Необязательно быть первым, идеи «летают в воздухе», признание вины: блиц-опрос о плагиате
16 Апр 2021, 14:02

Необязательно быть первым, идеи «летают в воздухе», признание вины: блиц-опрос о плагиате

На этой неделе много инфошума наделал конфликт между двумя брендами «Золотой век» и Guzema. Главный вопрос так и остался без ответа: а был ли мальчик? Был ли плагиат идеи на самом деле или вопрос в качестве коммуникаций? MMR попросил экспертов по коммуникациям оценить кейс с точки зрения влияния на репутацию. На три вопроса отвечают Михаил Шуранов, директор департамента по связям с общественностью и внешним коммуникациям компании «Укртелеком», Елена Осипчук, директор по коммуникациям сети АЗК WOG, Марианна Конина, экспертка по коммуникациям.

Михаил Шуранов
директор департамента по связям с общественностью и внешним коммуникациям
«Укртелеком»

В чем разница между адаптацией и копированием идеи? 

Чтобы стать лидером категории в мире, вовсе необязательно быть первым, но, если не первым, то надо быть лучшим или большим. Например, гамбургер изобретён не в McDonald’s, но именно McDo за счёт совершенства приготовления и масштаба сделал такую еду всемирно известной и теперь ассоциируется с категорией. Вообще максима маркетинга, которой меня научил незабвенный Мартин Нанн, гласит — be first or different. Это относится и к характеристикам, и к масштабам.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Как выйти из репутационного скандала, особенно когда виноват? 

Пояснения, данные «Золотым веком» мне, как их клиенту, показались вполне достаточными, а более экспертно судить я и не могу. Как пиарщик я бы, конечно, не начинал с отрицания «завод «Золотий Вік» не копіював вироби Guzema..», а сразу бы переходил к доказательной части (год выпуска изделия, история такого типа изделий и т.д.). Причём не упоминая имени другой торговой марки, в связи с тем, что в широких кругах «Золотой Век» более на слуху.

Например, тот же McDonald’s редко называет конкурента по имени, а те его всегда. Тот, у кого большее awareness, не должен упоминать тех, у кого меньше, и наоборот.

Велосипед давно изобретен, как придумать действительно уникальную идею?

По поводу изобретений и инноваций мой отец Евгений Шуранов, судостроитель, зарегистрировавший большое количество авторских свидетельств на инновации, учил меня так: большое делай маленьким, а маленькое — большим, из одной отрасли переноси в другую, изнутри наружу и наоборот. Для более системных знаний рекомендую почитать книгу «Creativity in Public Relations», Andy Green.

Елена Осипчук
директор по коммуникациям
сети АЗК WOG

В чем разница между адаптацией и копированием идеи?

Не секрет, что идеи «летают в воздухе», и рекламные приемы зачастую повторяются. Скажем так, существует всего 7 нот и музыка, которую создает их соединение, выходит, как похожей, так и очень разной. Тут все зависит от того, как сработают специалисты. Скопируют идею и исполнение один в один, получив объективное обвинение в плагиате и, возможно, скандал с репутационными потерями. Или возьмут идею за базу, но исполнение будет совершенно другим. И, кстати, такая адаптация может быть даже успешнее и креативнее, чем оригинал.

Но, однозначно, места под Солнцем должно хватить всем. Главное — правильно его оформить. 

Как выйти из репутационного скандала, особенно когда виноват?

Прежде всего, признание вины и быстрое реагирование. Очень важно включиться в решение возникшего кризиса в самом его начале и не допустить развития. А это возможно только в случае, когда проработан план кризисного реагирования на всевозможные случаи — как глобальные, так и частные. 

Так, например, на WOG бывают частные ситуации с непредвиденной реакцией клиентов на товар или сервис — недовольство из-за очереди, не понравился вкус кофе или не удовлетворили хот-доги… Тут мы действуем по четко проработанному плану с индивидуальным подходом к каждому отдельному случаю.

Если же это более массовый кризис, подходим к решению комплексно. В работу включаются все направления компании, которые могут содействовать урегулированию вопросов. Прежде всего, ситуацию изучают юристы и оперативно дают свои рекомендации. В случаях, если необходима коммуникация с полицией, проводим ее четко и в соответствии с законодательством. И, естественно, в случае вины АЗК, компания проводит полную компенсацию нанесенного ущерба, независимо от его объема. 

