В Украине ивенты и образовательные проекты — в изобилии. Зачем стране еще одно событие? Какова история появления и миссия SHKALA?
Анастасия: За последние пять лет вместе с реформами и активизмом, сформировалось отдельное направление — коммуникации в общественном секторе. Но коммуникации — это не только способ рассказать о продвижении успеха или управление репутацией, это один из инструментов решения социальных проблем. Основная тема Форума — коммуникации для поведенческих и социальных изменений, то есть, как можно с помощью коммуникаций решить проблемы в сфере экологии, экономики, правозащиты, охраны здоровья и так далее.
До самой конференции в Киеве мы проводим серию мастер-классов по всей Украине, чтобы начать диалог о роли, стандартах и эффективности коммуникаций в гражданском обществе. Присоединяйтесь!
Максим: Перед нами стояла задача создать платформу-усилитель социальных коммуникаций. Место встречи проактивных и неравнодушных агентов социальных изменений, которые готовы и хотят расти, бизнес-профи, которые хотят учиться и лучше разбираться в социальных коммуникациях, чтобы вести свои бизнесы в одном русле с целями устойчивого развития.
Мы хотим, чтобы эксперты в узких темах, генералисты и гуру социальных коммуникаций и поведенческой экономики максимально разнообразным набором образовательных инструментов усилили знания и представления о коммуникациях социально значимого с максимальным КПД. Инвестировав два дня своего времени в SHKALA, гости Форума смогут понять, как, зачем и какой микс каналов и креативных подходов им использовать, чтобы быть услышанным и понятым.
Новые знакомства, осознание общности через ощущение смежных болей, понимание единой цели, обучение — все это даст импульс к достижению большего сразу после Форума.
Анна: Соціальні комунікації мають бути супер якісними, адже один некоректний меседж або подвійна інтерпретація може шкодити або спровокувати ризик. Креатив — незамінна складова, разом із поведінковими теоріями та дослідженнями. Усе це закладено у концепцію та контент Форуму.
Коли і як доречно використовувати рекламу з гумором? Як Dumb ways to die, яка використовує як мультиплатформний підхід, так і чудовий креативний гумор. Такі комунікації дуже прогресивні, певною мірою ризиковані, проте ефективні. Як обрати між гумором та трагізмом? Адже часом трагічність також є дуже популярним способом впливати на думку та поведінку — такий підхід ефективно впливає на сприйняття ризику. Коли ми маємо підвищити обізнаність про ризику захворювання, п’яного водія, невчасне звернення по допомогу та викликати мотивацію до конкретної дії, то сильна емоція жалю або страху також є рушійною силою.
Ці питання з-поміж безлічі інших знайдуть свої відповіді 30-31 травня на SHKALA.
Расскажите о креативной концепции Форума.
Максим: Существует стереотип, что пиар хорошего дела — бахвальство, что хорошие дела должны говорить сами за себя. Но в реальности все наоборот: иногда полезное дело, о котором молчат, не приносит должной пользы. То есть в мире, который не замолкает ни на минуту, нужен некий коммуникационный тумблер, который общественные организации смогут использовать в своих проектах, чтобы делать то, что они уже делают громче/качественнее/понятнее/интереснее/масштабнее. Так и получилась SHKALA: говорить и делать громче и качественнее. Так и родилось «делай добро громче».
SHKALA — это мерило. Это уровень контроля над ситуацией, осознание возможного минимума и максимума и умение лавировать между двумя полярными сущностями. Это история не об обязательном положении регулятора на max, а о достижении оптимального баланса, умении управлять инструментами, нюансами, полутонами ради достижения максимального качества звучания идеи.
Креативную концепцию мы создавали вместе с экс-коллегой Надей Бармашиной, которая сейчас – креативный лид Ragnarök!
Есть ли подобный ивент за границей? Что для вас бенчмарк в этом плане, на какой ивент, форум, общественную организацию ориентируетесь?
Анастасия: Мы ориентировались на формат ежегодного мероприятия World Social Marketing Conference. Организаторы определяют основные направления, а эксперты могут подавать свои кейсы, исследования и темы. Требования к качеству заявок очень высокие, при этом такой подход обеспечивает открытость к лучшим. Мы со своей стороны определили основную тему Форума: – social behavior change, что соответствует мировому тренду, все ведущие экономики мира и правительствао вовлечены в нее.
Анна, расскажите о главных целях Форума в формате «пять потому что».
Анна: Тому, що мрію про те, аби поведінкові зміни стали поширеною експертизою в Україні.
Тому, що вже є, що показати серед кейсів в Україні.
