Что если страница на Facebook дает фору сайту бренда?
Пока технический мир гадал, как скоро Foursquare прикажет долго жить благодаря конкурирующей сети Facebook, последняя превратилась в нечто большее: крупнейшего провайдера клиенто-ориентированных маркетинговых услуг (relationship marketing) для многих брендов.
В то время как веб-трафик брендовых сайтов в США, как правило, не превышает шестизначные числа, программы DBMS уже могут назвать 37 брендов — ритейлеров, продавцов товаров широкого потребления (CPG), лекарств и фаст-фуда, — чьи страницы в сети Facebook посещают миллионы людей.
Сообщества в сети Facebook стали крупнейшими веб-представительствами многих компаний, отодвинув на задний план брендовые сайты и рассылки по электронной почте либо потому что «собственные» традиционные интернет-медиа брендов изживают себя, либо потому что все больше потребителей мигрируют в социальные сети.
Coca-Cola, с 10,7-миллионым сообществом в сети Facebook, собрала клиентскую базу в три-четыре раза превышающую социальную игру MyTown и сеть Foursquare по числу зарегистрированных пользователей. (В сети Facebook насчитывается как минимум 11 брендов, чьи сообщества постепенно переросли базы данных крупнейших провайдеров услуг гео-навигации.) Эти цифры, естественно, затмевают уникальных американских посетителей сайта Coke, число которых, по данным аналитического сервиса Compete, сократилось в июле более чем на 40% — до 242 000 — по сравнению с прошлым годом.
По данным информационного сервиса DBM/Scan, бренд Oreo компании Kraft Foods занимает третье место среди сообществ в сети Facebook с 8,7-миллионой аудиторией, прирастающей на 71 000 в день. В то же время мультибрендовый сайт с веб-представительством данного бренда, NabiscoWorld.com, претерпел сокращение американского трафика с 1,2 миллиона в июле 2009 года, до 321 000 в прошлом месяце.
Несмотря на то что сообщества приверженцев бренда вполне могут работать как «собственные» традиционные медиа компаний, в действительности, они не принадлежат последним. Хостинг страниц и аналитику Facebook предоставляет бесплатно, но растущая зависимость компаний от данной социальной сети в осуществлении программ взаимодействия с покупателями (CRM) вкупе с падением посещаемости их собственных сайтов, открывает для Facebook блестящие перспективы получения прибыли.
Очевидно, большая часть аудитории мигрирует с сайтов брендов в Facebook по замыслу компаний. ТВ и печатная реклама, которая до недавнего времени перенаправляла людей на сайты брендов, сейчас все чаще собирает их на Facebook, — отметил Дэниэль Каммингз, директор по развитию DBM/Scan, компании, которая «отслеживает» клиенто-ориентированные маркетинговые программы (relationship marketing) для продавцов товаров широкого потребления, ритейлеров, ресторанов быстрого обслуживания, и фармацевтических компаний.
По словам г-на Каммингза, DBM/Scan видит Facebook крупным информационным брокером, наподобие Experian, несмотря на такое несомненное — пока — отличие, как бесплатность.
DBM/Scan следит за развитием 560 подобных сообществ поклонников брендов в сети Facebook, созданных с апреля 2008 года. За последние месяцы число вступивших в сообщество Pampers на Facebook перешло за рубеж 327 000. И вместе с тем, сайт Pampers.com потерял в плане посещаемости даже больше — большую часть аудитории, привлеченной рассылками по электронной почте. По информации Compete.com, только в США данный сайт за прошедший месяц посетили 560 000 человек, что почти вдвое меньше 1,1 миллиона посещений в прошлом году.
Снижение посещаемости сайтов не является закономерным для компаний с большим сообществом приверженцев на Facebook. По данным Compete.com, текущий абсолютный чемпион по числу поклонников в Facebook, Starbucks, фиксировал достаточно ровную посещаемость веб-сайта в прошлом году, с учетом того, что представительство на Facebook посетили 12,7 миллионов любителей бренда. Но, как и другие ритейлеры или рестораны быстрого питания, которые, наряду с ростом сообщества в сети Facebook, сохранили посещаемость веб-сайтов, Starbucks.com имеет значительную долю электронной торговли.
Так и розничная сеть Walgreens, создавая клиентскую базу в Facebook, превышающую 500 000, не испытала снижения посещаемости сайта, достигшей в июле уровня 6,7 миллионов по данным Compete.
В сети Facebook Walgreens находит то, что работает лучше всего: частые короткие обновления, нередко включающие вопрос и незамедлительный ответ, — прокомментировал Рич Леспирэнс, директор по онлайн-маркетингу Walgreens.
В настоящее время Facebook рекомендует таким компаниям как Procter & Gamble Co. обратить больше внимания на обновления статуса, чем на другие приложения, которые, возможно, труднее адаптировать или «отслеживать», — сказал Майкл Стич, директор группы стратегического планирования электронного маркетингового агентства Bridge Worldwide, WPP, работающего с P&G.