По результатам исследования Nielsen Consumer Confidence Index (CCI) в четвертом квартала 2019 года существенно выросло волнение о здоровье, для Украины этот показатель составил +14 п.п. и +3 п.п. для Европы. Можем предположить, что с введением карантина цифры увеличились.
Так, подобные изменения повлияли не только на нашу жизнь, привычки, но и на рост продаж, а в особенности на конкретные категории: средства личной гигиены, дезинфекторы, маски и продукты длительного хранения.
НЕДЕЛЯ С 16 ПО 22 МАРТА vs. C 2 ПО 8 МАРТА
По результатам онлайн опроса, который проводился в марте командой отдела исследований покупателей и потребителей Nielsen Украина, 8 из 10 украинцев ожидают негативного влияния коронавируса на их финансовое положение. В то же время, каждый второй (63%) оценил риск вируса на высоком уровне. Это является одним из драйверов покупок товаров из категории забота о своем здоровье (38%), витаминов, пищевых добавок (15%), товаров по уходу за домом (14%).
Касательно покупок в целом, на фоне распространения COVID-19 динамика продаж в крупнейших розничных сетях Украины на неделе с 16 по 22 марта значительно ускорилась по сравнению с неделей с 2 по 8 марта. Так, на 12 неделе началась большая закупка на категории кулинарии и приготовления еды дома, а именно: макаронные изделия (+162%), сухие завтраки (+91%), пельмени (+74%), детскую еду (+34%), и корм для животных (+23%). Ранее (с 2 по 8 марта) спрос был повышен на сухие дрожжи (+247%), соль (+198%), сливочное масло (+85%), подсолнечное масло (+79%), мясо (+62%).
Снежана Абдуллина, коммерческий директор Nielsen Украина, прокомментировала такие показатели: «За несколько дней до введения карантина и первое время после, украинцы акцентировали внимание на «закупках в прок», в первую очередь это проявилось на покупке продуктов питания долгого хранения и тех, которые считаются базовыми (соль, масло, крупы и т.д.) при этом и остальные продукты закупались явно с запасом. Но, если первая неделя карантина прошла под знаком «запастись и пересидеть» совместив приятное с полезным, то уже со второй недели официального карантина покупатели начали уменьшать уровень закупок ряда продуктов не подпадающих под значение базовых. Так например, снизился спрос на пиво, вино и соленые снеки (26%), алкоголь (25%), кондитерские изделия (15%). Интересно, что с наступлением понимания того, что карантин может продлиться гораздо дольше ожидаемых сроков и сами закупки пошли на спад, а продуктовый набор стал еще более сфокусирован на базовых пакетах. Это может означать как то, что на этапе роста паники и непонимания того, как долго это продлиться, покупатели устремились срочно сделать запасы, а по истечению нескольких недель, успокоившись, решили распределять закупленные товары по мере необходимости, так и то, что украинцы стали выходить за покупками только по мере необходимости, о чем свидетельствует рост среднего чека и падение количества посещений розницы с первых же дней карантина. В любом случае, в преддверии праздников, мы ожидаем новую волну закупок, которая коснется как товаров для приготовления блюд дома, так и сопутствующих товаров, а какими они будут и поменяются ли предпочтения в связи с новым форматом празднования посмотрим в ближайшем будущем».
В свою очередь непродовольственные товары на неделе с 16 по 22 марта больше всего выросли в таких категориях: отбеливатели (+312%), средства для посудомоечных машин (+80%) и уборки дома (+77%), мусорные пакеты (+71%), средства для стирки (+64%). Для сравнения, с 2 по 8 марта, повышенным спросом пользовались резиновые перчатки (+328%), влажные салфетки (+117%), туалетная бумага (+106%) и мыло (+56%).
«Касательно непродовольственной группы товаров, здесь, в продолжение темы беспокойств украинцев о своем здоровье, в первую очередь разошлись товары для усиления гигиены и защиты своего иммунитета непосредственно и его защиты через соблюдение элементарных правил по поддержанию чистоты и гигиены в доме и т.д.» — добавила С. Абдуллина.
В Киеве, где на уровне страны сконцентрирован большой очаг распространения инфекции, динамика продаж на двенадцатой неделе текущего года значительно ускорилась. То же касается и других больших городов таких как Днепр и Харьков. В свою очередь в Ивано-Франковске, Львове и Черновцах пик наблюдался на седьмой и одиннадцатой неделе, в то время как на восьмой и двенадцатой наоборот, произошел небольшой спад.
Карантинные меры быстро подняли уровень продаж, заказов и многих других сфер жизни в онлайне. Если раньше мы говорили об этом как о тренде, то в сегодняшних реалиях — это одно из основных условий для роста, выживания ритейла и сферы продаж в целом, для которых сегодняшний кризис — это также и возможности для роста.
COVID-19 также повлиял на формирование и развитие других тенденций: большой размер покупки, украинцы стали реже делать покупки, но корзина/средний чек увеличились (что в результате позитивно повлияло на общий рост рынка), активное вовлечение аудитории старшей 50 лет в онлайн и т.д. Не все справляются с таким наплывом по ассортименту, динамикой и возможностями доставок, однако скорость развития направления поражает и поэтому после карантина онлайн будет иметь возможность удержать нарощенные позиции, если правильно отстроит системы уже сейчас.