28 Янв 2011, 07:28

Что нам готовит мобильный 2011 год?

Согласно американской терминологии, большая часть аудитории MMR принадлежит поколению Generation X - людей, которые выросли в 70-80-х.ы взрослели с первыми компьютерами (Macintosh Classic), видеоиграми (Nintendo) и dial-up интернетом («а-а-а, только не от

Что нам готовит мобильный 2011 год?

 

Согласно американской терминологии, большая часть аудитории MMR принадлежит поколению Generation X — людей, которые выросли в 70-80-х. Мы взрослели с первыми компьютерами (Macintosh Classic), видеоиграми (Nintendo) и dialup интернетом («а-а-а, только не отключайся, только не отключайся!»). Людям этого поколения до сих пор сложно понять, как 2 Гб оперативной памяти может быть мало. На моем первом «маке» оперативки было в 500 раз меньше, чем на теперешнем. Пять — ноль — ноль! А ведь уже тогда мы были вполне счастливыми людьми!

 

Сейчас у большинства мобильных (язык не поворачивается назвать телефоном) устройств процессор почти в 200 раз мощнее того, который стоял в первых компах в далекие 1990-е. Имеем ли мы сейчас в 200 раз больше возможностей? И да, и нет. Что же нас ждет в ближайшее время в мобильном мире?

 

Проиграет ли Nokia Apple?

Всего за 4 года Стив Джобс со своим iPhone смог сделать то, чего за 30 лет не сделали такие гегемоны рынка, как Nokia и Samsung! Он стер грань между компьютером и телефоном. Apple с iOs, а теперь уже и Google со своим линуксовым Android приблизили привычные нам функции десктопа и лептопа к мобильному телефону. Вэб, музыка, имейл и социальные сети, программы и игры — все это удобнее делать на тачскриновых телефонах, чем на старой привычной клавиатуре.

 

В результате еще в конце 2009 года айфон и гуглофон стали лидерами среди мобильных устройств, которыми пользуются для выхода в интернет.

 

А Apple объявил себя самым крупным в мире производителем мобильных устройств по доходам

 

Я уже не говорю о магазинах программ Appstore и Android Market, которые по популярности значительно опережают запоздавший и до сих пор недоработанный нокиевский Ovi.

 

Вот и я, со своими 10-ю годами гордого использования Nokia, вынужден согласиться, что финны до сих пор производят хорошие мобильные телефоны, в то время, как Apple и Google уже давно успешно продают мобильные компьютеры! Но не стоит пока списывать со счетов самого крупного в мире производителя (по количеству проданных мобильных устройств)! У Nokia еще есть немного времени до того, как поезд окончательно уйдет.

 

Звонки и SMS — вчерашний день?

Пока новые мобильные устройства предоставляют расширенные возможности в использовании интернета и приложений, звонки и SMS остаются их слабой стороной. И это обусловлено не только программным обеспечением, но и спецификой рынка, на который они ориентируются. Большинство молодых потребителей все меньше звонят и SMSят и все больше пользуются на своем мобильном соцсетями, онлайн-мессенджерами и играми.

 

Украинские операторы не скрывают, что абоненты все меньше говорят и все больше «юзают» дополнительные услуги.

 

А значит, в этом году в нашу жизнь войдут и надежно закрепятся такие новые термины, как «дополненная реальность», «QR-коды», «сервисы на базе позиционирования на местности» и, собственно, сами приложения (апы, apps, мобильные программы).

 

Мобильный интернет: 3G, 5G, XXXG

Недавно я прочел о разработке и тестировании технологии 4G суровыми воронежскими специалистами и даже немного обеспокоился по поводу этой технологии 🙂

 

Почти ежедневно мы слышим о новых услугах на базе 3-, 4-, 5G. Высокая скорость передачи данных переносит пользователя из мира обычного текста и картинок в мир полноценных мультимедиа, видеоконференций, онлайн 3D-игр. Это предоставляет бизнесам возможность организовывать действительно интерактивные рекламные кампании для мобильных устройств, а не только размещать примитивные текстовые и gif-баннеры:

 

 

 

Но все эти суперскорости выглядят круто пока только на словах. Ведь даже 3G реально работает у нас только в крупных городах. А украинские мобильные операторы до сих пор не могут обеспечить стабильное даже 2-2,5G покрытие во всех населенных пунктах и на центральных трассах. И пока в селе, где находится моя дача, не будет хотя бы на три деления работать обычный GSM, я буду с улыбкой воспринимать заявления об очередном G-прорыве.:)

 

Социальные сети с позиционированием на местности (LBS + SMM)

Сейчас это очень модная штука на западе, и с появлением новых смартфонов она непременно будет развиваться у нас. Foursquare, Loopt и в последнее время Facebook предлагают своим пользователям отметить себя на карте, где бы они ни находились, и получать сообщения от своих друзей с привязкой к этому месту (location based). К примеру, я хочу выйти на обед и нахожу своих друзей поблизости, предлагая им присоединиться. Для рекламодателей это дает новый пласт эмоций, ведь если мне понравился ресторан, я могу написать свой отзыв, который увидят другие мои френды. А магазин или клуб, которые находятся вблизи, могут предложить мне мобильный купон на скидку, чтобы заманить к себе.

