EX & EVP, или Чему рекрутеры научились у маркетологов
19 Янв 2021, 12:09

EX & EVP, или Чему рекрутеры научились у маркетологов

В последнее время в мировой бизнес-среде часто упоминается карта опыта сотрудников. Мы расскажем, почему важно уделять внимание ее созданию и постоянной поддержке. Рассмотрим, почему важно комбинировать маркетинг, найм, управление персоналом, IT и дизайн, и как в целом компании относятся к концепции пути сотрудника. Проясним, из каких этапов и элементов состоит карта опыта.

Что такое опыт сотрудника: ключевые понятия

Опыт сотрудника (Employee Experience, сокращенно EX) принято считать логическим продолжением маркетинговой концепции опыта клиента (Client Experience, CX).

Опыт клиента — это условный путь, на котором клиент взаимодействует с конкретной компанией. Начинается с зарождения потребности, проходит через покупку и продолжается даже после нее (послепродажное обслуживание, последующие продажи и так далее).

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Опыт сотрудника — это путь сотрудника с позиции компании-работодателя. Он включает все виды взаимодействия кандидата и компании, найм сотрудника и все отношения в процессе работы, завершение работы в компании и будущие контакты после этого.

Моменты взаимодействия компании, каналы и инструменты, с помощью которых это взаимодействие происходит, называются точками касания (touchpoints). Ключевые события на этом пути — moments of the truth («моменты истины»).

Есть контакт между сотрудником и компанией — есть точка касания. Примеры:

  • Общение кандидата с рекрутером — есть точка касания + эмоция/реакция
  • Прочитал о компании в СМИ — есть точка касания + эмоция/реакция
  • Рекрутер анализирует методы конкурентов по привлечению — нет точки касания (потенциальный сотрудник никак не участвовал и не реагировал на процесс)

Вместо УТП (уникального торгового предложения) в CX в описании опыта сотрудника говорят о ценностном предложении сотруднику (Employee Value Proposition, EVP). Простыми словами: EVP — это все, что сотрудники считают для себя ценностью в компании. Это полезно для рыночного анализа компаний и бренда работодателя.

Самое интересное, что переход от CX к EX не был простым переносом идеи из маркетинга в HR в духе «А давайте этот маркетинговый термин перенесем на HR-рельсы!». Действительно проводились исследования о том, что есть зависимость между удовлетворенностью персонала и опытом клиентов. И, разумеется, корреляция достаточно сильная. И, как увидим дальше в цифрах, многие компании уже пытаются синхронизировать управление обеими категориями.

Источник: Mural

Интерес к понятию опыта сотрудников начал заметно расти с 2017 года, когда по ежегодному исследованию Gartner более половины HR-менеджеров начали ставить этот показатель в список приоритетов.

Для описания отношений компании и потенциального кандидата используют термин Candidate Experience. Он длится от первого столкновения с брендом в СМИ, рекламе и других каналах до завершения испытательного периода на новой должности. Компании, которые не готовы сразу погрузиться в полное управление путем сотрудника, могут начать хотя бы с проработки рекрутинговых процессов (далее — подробнее).

Карта пути сотрудника (Employee Journey Map) — это выстроенная в виде логической цепочки схема продвижения сотрудника по главным точкам касания с компанией. Это путь, разделенный на этапы с самыми важными характеристиками для каждого этапа. Как вы увидите далее, выглядеть она может совершенно по-разному от компании к компании. Главное в ней — ключевые точки взаимодействия для сотрудника и компании со всеми слабыми и сильными сторонами. Плюс еще один важный аспект — чувства и реакции сотрудника в этих точках: разочарован ли он вашим сайтом, восхищен ли общением с рекрутером и так далее.

Задача карты — не просто стать инструментом визуализации, библиотекой и описанием процесса, а помочь понять и улучшить кадровые процессы, сделать их эффективнее.

Получается интересный гибрид из HR, маркетинга и дизайна. А с учетом анализа и автоматизации — еще и с сильной IT-составляющей.

Пример карты пути пользователя: этапы, ожидания, эмоции, инсайты и рекомендации. Источник: AllyO

Помните популярное в интернете сравнение «Ожидание vs. Реальность»? Это и есть одна из главных механик для анализа карты пути сотрудника. Найти и проанализировать разрывы между ожиданием сотрудника (или кандидата) и тем, что его ждало, ждет и будет ждать на самом деле — это один из главных приоритетов составления карты. И лучше, если это положительные разрывы: не проблемы и разочарования, а WOW-эффекты и конкурентные преимущества.

Взаимосвязь EX и CX

Невозможно добиться отличного клиентского опыта, если менеджмент не заботится о положительном опыте сотрудников. Компания благодаря положительному EX нанимает лучших сотрудников, которые дают клиентам лучший опыт. Кроме того, они будут охотно работать и заряжать своим энтузиазмом клиентов.

Никогда не относитесь к сотрудникам хуже, чем к клиентам. Когда вы цените сотрудника, как и клиента, тогда и получаете равенство CX = EX. 

Персоны: что это и зачем нужны

Путь каждого сотрудника и кандидата будет заметно отличаться. При сегментации клиентов нельзя сгруппировать их размыто в формате «женщины от 18 до 80, любительницы парфюмерии». А карту сотрудника нельзя составить одну для всех или просто разделить на «кассиры», «программисты», «водители». Важно понимание: разным ролям — разные пути и карты.

При моделировании различных собирательных образов для ролей и профессий применяется понятие портрета сотрудника или персоны.

Мало отделить разработчика от менеджера по продажам. Персона должна отличаться такими характеристиками:

  • Квалификация и суть деятельности
  • Набор навыков
  • Личные качества
  • Ориентировочный уровень компенсации
  • Мотивация, ценности, приоритеты
  • Сильные и слабые стороны

Похожие профили помогут понять общую механику взаимодействия и возможные схожие реакции. Начните с анализа ваших сотрудников, они помогут составить несколько ключевых типажей.

Проблема с составлением персон

Мало кто пользуется этим подходом, а те, кто пользуется, составляют стереотипный портрет, который ни о чем не говорит. «Света, 25 лет, офисный сотрудник». И что это даст?

А вот формулировка «Frontend-разработчик на PHP, опыт 5 лет, возраст 20-25 лет, хочет развиваться и участвовать в зарождении нового Apple» — это хоть и упрощенный набросок персоны, но уже на порядок полезнее для принятия решений. Конкретизирует роль, а значит и точки входа, схемы взаимодействия, мотивацию и помогает найти индивидуальный подход.

Обратная история — превращать портрет в перегруженную биографию без практической пользы. Это пустая трата времени.

Вместо текстовой биографии хорошо работает карточка персоны в виде инфографики. Вот пара примеров:

Самый простой вариант, но с отметкой слабых и сильных сторон
Источник: Predictiveindex
Источник: AllyO

Почему важно заниматься улучшением опыта сотрудников

Обойдемся без воды, вместо этого пусть говорят цифры международных исследований.

Очевидно, что отличное впечатление от работы (а это и есть Employee Experience) ощутимо улучшает производительность сотрудников. По исследованию Sage, это подтвердили 78% опрошенных сотрудников компании. Причем среди поколения миллениалов эта цифра доходит до 92%. В целом, чем моложе поколение сотрудников, тем важнее для них, чтобы работа нравилась и была комфортной.

Похожий порядок цифр (84% сотрудников) и в отчете Deloitte, но есть и еще одна не очень приятная для менеджмента цифра:

  • Всего 9% компаний готовы серьезно разбираться в опыте сотрудников.
  • Только 12% компаний, по данным PredictiveSuccess, согласовывают свою кадровую стратегию со своей бизнес-стратегией.

SurveySparrow считает, что компании, где вовлеченностью и положительным опытом сотрудников серьезно занимаются, зарабатывают в расчете на 1 акцию, на 147% больше. Отчет KennedyFitch показывает, что 57% компаний исследуют или начинают заниматься опытом сотрудников (EX), а 6% уже синхронно развивают и улучшают клиентский опыт и опыт сотрудника.

Источник: KennedyFitch

Также PredictiveSuccess приводит один из самых показательных примеров важности работы с опытом сотрудников. В компаниях, где культура и HR-деятельность сфокусирована на сотрудниках, средняя текучесть лучших кадров (их называют A-Players или топ-перформеры) — 17%, тогда как в компаниях без должной заботы — на 30% пунктов выше.

Текучесть топ-перформеров в связке с Employee Experience
Источник: PredictiveSuccess

Еще один показательный пример. MarHR рассказывает о кейсе PizzaHut. Когда они занялись детальной проработкой карты опыта сотрудников (EJM), текучесть кадров снизилась с 60 до 35%, вакансии стали закрывать за 8 недель, а не за 13, как раньше, и увеличили средний срок работы сотрудника в компании в полтора раза.

Из чего состоит карта опыта сотрудника

Разновидностей EJM — очень много. Есть даже виртуальный музей карт, в котором собраны самые интересные образцы — как с визуальной, так и с концептуальной точки зрения.

Для каждой компании этапы, точки взаимодействия и ключевые моменты будут разными, и не стоит пытаться повторить их «один в один». Но в целом обычно карту делят на такие 10 этапов.

1. Привлечение сотрудников, узнаваемость бренда, знакомство

На этой стадии путь сотрудника — это путь кандидата. Причем на начальных этапах кандидат даже не смотрит в сторону компании. В таком случае можно выделить промежуточный этап — сорсинг пассивных кандидатов.

На этом этапе персона может столкнуться с массой сложностей. Непонятно, куда слать резюме, или вместо резюме приходится заполнять перегруженную заявку на 30 вопросов. Рекрутер может отправить неграмотное письмо или забросать кандидата спам-письмами. Это тоже даст негативный CX и EX. А еще некоторые компании заигрались в Google и добивают кандидатов десятками этапов найма. Для многих компаний карта соискателя заканчивается именно здесь.

Разобраться в проблемах и разрывах «ожидание и реальность» сравнительно легко. Просто спросите тех, кого недавно наняли, или сами попробуйте податься к себе на вакансию. Мониторьте работу рекрутеров, прослушивайте выборочно диалоги, просматривайте, как проходит переписка.

Зачастую важно спуститься еще глубже и понять, как потенциальный сотрудник впервые сталкивается с брендом вашей компании, и сталкивается ли? Что и где он может увидеть, услышать, прочитать? Как отнесется к этому? Подключайте маркетологов, SMM и PR.

В точках касания могут быть и сильные стороны. Знание их поможет выбрать правильную мотивацию в диалоге, сделать важными аргументом в вашу пользу. Например, компания активно участвует в волонтерском движении, ее знают и уважают. Это вызовет положительную эмоцию кандидата на данном этапе.

На этом этапе составление карты помогает понять, какие каналы привлечения кандидатов работают лучше. В целом ясное понимание этого отрезка пути — одно из самых важных. Вы сможете сразу сузить воронку кандидатов до лучших и наиболее подходящих. В итоге нанимать команду будете быстрее и эффективнее.

В сложных картах можно видеть ветвление этого этапа на несколько подкатегорий: брендинг и создание инфополя, выход с вакансией на площадки, а также ряд этапов, соответствующих цепочкам найма (от сорсинга до работы с оффером).

2. Пребординг и онбординг

В ряде случаев есть смысл разделить эти два этапа. Хотя в новых условиях, когда и онбординг становится удаленным, мы, наоборот, предлагаем эти два этапа объединить.

В борьбе за сотрудника побеждает компания, которая позаботится о гладком входе в рабочий процесс. Если вы этого не сделали, не удивляйтесь, если потеряете человека еще до выхода на работу. Конкуренты с радостью заберут его себе и проведут за руку по начальным этапам.

Пребординг помогает новому сотруднику еще до первого рабочего дня снять беспокойство, понять, что нужно сделать и к чему подготовиться. Поэтому тишина в эфире после согласования оффера явно не поможет получить в этой точке касания положительную реакцию. А если вы пришлете новичку за несколько дней до старта ясную и короткую шпаргалку с ответами на частые вопросы новичка, то ощутимо улучшите EX.

Онбординг — это эффективный и комфортный старт с первого рабочего дня. Новичок может получить лавину рабочего хаоса на свою голову. Или попадет на cooler-talk с токсичными сотрудниками, которые будут ругать начальство, жаловаться на «не так порезанные яблоки на кухне и не тот сорт кофе в кофемашине» и так далее.

Если же построить понятную и действенную систему обучения, менторства и развития, получите довольного и эффективного сотрудника. Вот почему считается, что первый день, неделя и месяц — важнейшие временные метки в рабочих взаимоотношениях.

Исследование Glassdoor показало, что компании, которые уделяют серьезное внимание онбордингу, улучшают показатели удержания сотрудников на 82% и их продуктивность на 70%.

Дальнейшие этапы EJM идут параллельно, могут меняться местами, но касаются уже непосредственно работы в компании.

3. Компенсация, льготы, соцпакет

Недостаточно просто подписать договор на определенную сумму вознаграждения, и закрыть вопрос с компенсацией. Периодически сотрудник будет сверяться, соответствует ли уровень оплаты и соцпакета рынку и его ожиданиям на момент переоценки. Не забывайте и о том, что за хорошим сотрудником будут охотиться конкуренты. И в этот момент «ожидание и реальность» тоже могут разойтись.

4. Профессиональное развитие, обучение

Агитировали кандидата возможностями развития? Готовьтесь отвечать за свои слова. Если сомневаетесь в том, что обучение так уж важно, вот цифры: 40% сотрудников компаний со слабым подходом к рабочему обучению уходят от такого работодателя в течение первого года работы, а 94% сотрудников, в обучение которых компания щедро инвестирует, остаются с ней надолго.

5. Постоянное взаимодействие и вовлеченность

Еще одна боль HR — недостаточная вовлеченность сотрудников. А когда «нет огонька» в работе, речи о нормальном пути сотрудника быть не может. Важно и уважение к компании, бренду, и командная работа, и предотвращение проблем взаимодействия и выгорания.

Вот очередной цифровой аргумент от Gallup: в компаниях с высокой вовлеченностью сотрудников прибыльность выше на 21%.

