Силиконовая Украина: как здесь выжить стартапу?
11 Апр 2017, 08:00

Силиконовая Украина: как здесь выжить стартапу?

Экспертное мнение и чек-лист советов от Вадима Нехая, маркетинг-директора Depositphotos

Чтобы понять, как в Украине обстоят дела для стартапов — MMR провел блиц-опрос нескольких бизнес-проектов с мировым именем и украинскими корнями. Мы хотели вдохновить новых мейкеров неожиданными открытиями — например, что такие проекты как Depositphotos и Lalafo — исконно отечественный продукт. А еще — раздобыть качественные советы для начинающего бизнеса о том, как заинтересовать инвестора и заниматься делом в собственной стране. 
Насколько мы ошибаемся, считая Украину неблагоприятной средой для развития стартапа — первым объяснил Вадим Нехай, директор по маркетингу Depositphotos.

Виктория Лупенко
Сreative lead of client partner division в бизнес/медиа бюро ekonomika+

Что не так с Украиной в бизнес-плане: почему вы решили ориентироваться на заграницу? Какие изменения нужны, чтобы стартапы не бежали из Украины? 

Мы никуда не бежали: с самого начала наш бизнес был ориентирован на клиентов со всего мира. Стоковые фото, векторные иллюстрации и видео — универсальные продукты. С некоторыми оговорками, фотографию, сделанную в какой-то одной стране, могут купить в любом уголке мира. Не было никакого смысла ограничивать себя лишь украинским рынком, проблема которого в том, что он очень маленький. Именно экономические реалии нашей страны заставляют многие стартапы ориентироваться на зарубежье. 

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Трудно согласиться с тем, что стартапы бегут из Украины. Да, многие едут в Силиконовую Долину и Европу, но лишь на какое-то время — за экспертизой, менторами, контактами, чтобы протестировать свои бизнес-модели. Не могу вспомнить хоть одну компанию, которая бы снялась и сбежала. Наоборот, в Украине сейчас отличные условия, чтобы создавать технологические компании. 

Нужно продолжать очищать правоохранительные органы и реформировать судебную систему. Это — необходимые условия для нормализации всего бизнес-климата в стране, не только для технологических компаний и предпринимателей. Когда у нас наконец-то будет работать верховенство права, и в частности английское право, мы увидим множество компаний, инкорпорированных в Украине.

Как украинскому стартапу заинтересовать заграничного потребителя и инвестора? 

Главное — делать хороший продукт, который решает реальную проблему. Когда вещь или услуга нужная и полезная, это обязательно оценят клиенты из любой страны. Если вы конвертируете свой ситуативный успех в стабильно растущий доход, то инвесторы найдут вас сами. 

Для того, чтобы заинтересовать заграничного инвестора — показывайте отличные темпы роста, результаты лучшие, чем у ваших peers из США и Европы. Тогда риск, связан со страной происхождения стартапа, будет для инвестора нивелирован. В Украине, кстати, есть успешные продуктовые компании, которые получают прибыль и растут без внешних инвестиций: Readle, MacPaw, Grammarly и многие другие.

Чек-лист: заграничные тренды, бизнес-законы, лайф-хаки, которые вы советуете использовать владельцам бизнеса в Украине прямо сейчас? 

Каналы и лайфхаки, полезны бизнесу на одном рынке, могут быть совершенно бесполезны на другом. Есть несколько универсальных советов. 

Анализируйте все, что вы делаете: тестируйте разные подходы и сразу же измеряйте, какой лучше работает. В наше время глубинная аналитика (и это не только Google Analytics) — must have инструмент для любого владельца бизнеса. 

Постройте канал двустороннего общения со своими клиентами, оперативно и корректно реагируйте на их жалобы, слушайте их пожелания, будьте максимально открытыми. 

Постоянно спрашивайте себя, действительно ли то, что вы делаете или собираетесь делать — будет решать реальную проблему людей лучше, чем другие сервисы. 

Подпишитесь на зарубежные блоги, где обсуждают реальные бизнес-кейсы: Serpstat, Kissmetrics, For Entrepreneurs (блогер David Skok), Okdork (блогер Noah Kagan). 

При запуске продукта используйте ProductHunt или Kickstarter, или и то, и другое вместе. Инструменты доказали свою эффективность, являются актуальными, и существует множество гайдов о том, как правильно их использовать.

Расскажите друзьям про новость