Черная пятница: как бизнесу вернуть доверие и подружиться с покупателями
27 Ноя 2020, 11:56

Черная пятница: как бизнесу вернуть доверие и подружиться с покупателями

4Service раз в два года проводит исследование поведения покупателей в преддверии черной пятницы. Появился этот любимый день маркетологов в США в 1966 году. Американцы посчитали, что между Днем благодарения и остальными рождественскими праздниками не хватает какой-то изюминки. Так, на Восточном побережье Америки родилась Black Friday – день 50-80% скидок. День, в который многие берут выходной, чтобы пошопиться. День, когда магазины открываются в пять утра, а очереди выстраиваются еще ночью. 

День, который пришел и в Украину, но в несколько модифицированном виде. Маркетологи так сильно убили репутацию черной пятницы, что многие украинцы разочаровались в ней. При этом большинство все-равно еще верит в возможности сэкономить в этот день. 

Черная пятница в 2020 году: чего ждут потребители?

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

70% опрошенных украинцев желают что-то купить в черную пятницу (50% планируют покупки, а 20% полностью уверены в том, что шопингу быть). Из это следует, что 30% не собираются тратить деньги в день скидок. В сравнении с показателем 2018 года, процент игнорирующих Black Friday увеличился в два раза. Это можно связать, как с экономическим кризисом и пандемией в настоящем, так и со страхами о будущем локдауне. При этом немаловажную роль сыграло разочарование из-за негативного опыта в предыдущие годы. 

В отличие от Америки в Украине сложно найти действительно большие скидки на товары. Давно известны случаи, когда продавцы повышают цены перед пятницей, чтобы потом их перечеркнуть и нарисовать якобы заниженные. По факту стоимость товаров остается той же, или занижена на 5-10%. На эту тему в интернете уже появилось большое количество мемов.

Случались в опыте украинцев и вопиющие случаи завышенных в черную пятницу цен. Продавцам и маркетологом не стоит недооценивать покупателей, ведь те все помнят. В подобных случаях компании могут получить деньги, но навсегда потеряют доверие, а постоянный клиент обидится и больше никогда не придёт в магазин, где его обманули.

Это подтверждает и исследование 4Service. 62% респондентов сказали, что размер скидки в 2019 году в черную пятницу их разочаровал. 18% опрошенных считают, что черная пятница – способ обмануть. У 29% людей отношение ко дню скидок ухудшилось, они верят, что некоторые продавцы могут не выполнить обещания. 

Как бизнесу превратить черную пятницу в способ подружиться с клиентами? 

  • Согласно опросу, большинство украинцев считают оптимальной скидкой 44-47% и именно эта цифра заставит их чувствовать удовлетворение от покупки и реальную экономию. Но скидка должна быть настоящей, ведь потенциальные покупатели долго прицениваются и знают реальную стоимость желанных товаров. Или же думают о том, что знают.
  • Скидку более 70% украинцы считают подозрительной. Увидев ее, считают товар некачественным. Скидку 20% опрошенные считают оскорбительной.
  • Возраст покупателей черной пятницы обычно составляет – 25-45 лет. Это возраст людей, которые уже встали на ноги и начали активно зарабатывать деньги. Поэтому весь поток рекламы обычно направлен именно на эту категорию людей.
  • Мужчины и женщины планируют покупать в черную пятницу примерно одинаково. Женщин преимущественно интересует косметика и парфюмерия, мужчин техника, молодых людей – одежда и обувь. 
  • На 10% cнизилась доля розничной торговли, зато выросли интернет-продажи. Особенно вырос сегмент именно украинских интернет-магазинов. Розетка уже сообщила о рекорде посещаемости – 5,6 млн человек зашло на сайт уже в понедельник!
  • Молодые люди ожидают меньших скидок, аудитория 35+ готовы покупать только при реально высоких скидках. 
  • Средний класс также готов тратить деньги только в случае реальной экономии и существенных скидок.

Чтобы «выжать» из пятницы все, следует готовиться к ней заранее. Важны не только честные скидки. Важно продумать логистику, чтобы успеть доставить товары вовремя и не заставлять клиентов ждать. Подумать о количестве товара, чтобы он достался каждому клиенту. Покупателей не интересуют проблемы бизнесов, им нужно получать свой заказ максимально быстро.

К числу разочарований людей можно отнести подводные камни во время заказа. К примеру, продавец громко кричит о бесплатной доставке, но затем оказывается, что она возможна при определенной сумме заказа и лишь на некоторые товары. Напрягают покупателя скидки, которые действуют в случае оформления страховки или при покупке двух или более товаров. Разочаровывают скидки, которые действуют только на самые маленькие или большие размеры. За всем этим клиенты видят обман и попытку на них заработать, но никак не желание порадовать и подарить возможность сэкономить. 

4Service планирует провести опрос после окончания черной пятницы, чтобы оценить рынок и настроения покупателей. Это поможет компаниям начинать готовиться к следующей Black Friday не за несколько дней, а за несколько месяцев. Когда у спортсменов спрашивают о секретах их успеха, они говорят о том, что секретов нет. Все люди рождаются одинаковыми. Просто кто-то готовится к соревнованиям каждый день, тренируя свое тело, поэтому выходит на поле боя в своей лучшей форме. Черная пятница также является полем боя, в которой может выиграть только самый подготовленный бизнес. Не удалось выиграть в бою в эту пятницу? Что ж, жизнь дарит вам еще целый год для того, чтобы накачать бизнесовые мышцы и показать себя в следующем году.

Расскажите друзьям про новость