Проблемы государственных СМИ: исследование медиаплатформы Deadline
22 Янв 2019, 08:40

Проблемы государственных СМИ: исследование медиаплатформы Deadline

Результаты масштабного исследования медиарынка Украины

Автор материала

Медиаплатформа Deadline.com.ua провела масштабное исследование, чтобы определить состояние украинского медиарынка. Отчет подготовлен по результатам телефонных интервью, имейл-опросов, проведенных в период января — ноября 2018 среди 1500 редакций, из них 500 региональных медиа, находящихся сейчас в стадии реформирования. По результатам года, суммарный охват GRP эксперимента — около 1 млн. аудитории. 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Всего в Украине на начало года насчитывалось порядка 700 государственных изданий, более 100 телеканалов и всего не более 10 000 СМИ, среди которых «живыми» можно считать до 6 000. По данным Госкомтелерадио на конец декабря 2018 года были реформированы 425 печатных СМИ и редакций, а именно: 402 – коммунальных (что составляет более 60% от общего количества изданий, которые реально выходят), 23 – государственных (что составляет более 25% от общего количества изданий, которые реально выходят). Это цифра критически низкая, уже в 2019 году страна может лишиться половины всех существующих государственных средств массовой информации, отмечает исследование.

«Те СМИ, которые намерены остаться на медиарынке и производить качественный продукт, уже сегодня ищут пути повышения своей квалификации, а также дополнительные источники финансирования, остальные могут остаться без работы», — поясняют в команде проекта Deadline. 

Чтобы определить состояние украинского медиарынка, собственниками проекта Deadline.com.ua были проведены исследования удовлетворенности и активности работы журналистов. Такое исследование было проведено впервые в Украине. Другие исследовательские компании оценивают качество контента, размер аудитории и рейтинг СМИ. Media Development Foundation единственная организация, которая подключилась к исследовательскому процессу, проанализировав работу 24-х редакции медиа из 700 региональных.

Демография респондентов исследования:

  • количество успешных звонков (дозвонов для общения с нужным человеком) в онлайн редакции по телефонам на сайтах 15%, радио —  30%, печатная пресса — 50%;
  • регионы Украины: вся Украина, без особенностей (кроме зоны АТО и Крыма).

Методика исследования:

  • собственные данные проекта за 12 месяцев с активностью пользователей;
  • данные исходящих телефонных опросов (2000 редакций);
  • вторичные данные;
  • имейл-анкетирование (1500 респондентов).

Были проанализированы 640 наиболее интересных запросов журналистов. Региональные издания уделяют больше внимания вопросам коммунального хозяйства, транспорта, здравоохранения, то журналисты общенациональных изданий искали экспертов в области политики, права и экономики.

 

Медиаполе региональных и городских медиа 

Медиаполе общеукраинских медиа 

Активность различных СМИ на платформе Deadline.com.ua

По результатам года, суммарный охват GRP эксперимента — около 1 млн. прочтений материалов (конверсия ответов на запросы журналиста до 70%).

Эксперт платформы, специалист по налогам Верховной Рады Украины Ольга Германова так прокомментировала сотрудничество с Deadline.com.ua:

«Чем больше журналистов будут получать качественную информацию и комментарии, тем качественнее станет украинская журналистика и выше информированность граждан». 

Пользователями платформы являются журналисты местных, областных, региональных и общенациональных СМИ, а также эксперты в 30 различных сферах: от политики до образования и сельского хозяйства. В ходе исследования удовлетворенности пользователей, были установлены такие факты;

  • 75% пользователей довольны работой платформы;
  • 90% журналистов получили ответы на свои запросы;
  • 95% экспертов довольны работой журналистов и готовы продолжать сотрудничество с платформой;
  • 5 часов — среднее время на подготовку короткого комментария журналистом с использованием платформы Deadline.com.ua и 1 день — среднее время на подготовку короткого комментария без использования платформы.
  • 2 дня на подготовку полноценной статьи и 3–4 дня — без использования платформы. 
  • 40% экспертов недовольны работой журналистов: журналисты не отчитываются за использование комментариев экспертов и не высылают ссылки на материал. 
  • Высокое влияние социальных сетей. Журналисты предпочитают использовать в виде цитат и комментариев посты экспертов из социальных сетей. И это действительно проблема, так как многие эксперты не отражают в постах конкретно свою точку зрения или же журналисты неверно ее трактуют. Конечно, социальные сети могут выступать источником информации, но насколько они являются достоверными — большой вопрос.
  • Излишняя «заполитизированность» СМИ. Цель журналиста — не написать объективный материал, а собрать компромат на того или иного политика, бизнесмена, общественного деятеля. Порядка 20% запросов на платформе Deadline.com.ua были размещены для сбора комментариев, которые будут использованы в компрометирующих материалах. 

Что не так с государственными СМИ?

Процесс реформирования показал, что большинство украинских редакций не готовы столкнуться с реалиями рынка: не знают, как создавать качественный контент, как его продвигать и где искать финансирование для своего издания.

Что же касается организационных проблем украинских медиа, то здесь можно выделить такие аспекты:

— дефицит квалифицированных специалистов; 

92% региональных редакций испытывают дефицит кадров, и только 8% редакций полностью укомлектованы.

— совмещение должности главного редактора, который отвечает за наполнение и тематику материалов с должностью СЕО, в задачи которого входят стратегическое развитие ресурса, поиск финансирования и другие глобальные задачи;

В 62% региональных редакций главный редактор совмещает должность с СЕО и только в 38% редакций эти должности разделены

отсутствие стратегии развития, не используются показатели KPI. 

— отсутствие коммерческого отдела, который бы занимался реализацией контента.

67% редакций не имеют коммерческого отдела для реализации контента

Любопытные моменты

  • Данные Министерства Юстиции не объясняют суммарное количество зарегистрированных СМИ в Украине (печатные издания и информационные агентства). По данным Deadline — не более 3000 являются зарегистрированными, остальные давно «мертвые души», при том, что стоимость лицензии на медиа около 2000 грн.
  • В ходе опросов примерно 20% экспертов воспринимают проект как социальную сеть или хотели бы, чтобы далее идея развивалась в этом направлении.
  • Примерно 70% из аккредитованных журналистов по телефону объясняли, что в действительности пишут в месяц всего 3–5 материалов и старались давать встречные советы.
  • Самая интересная тема, которая была затронута журналистом, но так и не была превращена в статью: про актуальную численность населения в Украине и методику сбора данных для статистики. По результатам присланных комментариев на медиа-платформе журналист принял решение не публиковать статью, из-за возможного резонанса в будущих обсуждениях, чтобы не провоцировать реформу и в этом сегменте (приоритеты у правительства медицинская реформа и военный конфликт). 

Напомним, медиаплатформа Deadline.com.ua начала свою работу вначале года, чтобы стать драйвером роста личностного брендинга и PR в Украине, решая задачи медиа, бизнеса и спикеров через газеты и онлайн издания. Сайт помогает журналисту находить небанальные комментарии для статей от проверенных экспертов на разные темы. На конец года было собрано около 1500 комментариев.   

Автор
22 Янв 2019, 08:40
Расскажите друзьям про новость