 

Я недавно встретил возле своего офисного здания на Республиканском стадионе двух иностранцев, которые, тыча пальцами в экраны своих смартфонов, просили показать, где именно находится ресторан, предлагающий им 10%-ную скидку через программу Foursquare:

 

 

Дополненная реальность (augmented reality, AR)

Недавно началась активная интеграция соцсетей с браузерами реальности, например Layar 

 

 

Эти программы работают на базе технологии дополненной реальности. Используя GPS, компас, интернет и камеру телефона, они выдают потребителю информацию об окружающих его объектах. Помните Terminator 2? Это оно и есть, только вместо чипа в голове у вас — мобильный телефон:

 

 

 

Для рекламодателей AR интересен своими широкими интерактивными возможностями, ведь вы не только можете предложить фото, информацию о ближайшей к потребителю торговой точке, но и предоставить ему купон на скидку, легко затащить его в игру, квест, показать видео и простимулировать распространение информации среди друзей. Уже есть и первые социальные кампании на базе AR:

 

 

Программы для iPhone, Android, Nokia (AppMarket, Android Market, Ovi Store)

К 2012 году рынку программ для мобильных телефонов обещают светлое будущее размером в $ 17,5 млрд. дохода (для сравнения: мировой рынок онлайн-рекламы достигнет $ 58 млрд.

 

Все больше украинцев меняют свои старые «народные» трубки на смартфоны (только в 2010-м их было продано 612 тыс.), поэтому у рекламодателей появляются новые возможности по популяризации брендированных приложений и игр, которые привлекают потребителя к постоянному общению:

 

 

Около 1 млн. украинских пользователей iPhone, Android и других современных смартфонов ждут ваших захватывающих мобильных приложений, уважаемые разработчики и бренды!

 

Мобильная коммерция

Как сказал один мой знакомый, «банки должны бояться не других банков, а мобильных операторов! Ведь в отличие от пластиковых, бонусных и дисконтных карт, ваш телефон всегда с вами. Вопрос: как совместить мобильное устройство с точкой продажи, ведь он — один из немногих каналов коммуникации, который остается с потребителем до момента покупки и дальше?! 76% британцев недавно признались, что даже спят со своим мобильным  под подушкой.:)

 

Все очень просто, нужно лишь установить соответствующую программу на свой телефон. Перед походом в магазин я составляю список покупок на сайте магазина через домашний ПК, жму кнопку «отправить», и список уже у меня на мобильном. В магазине запускаю программу на телефоне, которая приветствует меня и передает информацию системе супермаркета о моем местонахождении. А дальше — как по маслу: не нужно задалбывать персонал вопросами «где хлеб» и «где макароны». Необходимая карта магазина уже есть в вашем телефоне; вы отмечаете покупки в списке, собирая товары с полок; фотографируете штрихкод и получаете дополнительную информацию о продукте; получаете спецпредложения от определенных секций магазина в реальном времени, а дойдя до кассы, видите на своем мобильном точную сумму покупок.

 

 

Дальше — больше. В Германии и Франции уже есть магазины, в которых вы можете подтвердить оплату по мобильному (благодаря технологии NFC — Near Field Communication — средства снимаются с вашего банковского счета уже без вовлечения ненужного пластика!)

 

 

Итак…

Подытоживая сказанное, мы видим немало возможностей для интеллигентного интересного маркетинга благодаря новым услугам, которые максимально используют возможности новых мобильных устройств. Пока что они на вооружении у самых активных пользователей, которых в Украине насчитывается десятки тысяч. Но я уверен, 2011 год докажет, что мобильный маркетинг — это уже давно не надоедливые телефонные звонки театральных агентств, и даже не доставшие всех SMS-рассылки от служб такси. Мы довольно быстро перейдем от фиксированности потребителя (десктоп + интернет) к его максимальной мобильности (мобильный + интернет) и от предоставления ему обычных услуг (новости, веб-браузинг) к полезным программам и решениям (сравнение цен, товаров и услуг, поиск наилучших предложений, групповые скидки и т.п.), причем привязанных к реальному месту и времени.

 

P.S.: А я уже не дождусь, когда же мое мобильное устройство реально предоставит мне те несколько сотен преимуществ, на которые оно превосходит мощность моего первого компьютера. 🙂

 

Назар Грынык,

директор и основатель агентства

LEAD9 Mobile Marketing

 

 

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео