Черная пятница в условиях войны: быть или не быть? Исследование украинских потребителей
24 Ноя 2022, 12:53

Черная пятница в условиях войны: быть или не быть? Исследование украинских потребителей

Начиная с 24 февраля явления «обычной» жизни постоянно проходят проверку на уместность в условиях военного положения. Многие из тех вещей, которые еще недавно считались нормой, стали «не ко времени». Международный исследовательский холдинг 4Service™ накануне главной распродажи года провел опрос, чтобы выяснить, как украинцы воспринимают Черную пятницу в 2022: охотятся ли за скидками или будут игнорировать распродажи.

Эксперты холдинга изучают отношение украинского общества к Black Friday каждый год. Данные за пять лет дают возможность проанализировать динамику и сделать выводы, ценные для игроков рынка, ведь кроме отношения изучается также поведение покупателей, ожидания к скидкам и их основные «боли», связанные с распродажами.

Уместна ли сейчас Black Friday?

69% украинцев на этот вопрос отвечают утвердительно, считая ее уместной, несмотря ни на что. Особенно главную распродажу года ждет молодежь (категория 18-24 года) — для 82% из них Черная пятница-2022 актуальна.

Неуместной назвали Черную пятницу 13% украинцев, причем чаще всего так отвечали респонденты в возрасте 35-44 года. Большинство из них объяснили свою позицию именно военным положением. 15% просто считает Черную пятницу обманом, еще часть (12%) думает, что сейлы сейчас не нужны, потому что у людей нет денег. Значительно меньший процент опрошенных говорили, что сейчас следует избегать скоплений людей (6%), а лучше донатить на ВСУ и экономить электроэнергию (4%).

Что будут покупать?

Как бы там ни было, большинство украинцев все же одобрительно относятся к идее Black Friday. Треть опрошенных собирается на закупки по этому случаю. Есть категории особо желаемых товаров в этот день, спрос на которые не меняет ни время, ни даже критические обставки. Большинство, как обычно, будет покупать технику (59%), одежду и обувь (50%). Особый интерес эти группы товаров вызывают у молодежи. Также молодые люди ожидают выгодных предложений по приобретению книг и аксессуаров. Женщины по-прежнему готовы тратить деньги на косметику, парфюмерию, ювелирные изделия, зоотовары и товары для детей.

Впрочем, реалии жизни в условиях войны выделили новые категории товаров в перечне тех, которые собираются покупать украинцы. Это, конечно же, энергосберегающие товары (их хочет приобрести со скидками почти половина респондентов, большинство из которых — мужчины) и товары для обогрева.

Желающих отправиться на шоппинг в Черную пятницу этого года даже немного больше, чем в прошлом.

Интересно, что желающих отправиться на шопинг в Черную пятницу в этом году даже немного больше, чем в прошлом (33% против 30%). Однако эти показатели проигрывают в предыдущие годы: в 2020 покупать что-то собирались 70% участников исследования, а в 2018 — целых 85%.

Где будут покупать?

Этот вопрос особенно интересно смотрится в динамике. В сравнении с предыдущим годом на 20% снизилась популярность обычных магазинов. Если в постковидном 2021 году туда готовы были отправиться 72% украинцев, то в этом году их только 52% — почти так же, как в 2020, когда царили локдауны и паника от новостей о вирусе.

В то же время с каждым годом растет интерес покупателей к украинским интернет-магазинам. В этом году рекордные 72% покупателей собираются именно на онлайн-шоппинг в Black Friday (против 61% в 2021). Показательно, что количество желающих шопиться в зарубежных интернет-магазинах остается почти неизменным несколько лет, зато украинцы чем дальше, тем больше готовы поддерживать отечественный бизнес.

Продуманность или спонтанность? Особенности поведения покупателей

В этом году покупатели будут демонстрировать больше взвешенности в покупках даже во время главной распродажи. Более трети украинских потребителей будет заранее проверять цены в магазинах, а затем сравнивать их со скидками. Каждый четвертый ответил, что будет тщательно сравнивать цены на разных сайтах или в разных магазинах. В основном люди будут искать товары исключительно по заранее сформированному списку. И только 11% выразили готовность покупать все, что понравится, и на что будут привлекательны скидки.