6. Признание заслуг и поощрение

Речь, конечно же, не о подарочных открытках к Новому Году или грамотах. Важно признавать личный вклад каждого сотрудника в проект. В большом гайде по синдрому самозванца мы писали, насколько важна оценка руководством заслуг каждого. Это популярный бизнес-подход под названием Perceived organizational support.

7. Периодическая аттестация и обратная связь о работе

Один из наиболее легких в управлении и часто игнорируемых элементов карты опыта. Если вы не даете фидбек, сотрудник не знает, все ли он делает правильно, не нужно ли что-то поменять, улучшить. 65% сотрудников хотели бы получать больше обратной связи от руководства.

Не путайте обратную связь с «вызовом на ковер к начальнику» и «волшебными пинками» — это не работает. А вот регулярный менеджмент, индивидуальные встречи с руководителем (практика one-on-one), систематический пересмотр категории и уровня оплаты в зависимости от успехов — это нормальная практика.

8. Карьерный рост

Здесь у вас должен быть предусмотрен upskill и reskill (развитие навыков для продвижения или горизонтального движения в компании). Если у сотрудника есть амбиции, вы не сможете навечно заморозить его в одном и том же состоянии. Он выгорит, начнет искать рост во внешнем мире. Особенно ясно и четко понимают свои карьерные возможности специалисты в IT и Digital.

Если говорить о поколениях, то для 52% миллениалов, по оценке PWC, возможность продвижения важнее, чем зарплатный фактор.

В сверхподробных картах пути сотрудника иногда выделяют отдельный этап — персональные события. Сюда относятся личные события, которые влияют на работу, в том числе декреты, академические отпуска и так далее.

9. Уход из компании, увольнение и выход на пенсию

Начало карьеры и конец связаны сильнее, чем может показаться. Если потенциальный кандидат заглянет в отзывы от уволившихся или уволенных и увидит там негатив, то эта конечная точка карты будет отстреливать кандидатов на начальных точках карты. Даже если у вас нет подобных вопиющих историй, но уход из компании усложнен, кандидат подумает: «Я захочу расти или меня пригласят в Google, и попробуй потом от них уйти нормально».

Дальше мы поговорим об инструментах, и этот этап — один из самых легких для анализа. Правильно проведенное Exit-интервью обычно закрывает большинство вопросов по точкам касания этого этапа. Не пренебрегайте такими возможностями.

10. Контакты с сотрудником после завершения работы в компании

Мы считаем, что этот момент обязательно нужно учитывать. Отношения с сотрудником после ухода не прекращаются. Он может вам рекомендовать кандидатов (если расстались с ним на хорошей ноте). Его как бывшего сотрудника могут спрашивать, как ему работалось у вас. Более того, в мире сейчас есть устойчивый тренд «бумерангового найма» — сотрудник может позже вернуться в ту же компанию. И это нормально. Так что на этом этапе точек контакта больше, чем кажется.

Что дает компании проработанная карта опыта сотрудника

Задача рекрутера — не только закрыть вакансию и поздравить себя с выполненным заданием, но и сделать так, чтобы сотрудник стал эффективным, сработался с командой и проработал долго. Задача карты EJM — найти ключевые точки, на которых кандидат или сотрудник может столкнуться с проблемой, а компания — потерять хорошего специалиста. Понять, где в найме и управлении — слабое место, почему теряются кандидаты и сотрудники, и как можно исправить и улучшить процессы. Также важно найти сильные стороны, чтобы еще эффективнее их использовать. С помощью карты менеджмент сможет взвешенно принимать решения. И, в конечном итоге, повысить ROI и прибыльность бизнеса.

Составление подробной карты помогает отстроиться от конкурентов, выделить что-то уникальное в своей компании. Особенно актуально это для высокотехнологичных сфер, например IT, где очень много компаний с похожими EVP, механиками работы с брендом и приблизительно одинаковым набором программ мотивации.

Работающая карта позволяет компании нанимать и не терять лучших по меркам конкретной компании. Также она помогает добиться максимальной эффективности от сотрудников. Причем не насильно, а органически, с соблюдением приемлемого комфорта для всех участников.

Кроме того, EJM помогает найти, где процессы идут несинхронно, а разные участники процесса действуют несогласованно.

Менеджмент без взгляда со стороны не всегда может понять, что есть проблема с трансляцией возможностей роста или продвижения внутри компании.

Сложно бывает выявить разрыв навыков (skills gap), особенно если он касается soft skills, и этим никто не занимался.

В следующей статье разберем 9 шагов, которые обязательно нужно пройти при составлении карты. Обозначим методы, инструменты и метрики, чтобы оценить, потратили вы ресурсы впустую или принесли компании больше прибыли.

Кавер: Unsplash

Расскажите друзьям про новость
Tracking Pixel