Демобилизация маркетологов
В Украине стартовал первый цикл открытых стратегических игр Триада, посвященный разработке эффективных моделей стратегических действий в условиях будущих информационных войн. Полигоном проведения первой игры цикла была выбрана база отдыха под Киевом, организатором мероприятия выступает Киевское агентство стратегических коммуникаций (КАСКОМ), Киевская мастерская стратегий и издательство Экономика. На первую игру собрались порядка 40 человек – представителей бизнес-структур, маркетологов, рекламистов, пиарщиков, журналистов.Стратегические игры еще несколько десятков лет назад были экспериментальным новшеством. Сегодня же они являются общепризнанным мощным, зачастую беспроигрышным механизмом как для точного определения необходимой победной стратегии, так и для создания программы развития. Однако проводятся они, как правило, в закрытом формате – для одного заказчика и с сохранением конфиденциальности результатов. КАСКОМ же подошел к вопросу по-другому: каждый из участников-игроков был по сути и заказчиком игры, а большая часть результатов игры – представлена в открытом доступе. По словам организаторов Триады, целью игры является возможность участникам выйти за рамки привычных стереотипов и моделей поведения, расширить свой творческий и проектный горизонт. В этом и заключается важное отличие игры от бизнес-игр или тренингов. По словам руководителя игр Триады Александра Коротенко, «тренинги работают со знанием, а игры работают с незнанием. Информационная война это не столько прямое столкновение сторон в информационном пространстве, сколько все интенсивные коммуникационные кампании. Выведение на рынок нового продукта или бренда – это уже есть информационная война. Война за сознание потребителя, война за его лояльность. И наоборот, сохранение сфер влияния, сохранение рыночной доли в условиях динамично меняющегося рынка и политического окружения – это тоже информационная война». По словам Андрея Кашпура, руководителя КАСКОМ, принцип игр позволяет в режиме сжатого времени смоделировать все составляющие реальной ситуации, как управленческие, так и психо-эмоциональные. «Так появляется возможность не только разработать новые типы стратегий и моделей поведения, но и проанализировать их пригодность. В ходе игры можно ставить эксперименты, цена ошибки которых в реальной жизни очень высока», – говорит Андрей Кашпур. Согласно планам организаторов, за три дня игры каждая игровая группа должна была в режиме сжатого времени моделировать процессы развития украинских айвар школ (от английского i-war – информационные войны) завтрашнего и послезавтрашнего дня. Группы проектировали и отслеживали эффективность того или иного варианта оперативных действий в условиях жесткой конкуренции. Воевали друг с другом, изобретали новые приемы и методологии, осваивали понятийные горизонты и заново учились работать с корневыми смыслами. «Что получил каждый из участников, зависит прежде всего от него самого. Для кого-то это «бескровный» эксперимент, для кого-то – новый опыт и новые технологии, для кого-то – адреналин и встряска», – говорит Андрей Кашпур. По мнению журналиста MMR, присутствовавшего на игре, результат Триады – это все вместе взятое: опыт, эксперимент и огромный выплеск адреналина. Причем не последнюю роль во встряске играл руководитель игры, который очень жестко, иногда даже жестоко управлял ходом игры. «Мне все равно, кто победит, но предупреждаю – будет и подсуживание жюри, и мои преференции для любимчиков. Игра воссоздает максимально точную модель информационного пространства Украины, поэтому привычных и явных правил в игре нет. Все как в жизни, только на порядок интенсивнее»,– говорит Александр Коротенко. Адаптация игры к жизненным реалиями доходила до того, что в ходе обсуждения некоторые игроки не выдерживали психологического прессинга и выходили из игровой аудитории. «Во время рефлексии, то есть во время процесса внутреннего анализа действий команды и ее участников, игрокам приходилось буквально выворачиваться, что было очень тяжело», – говорит Геннадий Рябцев, заместитель директора НТЦ Психея. Но несмотря на жесткую манеру проведения игры, большинство участников остались довольны полученным опытом. «Я уже второй раз принимаю участие в игре, и каждый раз узнаю что-то новое. Не факт, что это знание я буду использовать в ближайшие день-два, но, возможно, через месяц-другой мне обязательно пригодится полученный в ходе игры опыт. Я все конспектирую – свои ошибки, ошибки конкурентов, анализирую их, благодаря этому я понимаю, как выстраивать собственную позицию в конкурентных войнах», – говорит Надежда Копаница, директор BTL-агентства Spromo. С этим мнением согласна и Светлана Подымская, менеджер по рекламе Инвестгазеты: «В стратегической игре участвовала первый раз. Уверена, что приобретенный опыт не пропадет бесследно. В ходе игры экспериментально приобретаются новые знания. А победа нашей команды придала мне уверенности в себе и своих силах». Результаты игры превзошли ожидания участников и даже организаторов. Ее внешним проявлением стало создание Всеукраинской общественной организации Лига айвар систем Украины. Протокол учредительного собрания Лиги был подписан сразу по завершении игры большинством ее участников. А первым продуктом Лиги станет экспресс-словарь Искусство информационных войн, выход которого запланирован уже на декабрь этого года. «Мы действительно не ожидали такого мощного результата игры. По сути создали новую систему, новый рынок. Это требует осмысления и серьезной организационной работы. Но цикл игр на этом не закончен – следующие две игры пройдут в феврале-марте следующего года», – говорит Андрей Кашпур. От шеф-редактораКто сказал, что в Украине пиарщики не изобретательный народ? То Сергей Гайдай придумает некую социальную инженерию вместо привычных слов PR, коммуникации и пр. или, например, предвыборные проекты под комитеты гражданских активистов замаскирует. Вот и опытный пиарщик Андрей Кашпур очередной раз доказывает, что креатива ему не занимать. Даешь всякие разные игры, учения и стрельбы!