Так, например, более года назад, на одной из заправок Харькова возникла проблема с качеством бензина. В связи с погодными условиями — сильной грозой и поднятием уровня подземных вод — в резервуар, в котором хранился бензин А-95, попала вода. Это стало причиной поломки автомобилей, которые заправлялись из данного резервуара. WOG принес извинения за сложившуюся ситуацию. Всем автовладельцам была покрыта полная стоимость ремонта автомобиля, а также в качестве моральной компенсации предоставлен бак бензина. 

Велосипед давно изобретен, как придумать действительно уникальную идею?

Мы все следим за трендами, новыми подходами, инструментами, изучаем историю и развитие кампаний, очень часто черпаем вдохновение на Западе. 

И тут, как по мне, сложно определить, что сложнее — придумать уникальную идею или реализовать ее. 

Как пример, есть замечательная история с социальной сетью Clubhouse, которая взорвала информационное поле в 2020 году. Крутая идея, хорошее начало. Все было вовремя — запуск сети припал на карантин, во время которого надо было себя чем-то занимать. В основе — голосовое общение и участие по приглашению. Естественно, ощущение некой элитарности — закрытый доступ и индивидуальное приглашение — вызывает ажиотаж. Но заинтересованность достаточно быстро поутихла и, по мнению очень многих специалистов мира, в ближайшей перспективе Clubhouse ожидает закат. 

Маріанна Коніна
експертка із комунікацій

В чому різниця між адаптацією та копіюванням ідеї?

Адаптовують ідею, змінюючи деталі і залишаючи суть. Додають унікальності. Або зберігають саму цінність, зміст, а форму роблять іншою. Наприклад, як відеоролики Nike. 

Копіюють ідею прямо. От наприклад, як не адаптовуй Blue Water локально в Україні — не приживеться, бо звучить негарно для українського вуха.

Як нівелювати репутаційний скандал, особливо коли винен?

Ситуація «Золотой век» vs Guzema неоднозначна, фінальну відповідь мали б дати юристи, чи вважається дизайн каблучок загальноприйнятим, чи він є унікальним винаходом виробника, який його і запатентував. Тому в цій історії ще невідомо, чи є хтось винний.

До речі, я шукала, але так і не знайшла, чи Tiffany запанетувала тільки фірмовий бірюзовий колір  як свій корпоративний, чи ще й свої вироби. Вироби, тим не менше, завжди мають унікальний дизайн і залишаються впізнаваними, навіть якщо це нова колекція.

Якщо говорити загалом, то найперше — не входити в репутаційний скандал. Перед сміливими розкриваються багато дверей, але деякі із них можуть потім боляче дати по носі. Тому необхідно зважувати ризики до того, як вийти на ринок. І якщо такі ризики є, але випустити товар дуже хочеться, бо на нього є тренд, попит — поговорити із тими, хто має патент чи авторське право. Цілком можливо, що можна домовитись про кооперацію і прийти до win-win. 

Та якщо доведено вину однієї сторони в репутаційному скандалі, то цій стороні я б рекомендувала вибачитись. А далі діяти по ситуації, залежно від того, про що був спір. Пізніше необхідно генерувати позитивні інформаційні приводи — це допоможе нашарувати нову інформацію і показати динаміку розвитку компанії. Точно що не потрібно знову і знову виправдовуватись, «ганяючи хвилі». І якраз «розбір польотів» і генерують такі хвилі негативу, про що напишуть і обговорюватимуть більше, ніж про вихід нової колекції.

Велосипед давно винайшли, як вигадати дійсно унікальну ідею?

А як же гіроскутери, моноколеса? Здавалось би, також колеса, і навіть керма нема. Але це щось нове, що викликало справжній споживацький бум! 

Немає рецепту, як придумати ідею. Вони народжуються в результаті натхнення. Що може допомогти? Відчуття трендів, моди, емпатія. Індивідуальна або командна робота. Наприклад, у нас в холдингу є креативна команда, яка постійно вивчає тренди, змінює наш корпоративний стиль і придумує ідеї для проектів. 

Кавер: MMR

Расскажите друзьям про новость