Отдавая, получаешь. Win-win партнерство бизнеса, фондов и покупателей
03 Июн 2021, 13:44

Отдавая, получаешь. Win-win партнерство бизнеса, фондов и покупателей

В мировой практике уже давно существует понятие социально-ответственного маркетинга, который предполагает сотрудничество между бизнесом и некоммерческой организацией ради общей выгоды. И большинство потребителей ожидают от компаний поддержки благотворительных и социальных инициатив, а многие из них учитывают этот фактор при совершении покупок. Кроме того, наличие какой-либо благотворительной программы или инициативы социальной ответственности или партнерства имеет решающее значение для компаний, поскольку помогает выделиться среди конкурентов.

В 2020 году исследовательская компания NielsenIQ по инициативе фонда «Таблеточки» провела исследование, цель которого — изучить украинскую аудиторию потребителей, которая поддерживает благотворительные инициативы, а также провести оценку восприятия фонда «Таблеточки» среди потребителей.

Опрос был проведен среди 1012 респондентов в пяти крупных городах Украины (Киев, Харьков, Днепр, Львов, Одесса). В ходе исследования выяснилось, что 7 из 10 жителей крупных городов участвовали в благотворительности в 2019 году.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Треть респондентов призналась, что участие компании в благотворительности — дополнительный стимул при принятии решения о покупке того или иного товара или услуги.

56% респондентов сказали, что встречали в продаже товары, средства от продажи которых идут на благотворительность, а 70% из них купили такие продукты.

Наибольший отклик у потребителей вызывает сфера, связанная с помощью детям, нуждающимся в медицинском лечении, с инвалидностью 63%. И после уже остальные категории: помощь взрослым, нуждающимся в медицинском лечении, с инвалидностью 37%, помощь армии, добровольцам, воинам АТО 25%, помощь детским приютам, детским домам 25%, помощь приютам животных 25%.

Благотворительным фондам важно понимать, кто именно является ядром целевой аудитории — это помогает подобрать правильные каналы коммуникации и актуальный контент, а также ассортимент товаров и бренды для партнерства с производителями и сетями. Большую долю аудитории среди благотворителей, как и среди покупателей, формируют женщины в возрасте от 25 до 34 лет с высшим образованием. Благотворительные фонды могут рассчитывать на повышенное внимание к продукции с эмблемой фондов именно в торговых точках.
Татьяна Шевченко
руководитель отдела исследований покупателей и потребителей NielsenIQ Украина и Беларусь

О пользе благотворительных инициатив для бизнеса, их реализации, отношении к ней потребителя, а также рекомендациях, как использовать подобную механику эффективно MMR решил узнать у благотворительного фонда, компаний, которые использовали такой подход, и креативного агентства Leo Burnett Ukraine.

Светлана Пугач, директор фонда «Таблеточки» по стратегическим партнерствам

Рак не победить в одиночку. Чтобы больше детей выздоравливало, нужно участие каждого человека. Мы не в силах самостоятельно охватить всех, поэтому мы решили объединяться с теми, кто больше нас, и кто может от нашего имени вовлекать свою аудиторию для помощи онкобольным детям. Человек с большой долей вероятности примет участие в благотворительной акции даже в пользу фонда, о котором она раньше не слышал, если об этом ему расскажет компания, клиентом которой он является и которой он доверяет.

За 5 лет моей работы в фонде самые большие благотворительные взносы мы получали в результате акций с вовлечением потребителей. Это и Lenovo — 50 грн с девайса, за меньше чем 2 месяца более 1,7 млн грн. Это и Aroma Kava – дважды в год по 2,5 месяца акция с 1 грн с большого стакана в пользу Фонда. И Multiplex – более 1 млн грн с большого попкорна за 1,5 месяца, Яготинское, Чумак, L’Oréal и т. д. Миллионные суммы сбора показывают, что клиенты этих компаний охотно вовлекались. А некоторые компании даже сделали благотворительные акции в пользу фонда «Таблеточки» регулярными.

Я вижу, что такие акции, при правильном подходе, приносят пользу не только Фонду, но и самой компании. Комбинация маркетинга с благотворительностью может влиять на поведение клиента, который начинает воспринимать компанию как “хорошую, социальную, ту, которая заботится”. Таким образом компания создает для своих клиентов дополнительную ценность – “с ее помощью легко помогать, а значит быть хорошим”.

Такой формат, безусловно, способствует развитию культуры благотворительности в целом – ведь, чем больше компаний будут включать благотворительную составляющую в свои товары и услуги, тем больше людей будут вовлекаться в регулярную помощь и помогать не только в рамках “добрых покупок”. Сама благотворительность станет нормой и неотъемлемой частью жизни украинцев. А история таких стран как Великобритания и США показывает, что это в свою очередь является показателем экономически, социально и культурно развитого общества.

