Всего в Украине на начало года насчитывалось порядка 700 государственных изданий, более 100 телеканалов и всего не более 10 000 СМИ, среди которых «живыми» можно считать до 6 000. По данным Госкомтелерадио на конец декабря 2018 года были реформированы 425 печатных СМИ и редакций, а именно: 402 – коммунальных (что составляет более 60% от общего количества изданий, которые реально выходят), 23 – государственных (что составляет более 25% от общего количества изданий, которые реально выходят). Это цифра критически низкая, уже в 2019 году страна может лишиться половины всех существующих государственных средств массовой информации, отмечает исследование.
«Те СМИ, которые намерены остаться на медиарынке и производить качественный продукт, уже сегодня ищут пути повышения своей квалификации, а также дополнительные источники финансирования, остальные могут остаться без работы», — поясняют в команде проекта Deadline.
Чтобы определить состояние украинского медиарынка, собственниками проекта Deadline.com.ua были проведены исследования удовлетворенности и активности работы журналистов. Такое исследование было проведено впервые в Украине. Другие исследовательские компании оценивают качество контента, размер аудитории и рейтинг СМИ. Media Development Foundation единственная организация, которая подключилась к исследовательскому процессу, проанализировав работу 24-х редакции медиа из 700 региональных.
Демография респондентов исследования:
- количество успешных звонков (дозвонов для общения с нужным человеком) в онлайн редакции по телефонам на сайтах 15%, радио — 30%, печатная пресса — 50%;
- регионы Украины: вся Украина, без особенностей (кроме зоны АТО и Крыма).
Методика исследования:
- собственные данные проекта за 12 месяцев с активностью пользователей;
- данные исходящих телефонных опросов (2000 редакций);
- вторичные данные;
- имейл-анкетирование (1500 респондентов).
Были проанализированы 640 наиболее интересных запросов журналистов. Региональные издания уделяют больше внимания вопросам коммунального хозяйства, транспорта, здравоохранения, то журналисты общенациональных изданий искали экспертов в области политики, права и экономики.
Медиаполе региональных и городских медиа
Медиаполе общеукраинских медиа
Активность различных СМИ на платформе Deadline.com.ua
По результатам года, суммарный охват GRP эксперимента — около 1 млн. прочтений материалов (конверсия ответов на запросы журналиста до 70%).
Эксперт платформы, специалист по налогам Верховной Рады Украины Ольга Германова так прокомментировала сотрудничество с Deadline.com.ua:
«Чем больше журналистов будут получать качественную информацию и комментарии, тем качественнее станет украинская журналистика и выше информированность граждан».
Пользователями платформы являются журналисты местных, областных, региональных и общенациональных СМИ, а также эксперты в 30 различных сферах: от политики до образования и сельского хозяйства. В ходе исследования удовлетворенности пользователей, были установлены такие факты;
- 75% пользователей довольны работой платформы;
- 90% журналистов получили ответы на свои запросы;
- 95% экспертов довольны работой журналистов и готовы продолжать сотрудничество с платформой;
- 5 часов — среднее время на подготовку короткого комментария журналистом с использованием платформы Deadline.com.ua и 1 день — среднее время на подготовку короткого комментария без использования платформы.
- 2 дня на подготовку полноценной статьи и 3–4 дня — без использования платформы.
- 40% экспертов недовольны работой журналистов: журналисты не отчитываются за использование комментариев экспертов и не высылают ссылки на материал.
- Высокое влияние социальных сетей. Журналисты предпочитают использовать в виде цитат и комментариев посты экспертов из социальных сетей. И это действительно проблема, так как многие эксперты не отражают в постах конкретно свою точку зрения или же журналисты неверно ее трактуют. Конечно, социальные сети могут выступать источником информации, но насколько они являются достоверными — большой вопрос.
- Излишняя «заполитизированность» СМИ. Цель журналиста — не написать объективный материал, а собрать компромат на того или иного политика, бизнесмена, общественного деятеля. Порядка 20% запросов на платформе Deadline.com.ua были размещены для сбора комментариев, которые будут использованы в компрометирующих материалах.
Что не так с государственными СМИ?
Процесс реформирования показал, что большинство украинских редакций не готовы столкнуться с реалиями рынка: не знают, как создавать качественный контент, как его продвигать и где искать финансирование для своего издания.
Что же касается организационных проблем украинских медиа, то здесь можно выделить такие аспекты:
— дефицит квалифицированных специалистов;
92% региональных редакций испытывают дефицит кадров, и только 8% редакций полностью укомлектованы.
— совмещение должности главного редактора, который отвечает за наполнение и тематику материалов с должностью СЕО, в задачи которого входят стратегическое развитие ресурса, поиск финансирования и другие глобальные задачи;
В 62% региональных редакций главный редактор совмещает должность с СЕО и только в 38% редакций эти должности разделены
отсутствие стратегии развития, не используются показатели KPI.
— отсутствие коммерческого отдела, который бы занимался реализацией контента.
67% редакций не имеют коммерческого отдела для реализации контента
Любопытные моменты
- Данные Министерства Юстиции не объясняют суммарное количество зарегистрированных СМИ в Украине (печатные издания и информационные агентства). По данным Deadline — не более 3000 являются зарегистрированными, остальные давно «мертвые души», при том, что стоимость лицензии на медиа около 2000 грн.
- В ходе опросов примерно 20% экспертов воспринимают проект как социальную сеть или хотели бы, чтобы далее идея развивалась в этом направлении.
- Примерно 70% из аккредитованных журналистов по телефону объясняли, что в действительности пишут в месяц всего 3–5 материалов и старались давать встречные советы.
- Самая интересная тема, которая была затронута журналистом, но так и не была превращена в статью: про актуальную численность населения в Украине и методику сбора данных для статистики. По результатам присланных комментариев на медиа-платформе журналист принял решение не публиковать статью, из-за возможного резонанса в будущих обсуждениях, чтобы не провоцировать реформу и в этом сегменте (приоритеты у правительства медицинская реформа и военный конфликт).
Напомним, медиаплатформа Deadline.com.ua начала свою работу вначале года, чтобы стать драйвером роста личностного брендинга и PR в Украине, решая задачи медиа, бизнеса и спикеров через газеты и онлайн издания. Сайт помогает журналисту находить небанальные комментарии для статей от проверенных экспертов на разные темы. На конец года было собрано около 1500 комментариев.