В среднем украинцы готовы потратить на ноябрьских распродажах 5400 грн.

По-прежнему для большинства покупателей Черная пятница — это возможность купить желанные товары для себя. Это собираются сделать около 90% опрошенных. Около половины также хочет совершить покупки для других членов семьи, а треть (преимущественно женщины 25-34 лет) приобретет что-то для своих детей. В этом году распродажами планируют воспользоваться и для добрых дел: купить что-то для военнослужащих и благотворительность.

В среднем украинцы готовы потратить на ноябрьских распродажах 5400 грн. 26% покупателей планируют взять товары в кредит или в рассрочку.

Почему не покупают в Черную пятницу?

В прошлом году несостоявшиеся в этот день покупки объясняли в основном тем, что не верят в скидки. Сейчас же главной причиной является нехватка денег. В этом году ее назвали 49% опрошенных, а в 2021 — всего 4%.

В целом можно отметить, что доверие украинских потребителей к самому феномену Черной пятницы выросла. Более 60% уверены, что в этот день цены действительно снижаются, так что это прекрасная возможность купить то, чего давно хотелось, но на что не хватало или было жаль денег. К тому же, резко уменьшилось количество людей, которые думают, что Черная пятница — это вымышленный повод для обогащения ритейлеров.

Black Friday-2022: взгляд украинского бизнеса

В опросе исследовательского холдинга 4Service™ также приняли участие представители разных сфер крупного, среднего и малого украинского бизнеса. В частности, компании COMFY, Киевстар, Новая почта, Vodafone, Eva, VARUS, SOCAR, Union Group, Фокстрот, PHILIPS, Новий зір, ЭКСИМЕР, ЗОЛОТИЙ ВІК, Эскулаб, ІБІС, FIN X, Centro Lab.

Судя по тому, что Черную пятницу считает уместной 71% бизнеса, большой распродажи в этом году все же быть. Компании, которые планируют, несмотря на сложные обстоятельства, устраивать Black Friday, руководствуются тем, что бизнес даже в условиях войны должен использовать маркетинговые инструменты и оставаться привлекательным для клиентов.

Впрочем, 9% представителей опрошенных компаний все же убеждены, что сейчас не следует проводить традиционный день скидок и акций. «Сейчас в Украине и так много черных дней», «Наш бизнес и так каждый день инвестирует в глубокие скидки на большое количество товаров» — комментируют они.

42% компаний планируют донатить с прибыли, вырученной в Черную пятницу.

В прошлом году активность в Черную пятницу проводили 86% бизнесов. В этом году точно планируют проводить Black Friday более половины компаний. Многие из них сказали, что в этот день они будут предоставлять скидки на свои товары/услуги. Небольшая часть бизнеса также планируют порадовать клиентов акционными предложениями и розыгрышами. У тех, кто решил приобщиться к распродажам, появилась новая мотивация — 42% компаний планируют донатить с прибыли, вырученной в Черную пятницу.

Несмотря на войну, Черная пятница остается достаточно ожидаемым событием как для покупателей, так и бизнесов. В этом году, очевидно, она будет более рациональной, чем обычно — украинцы не готовы разбрасываться деньгами и собираются делать покупки по заранее продуманному перечню. Вместе с этим Черную пятницу все меньше воспринимают как попытку обмана, а больше как возможность даже в сложное время приобрести нужные вещи выгодно.


Методология исследования:

Социологическое исследование проведено международным исследовательским холдингом 4Service™. Всего было опрошено 958 жителей Украины от 18 лет до 55 лет. Исследование проводилось методом онлайн-опроса (CAWI). Полевой этап продолжался с 10 по 16 ноября 2022 года. Статистическая погрешность выборки (с вероятностью 0,95%) не превышает +-3,23%.

Расскажите друзьям про новость