А через месяц, в декабре 2014 года, сверившись с контент-планом, смм-щик официальной группы Арт-завода Платформа опубликовал welcome-пост о новом арендаторе арт-кластера на «Лесном»: «В нашей дружественной семье пополнение. Знакомьтесь, curlysue — бренд молодой и очень перспективной девушки Anastasia Glotova. Лейбл занимается проектированием и изготовлением разнообразных аксессуаров из кожи: от браслетов и визитниц до портмоне и сумок. И теперь эта студия находится у нас на Арт-заводе Платформа».
Вопреки своему первоначальному внутреннему запросу, новая локация мастерской Анастасии находится совсем не на правом берегу, а на периферийном левобережном массиве «Лесной». Но именно месторасположение, а не сопутствующие условия, стало самым главным преимуществом и определяющим фактором при выборе арендуемой площади под цех молодым предпринимателем.
Она часто бывала в подобных арт-кластерах в других странах, наблюдая за новыми фешн-именами. И теперь даже не сомневалась, что скоро в Арт-завод Платформа подтянутся и другие стартаперы со своими идеями и талантами. Потому что это место уже само по себе бренд, с которым хочется ассоциироваться.
«Когда я увидела в фейсбуке, что создается такое креативное пространство, я сразу поняла, что хочу быть частью его, и развиваться вместе с ним», — делится своими воспоминаниями первый «житель» Арт-завода Платформа.
Коммерческая недвижимость — торговые помещения, мастерские и лофтовые офисные пространства, которые в течение следующих двух-трех лет заселят дизайн-студии, мини-издательства, разработчики приложений и другие творческие личности, — это лишь одно из направлений, которые сегодня активно развивают.
Своего рождения бренд «Арт-завод Платформа» ожидал целых 20 лет — с того самого момента, когда навсегда завершила свой жизненный цикл рабочая лошадка — Дарницкая швейная фабрика. В 2013 году собственники ТЦ «Дарынок» в рамках стратегической задачи по расширению трафика за счет молодой продвинутой аудитории, задумали создать на руинах промзоны новый бренд — культовое место для поколения флет-уайта, экосистему, где креативные предприниматели и творческие коллаборации получат все условия для комфортного развития своего дела и приятного досуга.
В гостях
Даже впервые попав в офис управляющей компании City Capital Group, кабинет команды «Платформы» не перепутаешь с соседствующими кабинетами других подразделений. Вместо привычных офисных столов и шкафов их рабочие места сооружены из деревянных палет и массивных барабанов.
На столах стоят сувенирные кирпичи с логотипом Арт-завода, которые служат держателем для канцелярских принадлежностей, а стены украшают цветные фотографии лондонского района Camden Town, одного из самых популярных креативных районов британской столицы. Эти фотографии вдохновляют молодых менеджеров на развитие аналогичного места в Украине, и являются для некоторых из них своеобразной картой визуализации желаний.
Всего в команде Платформы работает 12 человек, не считая юристов и техотдела. Они хорошо знают потребности своих гостей, потому как сами пришли из смежных сфер. Здесь есть люди с прошлым маркетолога, журналиста, руководителя btl-агентства, ресторатора и даже победительницы ТВ-шоу.
И вишенка на торте — экспат из Израиля, креативщик с философским образованием. Каждый курирует свое направление, а все месте они отвечают за развитие бренда «Арт-завод Платформа» и удовлетворение потребностей молодого, но уже искушенного гостя.
На этапе лонча менеджеры арт-кластера понимали, что не так просто заманить в непрестижный и довольно депрессивный район метро «Лесная» молодежь, избалованную модными заведениями, наперегонки открывающимися в центре Киева. Год назад это был главный вызов для команды, и решить его можно было только при условии, что локация сможет дать своим гостям что-то уникальное, за чем эти люди поедут не то что в другой район, а даже в другой город.
Франсуа Колберт в книге «Маркетинг культуры и искусства» называет 5 основных мотивов потребления культурного продукта, которые стимулируют человека к действию: культурное обогащение (желание больше знать или удовлетворить свой интеллектуальный голод), индивидуальность (потребность выделяться из массы, ощущение своей уникальности), гедонизм (потребность в удовольствии и радости), рекреационный мотив (желание разнообразить свою повседневность, развлечься) и нормативный мотив (стремление принадлежать к определенной социальной группе, быть своим в тусовке).
Этот подход лег в основу долгосрочной стратегии развития нового арт-кластера. Имея в распоряжении 12 га территории, 12 человек принялась за реализацию собственных и партнерских edutainment-проектов, строительство концертной площадки, арт-галерей, коворкингов, торговых площадей и обустройство парковой зоны.
Наталья Пирак отвечает за маркетинг и организацию ивентов. Дозвониться в четверг после обеда ей практически невозможно. У нее полным ходом идет монтаж оборудования перед фестивалем или концертом, которые здесь едва ли не каждые выходные.
«Все наши мероприятия направлены на развитие креативной экономики столицы, и при этом наполнение очень разное — от музыкальных маркетов и фестивалей уличной еды до альтернативной тусовки татуировщиков и образовательных лекций. Так мы открываем наше арт-пространство для новых посетителей», — проводит мне экскурсию Наталья по 65 тыс. кв. м будущих креативных пространств.
Пройдя огромную концертную площадку «Пьяцца» с узором, вымощенным по центру цветным кирпичом и обрамленную по периметру трехэтажными зданиями промышленного назначения, мы пробираемся в мебельную мастерскую Woodmet.
Здесь молодые ребята делают мебель под заказ, в том числе и для коворкинга «Платформа», который скоро откроется на территории арт-завода. «Для нас это еще одна форма поддержки креативного класса, к тому же такие бренды формируют правильную среду, привлекая аналогичные проекты», — делится Наталья.
«Летом откроется бассейн, и тогда здесь точно можно жить», — мечтательно окидывает взором всю территорию девушка. «А вы не думали на арт-заводе свадьбы устраивать?» — интересуюсь я у собеседницы. «Моя коллега как раз собирается организовать здесь свою свадьбу», — гордо отвечает Наташа.
Главным человеком по гедонизму на Платформе можно по праву считать основателя проекта «Уличная еда» Романа Тугашева. Сезон-2015 начался с X Фестиваля уличной еды и сразу собрал рекордное количество посетителей — 30 тыс. человек за 2 дня. Для молодых предпринимателей фестивали арт-завода давно перестали быть просто развлечением. Площадка со средним трафиком 10–15 тыс. человек в день стала лучшим местом для нетворкинга и поиска потенциальных клиентов. Во время таких ивентов созревают новые идеи и совместные проекты.
Сегодня на наиболее популярные мероприятия на входе выстраивается очередь, а в удаленности Арт-завода Платформа от центра города завсегдатаи видят свое очарование — здесь не бывает случайных людей.
Новым вызовом, как и для любого коммерческого проекта, для арт-кластера является шаткая и неопределенная экономическая ситуация. Свои романтические планы по развитию локации им приходится сдерживать прагматическими взглядами на текущую ситуацию, поэтому своими задумками на будущее делятся дозированно. Но желание и веру обуздать невозможно, а поэтому масштабному культурному продукту быть!