28 Апр 2017, 15:00

Черным по белому: Как писать просто о сложном

Главный редактор Retailers.ua Юлия Белинская рассказала студентам о работе журналиста и как писать хорошо

В рамках образовательного проекта Business 2 Students, который Arricano Real Estate и Киевский национальный торгово-экономический университет реализуют при поддержке медиакомпании Ekonomika+, состоялась очередная открытая лекция-встреча студентов КНТЭУ. Это уже пятая лекция в рамках третьей волны проекта, нацеленная на студентов, которым интересна работа в медиа и пиаре. Спикером выступила Юлия Белинская, издатель и главный редактор Retailers.ua.

Марина Корчака
Экс-главный редактор MMR

Юлия рассказала студентам о работе журналиста и пиарщика, а также о том, как писать так, чтобы читали и чтобы за это платили. Она поделилась секретом генерации хороших идей для статей: «Чтобы знать, о чем писать, нужно представить себя на месте того человека, кому вы пишете, переселиться в его жизнь и понять, что ему интересно». 

Также Юлия определила общие принципы работы журналиста:

1. Не врать. 

2. Придерживаться плюрализма мнений. 

3. Отличать факты от суждений. 

4. Чем короче, тем лучше. 

5. Проверять информацию. 

Мы отобрали самые ценные и полезные советы от Юлии, которые помогут в работе как начинающим, так и практикующим журналистам и пиарщикам.

«Вызывать эмоции у читателя сложнее, чем просто информировать его. Для этого есть свои форматы. В бизнес-журналистике это фичеры, авторские репортажи, в основе которых лежит история о трудностях и их преодолении. Конечно, бизнес – это практичная вещь, но всегда нужно помнить, что бизнес делают конкретные люди. И у них есть то, что их мотивирует, вдохновляет. Делать такие истории сложно, но интересно». 

«На факультетах журналистики утверждают, что публицистический стиль должен формировать общественное мнение. Я настороженно отношусь к этому суждению и считаю, что общество должно формировать свое мнение самостоятельно. Прочитав материал, читателям нужно самим сделать выводы. Журналист не должен делать это за них».

«Журналистика – это не писательство. Это сбор информации. Написать текст – сложить буквы в слова и придать им читабельную форму – с хорошим редактором и после постоянных тренировок несложно. Писательство важно, но если вы не соберете данных, творить будет не из чего». 

«У нас почему-то так сложилось с нашей постсоветской системой образования и обучения языкам, что какая-то витиеватость, сложность, речевые обороты – это круто. Но это совсем не круто и это точно не об информационно-деловом стиле. От слов, которые не несут полезной информации, нужно избавляться». 

«Есть правило трех анонимных источников: если вы узнали важную новость, но источник пожелал остаться анонимным, найдите как минимум еще двух человек, не связанных с вашей сферой, которые скажут вам то же самое. Тогда, сославшись на три источника и написав, почему они об этом могут знать, вы можете опубликовать такую новость». 

«Журналистика – это низкооплачиваемая профессия. Большие зарплаты бывают только у мегаизвестных профи, а их единицы. Это стрессовая работа: на вас всегда будут давить дедлайны, спикеры, редакторы. Но это интересно, особенно для тех, кто любит общаться».

Мы поймали Юлию после лекции и задали ей несколько вопросов. 

Многие журналисты говорят: «Если хотите быть журналистом, не идите учиться на журфак». Прокомментируйте. 

Я полностью поддерживаю это мнение, потому что журналистика – это не наука, а ремесло. Чтобы быть хорошим журналистом, не нужно пять лет учиться. Нужно садиться и работать. Стать хорошим журналистом можно, только практикуясь ежедневно. Любой профессионал становится профессионалом, если он 10 часов в день уделяет своему делу. То же самое и в журналистике: теорию можно и за месяц прочитать. На мой взгляд, лучше получить другое образование, которое является наукой.

Можно ли научиться писать хорошо или для этого должны быть врожденные склонности? И какими личностными качествами должен обладать хороший журналист? 

Коммуникабельность – вот главное качество журналиста. Также важны любопытство, небезразличие, умение работать в стрессовых ситуациях. Я придерживаюсь мнения, что при желании научить писать можно любого человека, если он грамотный и читает книги, умеет анализировать информацию и уделяет этому время. В таких условиях журналистом можно сделать кого угодно. Вопрос только в правильном наставничестве и редакторстве. 

Какие тренды в бизнес-журналистике нужно знать хорошему специалисту сегодня? И какие сервисы/приложения посоветуете в помощь журналистам? 

Есть два тренда: читатели все меньше времени хотят проводить за чтением статей и профицит информации. Поэтому нужно уметь отделять важное от неважного, суть от шелухи, использовать инфографики и видео, учиться работать с этими форматами. 

Я не пользуюсь сервисами или приложениями, у меня эти фильтры уже встроены. Могу посоветовать читать «Пиши, сокращай», прогонять свои тексты через «Главред». Формировать свой писательский вкус можно, читая хорошие статьи, в том числе и иностранных СМИ, и книги нон-фикшн, анализировать, как эти тексты написаны, почему они хорошие и пытаться применять это в своей практике. 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео