Сейчас много говорят о новой социальной платформе Clubhouse. Что же это за соцсеть такая, которой пророчат стать сильным конкурентом Instagram и даже быстрорастущему TikTok. Clubhouse отличается от других соцсетей тем, что общение здесь осуществляется только в звуковом режиме онлайн. Уникальность состоит в том, что, участвуя в групповых обсуждениях сети, вы также можете подключиться к аудиотрансляции с известными личностями, например, послушать как репетирует песни Billie Eilish или услышать вступительную речь Джо Байдена.
В Clubhouse есть возможность найти своих знакомых и создать новые контакты, сделав синхронизацию телефонной книги из iPhone и/или контактов из других соцсетей (Instagram/Twitter).
Здесь также есть множество виртуальных комнат, в которых происходят дискуссии. Войдя в одну из них, вы можете быть слушателем или, «подняв руку», виртуально попросить слово и стать спикером, но только с разрешения ведущего. Комнаты можно создавать и самому, если вам есть что рассказать другим.
Обратите внимание, что в Clubhouse все основано на голосе, тут нет возможности ответить в чате или показать реакцию (смайлики, лайк и т.п.). Кроме того, голосовые дискуссии проходят только в режиме онлайн и записи трансляций не сохраняются.
Так в чем же секрет растущей популярности ClubHouse?
Ответ прост: создатели соцсети сделали ее эксклюзивной за счёт ограниченного доступа. Вступить в ряды клабхаусеров можно только по приглашению, т.е. просто так зарегистрироваться там не получится. И его получить можно только от действующего участника соцсети или подать заявку на вступление и ждать одобрения. Таким образом, Clubhouse на данном этапе является соцсетью для избранных (владельцев iPhone).
Мне повезло, являясь международным экспертом по маркетингу, я получила инвайт и теперь могу рассказать о своем опыте с clubhouse не понаслышке (вы можете найти меня в clubhouse: inga.lamouroux или @marketinga).
Поскольку соцсеть молодая (запущена с марта 2020), то у нее еще нет устоявшихся форматов общения и модерации, здесь все говорят обо всём. Я посетила комнаты, связанные с маркетингом: одни говорят о культуре в компании, другие о процессах разработки рекламы, третьи сравнивают площадки. Ни для кого из ведущих нет строгого регламента поведения и искусственных тематических ограничений, и этим площадка привлекает. Тут можно найти интересные мнения и живые идеи по разным вопросам.
Плюсы и минусы аудиосоцсети Clubhouse
Теперь более подробно остановлюсь на преимуществах аудиоплатформы:
- Акцент делается только на голос. Звук — наше всё, тут не надо думать, как ты выглядишь перед камерой, регулировать свет, фон и т.п.;
- Большое количество качественного контента. Здесь есть действительно интересные дискуссии (я могу судить по теме маркетинга);
- Дискуссии затягивают и есть ощущение, что можно пропустить что-то важное, когда не слушаешь;
- Нет отвлекающего визуального контента (картинки, смайлики, эмодзи и т.п.);
- Нет надобности быть вовлеченным (реагировать, отвечать на вопросы), можно просто расслабиться;
- Есть возможность слушать параллельно, занимаясь другой деятельностью, что не требует дополнительного времени. Аналогия с аудиокнигами;
- Быстрая коммуникация с новыми контактами и клиентами. Здесь легко войти в дискуссию (если группа маленькая);
- Возраст ЦА: в приложении сказано от 17, т.е. это Gen X и GenY — платежеспособные и интересные для В2В-маркетинга. Даже дизайн РЕТРО, который привлекает именно эту ЦА.
- Отсутствие представителей инфобизнеса и рекламы.
Учитывая, что платформа относительно новая, то она, конечно же, не лишена недостатков:
- Проблема хранения персональных данных. У компании нет представительства в Европе, поэтому соблюдение ею общих европейских правил о конфиденциальности остаётся под вопросом;
- Приложение Клабхаус требует доступ ко всем данным на iPhone и к контактам в Instagram и Twitter;
- Прямые трансляции невозможно сохранить. Для создателей контента это очень рискованно. Если нет возможности сохранять контент, то дальнейшее его использование исключено;
- Отношения с новыми контактами — «холодные», т.е. их следует воспринимать, как начальные лиды, а не как уже имеющиеся контакты;
- Ограничение по гаджету (только iPhone). Эксклюзивность во всем. Однако среди пользователей Android немало желающих попробовать новую соцсеть, поэтому есть надежда, что разработчики расширят свой охват и на них;
- Публика постоянно меняется. Я была в одной дискуссии 20 минут, и там за это время где-то 50 человек пришло и ушло. Постоянная смена публики (и тем самым уровня осведомленности в теме) представляет сложность для ведущего и других участников.
Что это значит для маркетинга
Платформа ClubHouse может идеально подойти для продвижения личного бренда, контент-маркетинга и стать одним из основных инструментов маркетинга в В2В. Тут можно продвигать свои ценности и участвовать в дискуссиях с экспертами, например, в В2В можно заменить вебинары на открытые дискуссии. А в техническом плане она может быть хорошей заменой ZOOМ. О применении площадки в маркетинге я рассказываю в своем новом аккаунте Instagram.
Конечно, скоро представители инфобизнеса повсеместно тоже узнают об этой площадке и будут проводить там свои «бесплатные» курсы, но сейчас она чиста от рекламы и продаж. В ней решение остается за пользователями: расслабиться и слушать или вступить в активную беседу.
Что ещё имеет значение
Clubhouse — это действительно вирусная соцсеть. Смотрите сами, ещё полгода назад о ней мало кто слышал, а многие даже понятия не имели о ее существовании. Сейчас же, во многом благодаря ее эксклюзивности и простоте, платформа реально вирусно раскатилась и стала набирать всё большие обороты.
В отличие от большинства социальных платформ, где количество подписчиков — это просто показатель тщеславия, в Clubhouse подписчики имеют реальную вовлеченность, а контент действительно качественный.