Валерий Бондар, директор по маркетингу компании «АТБ-Маркет»

Благотворительная акция в коллаборации с БФ «Таблеточки» стала беспрецендентной во всех планах. Мы смогли объединить: Звезд, ТВ-каналы, Медиа-агентство OMD, Креативное агентство Leo Burnett, Продакшн-студию Contrabass, множество  FMCG компаний партнеров, а также около 5 млн. покупателей по всей стране единой целью. Все компании и команды участвовавшие в организации работали бесплатно без гонораров. Это стало основой концепции – все, что мы соберем пойдет на благотворительность, а не на гонорары. В итоге мы разожгли пламя социальной ответственности среди партнеров и покупателей.

В данном проекте компания АТБ не стремилась увеличить продажи какого-либо товара, так как для акции были созданы новые специальные товары, доход от продажи которых в 100% размере за вычетом налогов был передан на благотворительность. Это не коммерческий, а именно социальный проект, целью которого было объединить людей и собрать как можно больше средств для помощи детям.

БОльшая часть покупателей положительно воспринимают данные социальные проекты и активно принимают участие в таких благотворительных акциях. Есть и клиенты, которые относились к акции с опаской и небольшим недоверием, с такими клиентами мы всегда идем на открытый диалог и более подробно показываем и рассказываем об акции.

Практически все клиенты принимали участие в акции, в некоторых магазинах спустя 2 дня с момента старта акции закончился весь благотворительный товар. Таким образом, более 5 млн человек приняло участие в акции* (основываясь на количество покупателей в сети магазинов АТБ).

Лидеры рынка являются и лидерами мнений и обязаны подавать пример. Коллаборация с самым крупным детским онко фондом позволила достичь невероятных результатов и показала практически каждому жителю страны, что объединившись, мы сможем сделать невероятное. В данной акции мы интегрировали покупателя в благотворительность и показали, что помогать можно, нужно и делать это очень просто.

Анна Самойленко, PR-директор сети АЗС KLO

Мы сотрудничаем с «Таблеточками» четвертый год. С каждого проданного горячего напитка (и чай, и кофе) мы отчисляем в фонд 50 копеек (до октября 2020 года отчисляли по 25 копеек). За весь период мы передали в фонд 2 миллиона 700 тысяч гривен. Зимняя акция с маффинами пополнила счет фонда на 24 тысячи гривен.

Точно оценить влияние социальной активности на продажи невозможно. Мы запускаем социальный проект и параллельно – стимулирующие рекламные активности. К примеру, сотрудничество с «Таблеточками» мы начали в мае 2018 и в течение года прирост в количестве проданных чашек от месяца к месяцу колебался от 17% до 33%. В июне 2020 мы полностью заменили кофе – вывели на рынок премиальный продукт PiazzaD`Oro Dolce, и прирост составил порядка 7%, и это в условиях карантина. В ноябре 2020 мы удвоили отчисления от каждого проданного напитка в пользу фонда, и мы видим стабильную позитивную динамику. При этом мы всегда поддерживаем продажи рекламными проявлениями: акциями, информационными кампаниями, рекламой. То есть утверждать наверняка, что именно дало и какую долю – нельзя, тут важен комплекс активностей.

Клиенты компании KLO воспринимают такие акции позитивно. «Таблеточки» мы выбрали за кристальную репутацию. У фонда сильный руководитель и сильная команда, которая сделала благотворительность в Украине популярной. Нам очень близок их креативный подход в работе. Это то, без чего и компании KLO не существует. За все время сотрудничества мы лишь однажды столкнулись с негативом, и он касался очень смелой коммуникации, которую мы вынесли на кофейные стаканы. Не все были готовы видеть сообщение о детской онкологии на стакане утреннего кофе. Это была очень яркая кампания и один из самых красивых дизайнов стаканов KLO, с очень смелым сообщением, которое мы хотели и смогли донести аудитории.

Желание помогать присуще каждому человеку, но далеко не всегда люди понимают, как именно это делать и кому можно довериться в вопросах благотворительности. Покупка кофе на KLO дает возможность помогать без сложных усилий – ты просто пьешь свой кофе и сразу же помогаешь детям. Для всех нас это возможность каждый день делать наш мир лучше. При этом инструменты пиара позволяют инициировать в этот процесс все больше людей. Важна не столько сумма пожертвований, сколько сам факт оказания помощи и сопричастности.

Подводя итоги, хочу отметить:

Благотворительность и социальная ответственность – обязательная составляющая прогрессивного бизнеса.

Помогайте проектам и организациям, с которыми у вас есть синергия, с которыми вы на одной волне и проблемы, которые вы хотите решить – общие.

Систематизируйте помощь, чтобы было проще планировать и проще отказывать.

Пусть в вашей компании за благотворительность отвечают люди, которым это близко. Которые будут гореть социальными проектами, не меньше, чем коммерческими.

