. Они реально двигали индустрию. Когда здесь появились международные рекламные агентства, Leo Burnett и другие, это дало очень сильный толчок к выстраиванию отрасли, ее правил, лучших практик. Они научили многих, как общаться с клиентами, как выстраивать клиентские отношения. Думаю, рекламной индустрии и экспатам мы обязаны тем, как работает сейчас клиентский сервис. Потом кто-то ушёл в дизайн, кто-то — в диджитал, кто-то остался в рекламе. Но сервису мы научились из рекламы. 

Как вы оцениваете сегодняшнее состояние индустрии? 

По моим ощущениям, мы сильно растём последние 6-7 лет, после Майдана. Но тут есть два момента: креативный и бизнесовый. До 2007 года денег на рынке в целом было много, и работать с дизайном было здорово. Затем в 2008 был серьёзный кризис, и после него до 2014 года — глобальный застой. Но сейчас рынок растёт, работы очень много. Появились новые, другие деньги, другие бизнесы совершенно.

Если сравнить с 2014-м годом, сейчас открылось много новых ресторанов, кафе, сервисных бизнесов. Это значит, что есть покупатели, готовые платить за услуги этих новых бизнесов. Ну и, соответственно, наша индустрия тоже растёт. Правда, ей бы стоило перестать бояться и начать продавать свою работу дороже. Потому что иногда дизайнеры продают свою работу слишком дёшево. И это тормозит развитие отрасли.

По креативной части мы тоже растём. Большое количество работы приводит к большему опыту индустрии. И это круто. Украинский дизайн стал взрослее, интереснее. Увеличение числа дизайнеров усиливает конкуренцию, и появляются новые необычные решения. Причём не только подсмотренные, но и совершенно свои. И это круто. Мне кажется, мы сильно развились с 2014 года.

Иногда дизайнеры продают свою работу слишком дёшево. И это тормозит развитие отрасли.
Дмитрий Клищик
основатель и креативный директор Ossome

Между тем рекрутёры говорят, что поиск специалистов — это боль. Как считаете, почему так происходит? 

Думаю, синьоров тяжело найти, потому что их уже нашли, и они в каком-то тёплом местечке, или задумываются о том, чтобы начинать что-то своё или куда-то уехать.

Джуниоров много благодаря расцвету онлайн-образования. Школа визуальных коммуникаций, Projector, КАМА… Новые площадки всё появляются. У кого-то получается лучше, у кого-то — хуже, но дизайнерское образование развивается. Поэтому мы имеем большое количество юных специалистов, которые чему-то научились, но ещё не накопили опыта.

А по мидлам, наверное, просто не прошло время. Они не созрели ещё. Что бы там ни обещало образование, чтобы стать мидлом, нужно 5-6 лет практики. Это я говорю по собственному опыту и по опыту наблюдения за ребятами, с которыми я работал. Думаю, через два-три года у нас будет большое количество очень приличных мидл-дизайнеров. Кстати, в новых медиа их больше. В продуктовом дизайне, например. Но их совсем мало в графическом дизайне. Новые специалисты стремятся туда, чтобы получать полторы-две тысячи долларов. Примерно так там зарабатывают миддлы. В графическом дизайне такие зарплаты встречают намного реже. 

Приличную зарплату графическому дизайнеру платят в немногих командах. Потому что сами компании продают услуги дёшево.

При этом есть образование интересных брендинговых проектов. И вроде бы они должны привлекать людей как задача, но молодёжь сюда не идёт, потому что тут они заработают меньше денег. Не знаю, сколько платит Banda, но знаю, какие зарплаты в Fedoriv. Там пристойные деньги, но это больше исключение. Приличную зарплату графическому дизайнеру платят в немногих командах. Потому что сами компании продают услуги дёшево. То есть, чтобы иметь возможность платить адекватную зарплату, они должны сами больше зарабатывать. 

Может быть, часть проблемы — в отсутствии менторства молодых дизайнеров?

Да, отсутствие ментора — это большая проблема. И действительно, далеко не все в состоянии без ментора дойти из джуниора в мидлы. Тут надо обладать приличной силой воли и большим желанием учиться и пахать. Рост происходит через задавание себе вопросов и практику. Этот путь может сократить ментор, который подскажет, что почитать, на что обратить внимание и где подрасти. Где брать менторов, я не знаю. Это как повезет, вообще непредсказуемая вещь.

А должен ли дизайнер мотивировать себя сам?

Да, себе надо придумывать задачки, чтобы разнообразить процесс. Кстати, вот хороший способ для роста — тебе не нравится твоя текущая работа, ты придумываешь себе задачки и решаешь их. Потом выкладываешь их на Behance или ещё куда-то. И таким образом получаешь фидбек: кто-то что-то подскажет, кто-то где-то похвалит.

Придумывание проектов, личных челленджей и так далее — это классная штука. Я так делал, когда начиналась моя карьера. Я ввязывался в странные проекты, связанные с искусством или с какими-то смежными областями, вроде газет, журналов. Никто не мешает дизайнеру придумать арт-проект какой-то и реализовывать его способами графического дизайна. 

Такие вызовы, как CASES: Design Challenge, могут быть площадкой для прокачки скиллов и для поиска талантов?

Денежный стимул — это всегда хорошая штука.

Мне кажется, что да, это должно сработать. Посмотрим, что из этого выйдет. Тут мы сможем увидеть человека в реальной работе, как он в сжатые сроки в принципе решает конкретную задачу. Денежный стимул — это всегда хорошая штука. И в принципе достаточно быстрый фидбек. Это не так, как когда отослал работу на конкурс в сентябре, а получил ответ в феврале.

К тому же человеку надо будет защитить ещё свою работу. И здесь ты тоже сразу видишь навыки мышления, презентации. И даже если с презентацией, может быть, не у всех хорошо получается, но мышление мы всё равно прощупаем — в состоянии ли человек объяснить, почему он что-то покрасил в такие-то цвета или почему это выглядит так, а не эдак. Это суперважная штука в любом креативе — объяснить. 

Если для веб-дизайна ребята из Vintage уже проводили дизайн-баттл, то только для графических дизайнеров такого еще не было.

Дайте напоследок несколько советов молодым дизайнерам.

Всё самое интересное рождается на стыке областей.

Первое важное качество — эрудиция. Необходимо накапливать смежные знания. Если занимаетесь графическим дизайном, интересуйтесь изобразительным искусством. Это первое, что приходит в голову, но не всегда присутствует в анамнезе. Также литературой — потому что литература учит словам. И хорошо, когда дизайнер может оперировать не только картинкой, но и словами для того, чтобы объяснить, что он делает, почему он делает то или иное, и описать свою работу.

Если еще хватает времени и желания на какие-то технические специальности, на то, как устроен мир на физическом и химическом уровнях, это тоже расширяет кругозор, который странным образом помогает думать и придумывать какие-то новые интересные штуки. Всё самое интересное рождается на стыке областей.

Второй совет-предостережение — будьте готовы, что за год не получится вырасти. И за два года, скорее всего, тоже. Надо рассчитывать года на три-четыре года, чтобы человек, который совсем не занимался дизайном, научился делать это хорошо. Нужны усидчивость и внутренняя сила потратить это время на рост. Дизайн здесь ничем не отличается от других профессий.

Кавер: MMR
Текст: CASES

Расскажите друзьям про новость

Новое видео