Тому, що спільнота має вчитися на найкращих прикладах та у найсильніших експертів.
Тому, що ми маємо підвищити якість та ефективність комунікацій в Україні.
Тому, що настав час і хто, як не ми.
Це лише початок, і ми ставимо прапорець на мапі Європи для нової цікавої платформи поширення знань, практик, нетворкінгу із поведінкових та соціальних комунікацій.
Расскажите о спикерах Форума: кто они, по каким критериям их отбирают?
Анастасия: Одних спикеров отбираем на основании поданных кейсов, другие являются ведущими специалистами из некоммерческого и бизнес-сектора с социальной составляющей. К примеру, Александр Трегуб сделал ребрендинг Министерству образования, но при этом он очень успешный дизайнер и основатель образовательной платформы Projector. Юлия Колесник долгое время работала в коммерческом секторе, а сейчас консультирует общественные организации и помогает им делать контент более понятным для целевых аудиторий. Критерии отбора просты: экспертиза, репутация, опыт и звучные социально-значимые кейсы в портфолио.
Расскажите о международных спикерах Форума: почему именно они?
Анна: Ми запросили спікерів зі сфери комунікацій поведінкових та соціальних змін та поведінкової економіки. Насамперед хочеться, щоби ці знання ширились у нашій країні, адже у нас не існує спеціальної освіти з такими компетенціями. Наука поведінкових змін іще зовсім молода, однак практиків на міжнародній арені вже чимало. Наша мета — щоби комунікаційники в Україні побачили і почули найкращі приклади робіт із поведінкових змін.
Др. Саад Омер є лідером думок серед науковців і практиків з охорони здоров’я, співпрацює з різними університетами США. Він впровадив цікаві та ефективні програми, зокрема з громадського здоров’я та вакцинації.
Др. Джет Сандерс — дослідниця та викладачка, яка працювала у команді громадського здоров’я Англії над поведінковими інсайтами, проводила різноманітні дослідження. Вона практикує поведінкову економіку.
Кому нужно посетить SHKALA?
Анастасия: Если вы коммуникационщик в общественном секторе, то увидите инструменты, которые можно использовать в своей работе.
Если вы руководитель общественной организации или государственной структуры, то поймете, какой потенциал имеет коммуникация и как можно ей управлять и правильно ставить задачи.
Если вы работаете в бизнесе и заинтересованы работать с социальной и корпоративной ответственностью или начать сотрудничество с общественными организациями, вы точно найдете контакты и идеи для таких проектов.
Если вы активист, волонтер, который занимается коммуникациями, SHKALA даст вам возможность вдохновиться, увидев тренды и лучшие примеры.
С какими трудностями столкнулись при подготовке Форума?
Анастасия: Сложно было все уместить в два дня. У нас будет несколько параллельных потоков и форматов обучения (лекции, мастер-классы, воркшопы, менторство, кейс-стади и проч.). Ведь в Украине действительно есть о чем говорить по теме некоммерческих коммуникаций: есть много примеров и проблем, которые нужно обсудить.
Вторая сложность — учесть все интересы и увидеть все значимые кейсы. Также важно найти баланс, чтобы не оставаться только в середине своего сектора. Общественный сектор должен увидеть практики бизнеса.
Очень часто бизнес убежден, что только ему есть чем усиливать коллег из некоммерческого сектора. Это наверняка не отражает действительность. А чему НГО может научить бизнес и наоборот?
Анастасия: Общественный сектор может научить бизнес работать с ограниченным ресурсом, с чувствительными темами и репутацией. Именно гражданские инициативы часто работают с очень сложными темами. Плюс уметь работать с государством — важный навык, у общественного сектора можно поучиться адвокации.
Максим: Для НГО SHKALA — это возможность витаминизировать себя, попробовать перейти в другое измерение — предпринимательско-предприимчивое.
Еще один важный момент: у бизнеса есть предпринимательская злость, которая заставляет его быть более подвижным и изобретательным. Подвижность и изобретательность часто напрямую связаны с нехваткой ресурсов. В бизнесе важно сделать, а в «хороших делах» делать — это уже хорошо, поэтому немного агрессивный настрой на результат и максимальное использование всех коммуникационных инструментов — это то, что есть интересного в бизнесе.
Напоминаем, что Форум по социальным и поведенческим изменениям SHKALA состоится 30-31 мая в Киеве. Если вы разработали эффективное коммуникационное решение или кампанию на протяжении последних трех лет, у вас есть возможность поделиться своим опытом на Форуме! Детали – по ссылке.