Благотворительность в бизнесе, как и любая другая – это когда отдавая, получаешь. Так или иначе.

Светлана Загидько, управляющий директор Leo Burnett Ukraine

Чтобы действительно вовлечь потребителей и подарить им крутой опыт взаимодействия с брендом — коммуникация обязательно должна быть искренней, доброй и интересной, давая надежду на будущее. Надо найти такой инсайт, чтобы не заставлять аудиторию что-то сделать, а чтобы она сама захотела не просто приобщиться к этой инициативе, а и поделиться информацией с друзьями.

Лучше всего работает механика, когда какая-то часть суммы от товара или услуги отчисляется на благотворительность. Для потребителя работает осознанный выбор и он понимает преимущества покупки этого конкретного товара среди других. Для бренда — это возможность поддержать социальную инициативу, быть увиденным и услышанным в положительном контексте. Для бизнеса — в одинаковых условиях потребитель предпочтет бренд с социальным контекстом + учитывая медийную поддержку такой кампании, растут продажи.

Мы много лет работаем с фондом «Таблеточки» и за это время проверили несколько эффективных механик — флешмобы, активации, диджитал-кампании и кооперации со звездами. Каждый раз разрабатывая новую идею, мы акцентируем для себя вывести сильный инсайт. Такой, чтобы он был близок людям, и максимально отзывался каждому.

Для идеи проекта фонда «Таблеточки» и сети магазинов АТБ мы работали с мифом, что заниматься благотворительностью, которая действительно что-то меняет, могут только богатые. Правда в том, что помочь онкобольным детям может каждый: и таксист, и школьник, и продавец. Главное, чтобы вместе. Во-вторых, дети — это будущие учителя, политики, экономисты. Они будут творить мир, в котором мы будем жить. Иными словами, будущее детей касается каждого. И не надо быть звездой, чтобы заниматься благотворительностью. Надо заниматься благотворительностью, чтобы быть звездой. А, соответственно, каждый покупатель АТБ может стать звездой. Это и стало основой концепции, которую мы разработали для ролика. В нем селебрити (Оля Полякова и DZIDZO) появлялись в различных амплуа и подтверждали, что проблемы онкобольных детей их также касаются. “Мене це стосується, а тебе? І мене, а тебе? І мене, а тебе? І мене, а тебе?»

Еще одна компания, которая использует подобную механику благотворительности — это сеть АЗК «WOG», которая каждый год проводит благотворительную акцию «Дорога добра». Компания предлагает покупать напитки в брендированных стаканчиках, которые на 3 грн дороже обычных. Акция ежегодная более 10 лет.

Елена Осипчук, глава по коммуникациям сети АЗК «WOG»

Компания WOG очень давно и много помогает детям.

Поэтому абсолютно логичным продолжением нашей благотворительности стал всеукраинский масштабный проект «Дорога до серця», который в 2020 году получил новое название «Дорога добра». Инициатива направлена на сбор средств для покупки и ремонта медицинского оборудования, а также нужд детских клиник и центров по всей Украине.

А для того, чтобы легко и быстро собирать необходимые суммы, должна быть очень простая и доступная каждому механика. Так, принять участие в акции «Дорога добра» могут абсолютно все. Раньше на АЗК мы продавали благотворительные сердечка, а сейчас все еще проще – необходимо лишь приобрести напиток в особом благотворительном стаканчике на любом АЗК сети WOG и WOG CAFE. Стоимость напитка в таком стаканчике всего на три гривны дороже, чем в обычном.

Таким образом, мы не только помогаем спасать детские сердечка, но и популяризируем участие в благотворительных акциях среди наших клиентов. Мы выступаем как платформа, давая возможность нашему клиенту присоединится к проекту. Результат: купил напиток в благотворительном стаканчике – сделал доброе дело.

Большие суммы собираются, благодаря огромному количеству небезразличных людей – они делают маленькие взносы, которые абсолютно незаметны для бюджета человека. Все происходит ненавязчиво и по желанию клиента – он говорит, что хочет взять напиток именно в специальном благотворительном стаканчике. При этом, всегда есть альтернатива налить напиток в обычный. А в случае, если человек по ошибке взял не тот стаканчик, мы возвращаем разницу

Учитывая все составляющие, подобный формат благотворительных акций – очень эффективный.

Выводы:

Когда к благотворительности подключается большой и узнаваемый бренд — это вызывает доверие у аудитории. Исследования NielsenIQ показывают, что украинцам подобный формат благотворительности нравится, он удобен и понятен: 70% людей из тех, кто замечает товары с благотворительной составляющей — покупают их. Для брендов подобная практика помогает сформировать образ заботливого и вовлеченного в проблемы общественности бренда. Покупатель же получает возможность принять участие в решение социальных проблем общества и почувствовать причастность к хорошим делам, превращая благотворительность в норму своей жизни.

Расскажите друзьям про новость