Customer Care по-украински: параноики, блюстители KPI и реформаторы
05 Ноя 2015, 10:50

Customer Care по-украински: параноики, блюстители KPI и реформаторы

О размере дырок в своем клиентском сите и перспективах изменений рынка Customer Care Service в Украине от компаний-лидеров в своем сегменте

Еще 8 лет назад об украинском Customer Care было говорить сложно: компании делали одолжение, общаясь со своим клиентом. Но рынок трансформировался, и колл-центры, как основные точки контакта с клиентом, научились «думать», что клиент всегда прав. Но все же украинский рынок Customer Care только приобретает свои очертания, ищет удобные инструменты, выкристаллизовывает свои стандарты, но, по-прежнему остается в виде отдельных закрытых систем в системе — на рынке не налажен постоянный обмен опытом.  О проблемах рынка и своих Customer Care программах — от представителей Альфа-Банка, Новой почты, Киевстар, INTERTOP, Сушия, Самсунг Электроникс и др. с экспертной встречи «Customer Care в Украине: актуальная потребность или прихоть бизнеса», организованной OSDirect.

Алена Могилевец
Экс-Project manager Ренкинга лучших PR-профи Украины от MMR и Премии X-Ray Marketing Awards, бизнес-журналист

MMR записал откровения участников рынка о таком:

1. Customer Care Service в компании: elementary, intermediate или advanced?

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

2. Проблемы и челленджи

3. Шансы Customer Care в Украине: что первично — рынок или компания?

4. Инструменты, которые работают 

«Нова Пошта» — «параноик по клиентам» в хорошем понимании. Клиент у нас во главе угла. Именно вокруг этого построена суть нашего бизнеса. И мы гордимся этим.

Зачастую основная проблема Customer Care (особенно в отраслях с системным подходом к работе) — не процедуры, процессы, регламенты, а отношение к клиентам. Все может быть отстроено и прописано, но это не работает, если не изменить отношение к клиенту внутри компании. Я уверен, что только тогда, когда клиентоориентированность это часть корпоративной культуры, компания будет успешной в долгосрочной перспективе.

Самая большая проблема Customer Care в Украине — люди не привыкли быть «сотрудниками от сервиса», в частности это бэк офис и те, кто не сталкивается якобы с клиентами напрямую. Люди не осознают, что их зарплата зависит от клиента. Они думают, что им платит компания. Это некий исторический аспект бывшего СССР, для решения этого нужно время и терпение.

Для прогресса у компании должны быть 3 составляющих в Customer Care: отстроенная система работы с клиентом, корпоративная культура вокруг клиента, наличие конкурентов. 

Наши клиенты — это наши гости, и мы делаем все, чтобы они к нам вернулись. Мы за ними внимательно наблюдаем, для нас важно оправдать их ожидания. Научиться их мерить, понимать и слышать — ключевые задачи на ближайший период.

Для любых изменений, в том числе в Customer Care, первичен рынок, а не акционер. Как только на рынке создается что-то конкурентное — он меняется. Открытая экономика заставляет компании двигаться и совершенствоваться — это магия. Пример: прорыв Эстонии, которая ввела оплату услуг по ID — этому научились даже люди, которые были незнакомы с компьютером. Страна ориентировалась на развитие IT и установила высокий стандарт электронного обмена информацией. И рынок изменился. Второй пример — Польша. Не нужно питать иллюзий, что в Польше, Эстонии, Италии люди, сколотившие капитал, другие. В Польшу много инвестировал Евросоюз, и количество людей, которые стали продуктивными, резко возросло. Каждый из людей старой закалки поменялся, потому что этого требовал рынок. Они адаптировались, получили иностранное образование, и стали проактивными менеджерами — потому что из-за развития экономики количество тех, кто мог составить им конкуренцию, выросло втрое.

Мы учимся измерять клиентский опыт и исправлять недоработки, учимся и создаем новый клиентский опыт с нуля для важных процессов, стремимся быть более клиент-ориентированными. 

Компания меняется сверху вниз: но менять компанию топ-менеджмент будет только, если вынудит рынок. Когда-то новый нанятый топ-менеджер государственного авиаперевозчика испанской Iberia, придя на должность, сказал: «Раньше мы в небо запускали самолеты, а теперь мы перевозим людей». И эта фраза стала началом новой компании. Но государственную корпорацию заставил найти этого человека рынок, дав компании сильных конкурентов. 

Customer Care в ПриватБанке— одна из главных ценностей. Забота о клиенте входит в KPI каждого сотрудника.

ПриватБанк — это не банк, это IT-компания, которая предоставляет банковские услуги. И Customer Care подход в ПриватБанке реализуется на уровне IT: происходит постоянный мониторинг системы различных каналов (соц. сети, СМИ, блоги), на запросы обеспечивается максимально быстрая реакция.

