Дмитрий Федоренко, Центрифуга, о 3G: Украину ожидает бум мобильного маркетинга
. О том, как это отразится на digital-рынке, по просьбе MMR рассуждает Дмитрий Федоренко, лидер Ассоциации digital-продакшенов Украины «Центрифуга».
Два бездонных океана
Бытует несколько мнений о том, почему мобильный маркетинг в Украине до сих пор находится в зачаточном состоянии. Это и отсутствие высокоскоростных каналов связи уровня 3G, и технологическое невежество, и общий достаточно низкий уровень жизни граждан Украины. Если на последний факт digital-индустрия никак повлиять не может, то первые два — это наш «океан». Более того, они взаимосвязаны.
Сегодня 3G-передатчиками оборудованы только вышки оператора «Укртелеком»/Utel. Самая продвинутая часть пользователей уже подключилась к этому оператору и пользуется всеми благами цивилизации с «украинским акцентом». В основном они используют В2В-решения и банально ускоряют свои производственные процессы. Остальные потребители сервисов мобильной связи пользуются тем, что доступно в рамках «легкого трафика»: передачей текстовых сообщений, электронной почтой, легкой графикой, несложным веб-серфингом. Для «тяжелого трафика» (музыки, видео, активного веб-серфинга, электронной коммерции и др.) они стараются найти доступ к точке Wi-Fi или отложить задачу до офиса или дома.
После внедрения 3G у всех пользователей, хотят они этого или нет, в смартфоне появится высокоскоростной доступ к интернету и снимутся все ментальные и технологические барьеры. Я пребываю в святой уверенности, что маркетинговая механика «trial» — одно из самых успешных изобретений человечества. Единожды попробовав что-то хорошее, человек уже никогда не сможет от него отказаться. И будет менять свои привычки и предпочтения, чтобы удовлетворить новую потребность в комфорте.
Другими словами, мы прогнозируем бум на рынке мобильного маркетинга и мобильной электронной коммерции. Откроется еще один стабильный и мощный канал коммуникации с потребителями. И бренды не преминут воспользоваться этой возможностью, чтобы проконтактировать с ними.
Не буду Нострадамусом, если скажу, что перед бизнесом внедрение 3G откроет такие возможности:
1. Предоставит качественно новый канал коммуникации с потребителями
2. Увеличит гибкость в подходах и реальную мобильность
3. Снимет барьеры у потребителей
4. Возможно, увеличит продажи высокооборачиваемых товаров и услуг (возможно!)
5. Стимулирует развитие call-центров нового типа и их пропускную способность
6. Поднимет возможности электронной коммерции на качественно новый уровень
Время «Ч» и подготовка
Нам кажется, что решения, подобные внедрению стандарта связи нового поколения, не принимаются спонтанно. И мы уверены, что «триада» основных игроков рынка мобильной связи в Украине загодя подготовилась к этому событию. Life 🙂 предсказуемо будет использовать существующее оборудование Utel. А маркетинговая активность «Киевстара» и МТС не менее предсказуемо будет строиться на быстрых темпах строительства покрытия всей Украины сетью 3G. Другими словами, за год уложимся. Это в общих интересах. И это только первый шаг. Ведь за 3G есть еще так много интересного: 4G, LTE и многое другое.
Что касается digital-продакшенов, то какой-то специальной подготовки внедрение 3G от них не потребует. Технологии освоены, специалисты обучены, команды сколочены. Будет у украинского заказчика потребность в производстве продуктов высокого качества — мы сможем обеспечить им производственный сервис на уровне самых высоких международных стандартов. Но для достижения наилучшего результата украинские заказчики мобильных продуктов и сервисов должны изменить «украинскую» модель поведения. Необходимо принять за основу три утверждения:
1. Заказчик и подрядчик — это партнеры. Логика «Я — начальник, ты — дурак» давно считается контрпродуктивной
2. IT — это не дешево, даже если у вас украинские подрядчики
3. Мобильное приложение, да и любой программный продукт — это не «щоб було», а решение конкретных бизнес-задач.
Дмитрий Федоренко, лидер Ассоциации digital-продакшенов Украины «Центрифуга»