Молодые бизнесы однозначно не потянут услуги больших креативных агентств, а такие услуги им нужны. Нужны настолько, что за идеи дают долю в бизнесе. Креатив перестал быть формальностью вроде «пусть будет какой-то там логотип подешевле, а там посмотрим». Он стал основой и ценностью бизнеса. У арт-директора BBDO в совладении бар, где его вклад не в деньгах, а в креативе.
Так вот, наблюдая все это, мы отказались практически от всех тендеров и вместе с ними от фантазий о миллионных контрактах с крупными корпорациями. А значит — автоматом переключились на малый и средний бизнес. О, какой он классный! Эти люди очень разные, но у них есть одна общая черта — весь их бизнес, как две капли воды, похож на них самих. По всем параметрам их дело — это их прямое продолжение. Более того, чаще всего их потребитель — это тоже люди их толка.
Если им нужна реклама или брендинг — они не знают, куда идти, они не в курсе про ВРК и про рейтинги, у них есть только Google. Таких ребят «ловят» небольшие локальные студии и фрилансеры, качество работ которых часто заставляет желать лучшего.
Путь принятия решений у ребят из малого и среднего — короткий, а значит есть шанс быть услышанными. Они больше доверяют и готовы к длительным партнерским отношениям. Один из самых наших близких клиентов — Студия Камня Clerys, грубо говоря — камнеобработчики. Кто бы мог подумать, что эти ребята — про творчество и про вдохновение без границ? Они работают с нами уже два года, и любой их проект — кайф. За что я еще люблю своих скромных клиентов — так это за то, что результаты работы видны сразу, все очень живо и быстро. И да, их приходится многому учить, но одновременно ты учишься и у них в процессе горячих обсуждений. Они очень живые и настоящие — это очень ценно.
Но главный кайф этого сектора в том, что у ребят нет больших медийных бюджетов, и их единственный шанс быть замеченными — крутой креативный продукт. Именно так мы сделали птичку для Orange Park. Для клиента рынка недвижимости это был риск, но он был оправдан, и эта кампания не прошла мимо ни одного знакомо мне человека.
В человеческой природе отрицать и сопротивляться новому — это нормально, но именно отсутствие большого охвата помогает уговорить клиента рискнуть и забить на страх кому-то не понравиться. Даже я пишу эту статью и боюсь, что кому-то не понравлюсь. Но нравиться абсолютно всем невозможно, так не бывает. Если вы приятны всем, значит по-настоящему вас не любит никто, но если вы кому-то очень не нравитесь, значит кто-то другой без ума от вас. Тут не получиться опереться на логику, исследования или, не дай Бог, фокус-группы (их отсутствие — это еще один плюс малого и среднего бизнеса :). На самом деле опереться можно только на чувства.
Я думаю, со временем стартапы заставят сильно подвинуться сетки и гигантов, правда тогда они сами станут гигантами — и со временем могут задеревенеть. А пока они растут и набирают ресурсы для развития, а мы им в этом помогаем.