Средний уровень негативных отзывов у нас не самый высокий, но за счет того, что мы обладаем значительным количеством клиентов, эта проблема хорошо видна на поверхности.

Отзывы (даже негативные) — это то, что оптимизирует наш бизнес. Анализируя проблематику запросов, мы выявляем системные проблемы, оптимизируем процессы, тем самым сокращая затраты, делаем наши продукты более user-friendly.


В ПриватБанке есть «супермены», которым направляются проблемы конкретных клиентов — и они их решают. 

Еще 8 лет назад банки были учреждениями, которые, общаясь с клиентом, делали ему одолжение. За это время рынок трансформировался, очень много было сделано для изменения восприятия банков (в том числе за счет программ Customer Care). Сегодня же, практически каждый банк говорит о том, что он заботится о клиенте, но демонстрируют заботу все по-разному. Альфа-Банк не продает продукты клиентам, мы строим взаимовыгодные отношения с каждым клиентом и стараемся удовлетворять все его потребности.

Подход к клиенту должен быть комплексным — иначе программы Customer Care неэффективны. Забота о клиенте должна начинаться с простых продуктов, быстрых процессов, удобных технологий, профессиональных и внимательных заботливых людей. Неотъемлемой составляющей является отслеживание клиентских впечатлений и анализ обратной связи от клиентов, общение менеджмента с клиентами.

Обязательной составляющей успешной клиенториентированной политики является сервисный KPI менеджмента.

Клиенты должны чувствовать заботу при каждом контакте с банком. Технологии при этом играют немаловажную роль. Например, люди не хотят общаться с IVR. Мы много экспериментировали для поиска оптимального решения, и в январе 2015 года внедрили инновационную технологию, впервые на рынке Украины: интеллектуальный IVR, робота «Аллу». Технология распознает свободную речь клиента и дает персонализированный ответ либо соединяет с агентом. «Алла» обучается, постоянно развивается, уже начала «понимать» суржик, помесь украинского и русского — и благодаря ей отношение к IVR у клиентов кардинально изменилось. «Алла» самостоятельно обслуживает 20% от всех клиентских обращений. Уровень удовлетворенности клиентов от такого нововведения не уменьшился, а количество обращений к агентам снизилось. Это действительно клиент-ориентированный сервис, хорошая оптимизация затрат и повышение качества обслуживания одновременно.

На обслуживание потребителя должна работать вся компания. Обычно ситуация противоположная — за огрехи всей компании отдувается колл-центр, который, как правило, не имеет ни ресурсов, ни полномочий на что-то влиять. Что бы компания слажено включалась в решение проблем потребителя и информационный обмен с контакт-центром и вообще решение стандартных и нестандартных запросов потребителя должны быть частью бизнес-процессов компании.

Customer Care имеет два проявления. Первое – это то, что видит и чувствует клиент, когда обращается в компанию. Это работа с потребностями потребителя до того, как они стали проблемой для компании. Второе – когда недовольство потребителя уже проявилось в медиа пространстве. Здесь также нужно связываться и отрабатывать возникший негатив. В первом случае это часть процесса продаж, во втором — часть PRа компании. Но их связывает один принцип — снимать негатив и воспитывать амбасадоров марки. Увы, это понимают очень мало компаний.

Отношение компании к Customer Care определяется ее бизнес-моделью. На чем зарабатывает авиакомпания – на самолетах или на потребителях? Если облуживание потребителя становится условием выживания бизнеса — бизнес изменится. Или умрет. Украинский e-commerce именно сейчас находится в процессе такой трансформации. Бизнес, основанный на дешевой контекстной рекламе, уходит в прошлое. Наступает эра бизнеса на управлении LTV клиента. А здесь без управления уровнем клиентской удовлетворенности не обойтись.

Во внешней среде произошли большие изменения в Customer Care — появилось много мероприятий, открылись специальные департаменты в компаниях, изучается клиентский опыт, много консультантов, которые все знают, что делать. Но, когда приходишь в точку контакта c клиентом — по-прежнему все решает «прыщавая девочка», которая может убить ваш бизнес одной-единственной фразой. В точке контакта с клиентом нет однородности предоставления качества сервиса. Пока у кассира на кассе в голове понимание, что он «не обслуживает клиента, а считает деньги» — не будет никакого Customer Care. 

Сегодня в нашей программе лояльности INTERTOP plus почти 1 млн клиентов. По сути это коалиционная программа, которая действует во всех магазинах обуви и одежды MTI: INTERTOP, Clarks, Ecco, Geox, Skechers, Timberland, Marc O’Polo, Napapijri, Armani Jeans, Atelier de courcelles и Plato. Это удобно клиентам, так как одна карта действует в десятке разных сетей. В будущем мы планируем подключать наш ювелирный бизнес и электронику, предоставляя клиентам еще больший выбор. Эффективность и необходимость CRM уже давно ни у кого не вызывает сомнений. Наша была построена до кризиса, и помогла нам продержаться эти 2 сложных года. 

