Черная пятница: как бизнесу вернуть доверие и подружиться с покупателями
27 Ноя 2020, 11:56

Черная пятница: как бизнесу вернуть доверие и подружиться с покупателями

4Service раз в два года проводит исследование поведения покупателей в преддверии черной пятницы. Появился этот любимый день маркетологов в США в 1966 году. Американцы посчитали, что между Днем благодарения и остальными рождественскими праздниками не хватает какой-то изюминки. Так, на Восточном побережье Америки родилась Black Friday – день 50-80% скидок. День, в который многие берут выходной, чтобы пошопиться. День, когда магазины открываются в пять утра, а очереди выстраиваются еще ночью. 

День, который пришел и в Украину, но в несколько модифицированном виде. Маркетологи так сильно убили репутацию черной пятницы, что многие украинцы разочаровались в ней. При этом большинство все-равно еще верит в возможности сэкономить в этот день. 

Черная пятница в 2020 году: чего ждут потребители?

70% опрошенных украинцев желают что-то купить в черную пятницу (50% планируют покупки, а 20% полностью уверены в том, что шопингу быть). Из это следует, что 30% не собираются тратить деньги в день скидок. В сравнении с показателем 2018 года, процент игнорирующих Black Friday увеличился в два раза. Это можно связать, как с экономическим кризисом и пандемией в настоящем, так и со страхами о будущем локдауне. При этом немаловажную роль сыграло разочарование из-за негативного опыта в предыдущие годы. 

В отличие от Америки в Украине сложно найти действительно большие скидки на товары. Давно известны случаи, когда продавцы повышают цены перед пятницей, чтобы потом их перечеркнуть и нарисовать якобы заниженные. По факту стоимость товаров остается той же, или занижена на 5-10%. На эту тему в интернете уже появилось большое количество мемов.

Случались в опыте украинцев и вопиющие случаи завышенных в черную пятницу цен. Продавцам и маркетологом не стоит недооценивать покупателей, ведь те все помнят. В подобных случаях компании могут получить деньги, но навсегда потеряют доверие, а постоянный клиент обидится и больше никогда не придёт в магазин, где его обманули.

Это подтверждает и исследование 4Service. 62% респондентов сказали, что размер скидки в 2019 году в черную пятницу их разочаровал. 18% опрошенных считают, что черная пятница – способ обмануть. У 29% людей отношение ко дню скидок ухудшилось, они верят, что некоторые продавцы могут не выполнить обещания. 

Как бизнесу превратить черную пятницу в способ подружиться с клиентами? 

  • Согласно опросу, большинство украинцев считают оптимальной скидкой 44-47% и именно эта цифра заставит их чувствовать удовлетворение от покупки и реальную экономию. Но скидка должна быть настоящей, ведь потенциальные покупатели долго прицениваются и знают реальную стоимость желанных товаров. Или же думают о том, что знают.
  • Скидку более 70% украинцы считают подозрительной. Увидев ее, считают товар некачественным. Скидку 20% опрошенные считают оскорбительной.
  • Возраст покупателей черной пятницы обычно составляет – 25-45 лет. Это возраст людей, которые уже встали на ноги и начали активно зарабатывать деньги. Поэтому весь поток рекламы обычно направлен именно на эту категорию людей.
  • Мужчины и женщины планируют покупать в черную пятницу примерно одинаково. Женщин преимущественно интересует косметика и парфюмерия, мужчин техника, молодых людей – одежда и обувь. 
  • На 10% cнизилась доля розничной торговли, зато выросли интернет-продажи. Особенно вырос сегмент именно украинских интернет-магазинов. Розетка уже сообщила о рекорде посещаемости – 5,6 млн человек зашло на сайт уже в понедельник!
  • Молодые люди ожидают меньших скидок, аудитория 35+ готовы покупать только при реально высоких скидках. 
  • Средний класс также готов тратить деньги только в случае реальной экономии и существенных скидок.

Чтобы «выжать» из пятницы все, следует готовиться к ней заранее. Важны не только честные скидки. Важно продумать логистику, чтобы успеть доставить товары вовремя и не заставлять клиентов ждать. Подумать о количестве товара, чтобы он достался каждому клиенту. Покупателей не интересуют проблемы бизнесов, им нужно получать свой заказ максимально быстро.

К числу разочарований людей можно отнести подводные камни во время заказа. К примеру, продавец громко кричит о бесплатной доставке, но затем оказывается, что она возможна при определенной сумме заказа и лишь на некоторые товары. Напрягают покупателя скидки, которые действуют в случае оформления страховки или при покупке двух или более товаров. Разочаровывают скидки, которые действуют только на самые маленькие или большие размеры. За всем этим клиенты видят обман и попытку на них заработать, но никак не желание порадовать и подарить возможность сэкономить. 

4Service планирует провести опрос после окончания черной пятницы, чтобы оценить рынок и настроения покупателей. Это поможет компаниям начинать готовиться к следующей Black Friday не за несколько дней, а за несколько месяцев. Когда у спортсменов спрашивают о секретах их успеха, они говорят о том, что секретов нет. Все люди рождаются одинаковыми. Просто кто-то готовится к соревнованиям каждый день, тренируя свое тело, поэтому выходит на поле боя в своей лучшей форме. Черная пятница также является полем боя, в которой может выиграть только самый подготовленный бизнес. Не удалось выиграть в бою в эту пятницу? Что ж, жизнь дарит вам еще целый год для того, чтобы накачать бизнесовые мышцы и показать себя в следующем году.

Расскажите друзьям про новость