Многие компании больше беспокоятся о продажах, чем о сервисе. Вспомним школьную задачку про 2 трубы и бассейн: в одну вода вливается, а в другую выливается — когда наполнится бассейн? Да никогда, если некачественное обслуживание позволяет привлечённым клиентам «выливаться» из вашей компании. Устанавливаем надёжную заслонку, оказывая высококлассный сервис —  и обратившиеся к вам клиенты останутся с вами надолго!  Плюсы налицо: лояльный клиент покупает чаще, расширяет ассортимент покупок, и что крайне важно — приводит своих знакомых, порекомендовав вас. Так что от правильного решения школьной задачки зависит успех нашего бизнеса…

Бессмысленно постоянно заниматься поисками хороших продавцов и их мотивацией, если не разобраны «завалы» жалоб.  Клиенты бесплатно рассказывают нам о том, чего им не хватает и чего они от нас ждут — благодарим, изменяем процессы — и клиент чувствует себя, как деревце-бонсай, растущее в подобранной для него почве при правильном поливе и освещении, а не саженцем среди зарослей крапивы…

Действительно хороший сервис не заканчивается на телефонном звонке или reception в отделе обслуживания — важны ВСЕ точки соприкосновения с клиентом, от доброжелательной встречи до безошибочного счёта за оказанную услугу. А служба информационных технологий — вообще ключевое звено.

Какой смысл размещать огромный логотип компании на небоскрёбе, если при первом же контакте с ней клиент понимает, что попал «не туда»? К тому же известно, что о плохом обслуживании люди рассказывают намного большему числу знакомых везде и повсюду… А качественный сервис экономит средства на рекламу.

Мы все — клиенты друг друга.  И постоянно зарабатываем своё моральное право на получение адекватного сервиса. Помогаете кому- то выбрать оптимальную страховую программу или регистрируете бронь на авиаперелёт?  Не забудьте, что на завтра вы записаны к стоматологу! Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Эта библейская истина положена в основу мировой этики. И это золотое правило сервиса. 

 

Колл-центр Самсунга мы запустили в 2001 году. Наша цель была — построить идеальный, исключительно быстрый качественный сервис. Но проблема сервиса электронных товаров в том, что он по сути своей реактивен: мы узнаем о своем клиенте только постфактум, когда у него уже что-то сломалось и он пришел к нам с жалобой. Сейчас мы настойчиво ищем возможности для «перехвата» клиента еще до того, как у него снизится отношение к бренду с позитивного/нейтрального на негативное — и прорабатываем идеи проактивного сервиса.

3 постулата реактивного сервиса:

1.    В сервисный центр приходит ЧЕЛОВЕК, не клиент, не жалобщик, не потребитель. Поступайте с ним так, как хотели бы, чтобы поступали с вами.

2.    Клиент — ваш кредитор и доверитель.

3.    Классный сервис – быстрый, качественный, с улыбкой — сгенерирует новую продажу. 

Когда говорят о Customer Care Service, всегда забывают о грани инвестиций в него. Ведь можно достичь супер-сервиса и дойти до Шести сигм — и тогда можно сразу закрыть бизнес. Важно найти золотую середину: когда затраты на сервис еще дают возврат, а когда — уже излишни. 

Внедряя Customer Care Service для ряда клиентов, отмечали, что зачастую заказчик воспринимает эту зону исключительно как эмоциональную, в формате «мы любим своих клиентов». Тогда как создать подобную программу для системного бизнеса невозможно без ИТ-решений и бизнес-процедур. Должны быть настроены системы мониторинга интернет-пространства и СМИ; все сигналы, а также все обращения клиентов должны приниматься и фиксироваться в единой базе данных, в ней же фиксируются ответы клиентам. Также в случае, если вопрос клиента выходит за рамки стандартного, он должен быть направлен соответствующему лицу на стороне компании и обработан в предполагаемое протоколом время. Если этого не произошло, система дает сигнал по данному запросу босу, контролирующему процесс. Без ИТ-системы эта работа превратилась бы в бесконечный обмен письмами, запутанный клубок претензий и по итогу – не работающую программу.


Конечно, на данной встрече с коллегами мне хотелось больше обсудить вопрос опыта внедрения технических решений. Но мы быстро и с радостью включились в процесс рассказа друг-другу совершенно невероятных историй взаимоотношений с клиентами – публичному освещению они, пожалуй, не подлежат, но свидетельствуют о высоком доверии участников встречи и эмоциональном заряде встречи. 

Встреча состоялась по инициативе Всеукраинской рекламной коалиции, на базе платформы «UA marketing sharepoint», созданной для встреч маркетологов и экспертов отрасли, с целью обмена опытом и идеями.

Расскажите друзьям про новость