Банкиры, следите за потребителями…
Банкиры, следите за потребителями… так как потребители следят за вами!
Обеспеченная аудитория потребителей банковских услуг внимательно следит за новостями на ТВ, читает газеты и обдумывает слухи. Что, конечно же, непосредственно отражается на отношении к банковской системе страны в целом, и отдельным банкам в частности.
Однако банкам, похоже, не до потребителей, даже в столь сложные времена. По неофициальным данным, из 180 зарегистрированных банковских учреждений, отслеживают свою аудиторию через постоянные синдикативные исследования авторитетных компаний, где-то около десятка.
И если в предыдущие несколько лет, когда армия вкладчиков и заемщиков росла стремительными темпами и прибыль банков, у каждого по разному, но увеличивалась, то сегодня борьба за деньги потребителя носит совершенно иной характер.
По результатам регулярного синдикативного исследования потребителей банковских услуг со среднемесячным доходом на члена семьи $400 и больше,, даже тройка лидеров (ПриватБанк, Райффайзен Банк Аваль и Ощадбанк) понесла серьезнейшие потери уже в первые месяцы кризиса. Так количество работающих обеспеченных жителей страны, которые больше не называли себя клиентами «тройки», сократилось с июля по по ноябрь в среднем на 6%. Владельцев бизнеса и управленцев разного уровня у лидеров стало меньше на 5%. А тех, кто не работал (пенсионеры, студенты, домохозяйки и прочее) но имели указанный доход на члена семьи – на 9%. При этом Ощадбанк по первым двум категориям немного прибавил.
Если предположить, что отток обеспеченных клиентов от банков-лидеров продолжался такими же темпами и три зимних месяца, то ситуацию можно охарактеризовать как критичную. Тем не менее, необходимо отметить, что в это же время некоторые банки из первой десятки умудрились увеличить клиентскую базу.
Многие эксперты рынка прогнозируют, что исходя из ситуации, которая сложилась в банковском секторе в целом, и действий отдельных финансовых учреждений в частности, расстановка сил на рынке претерпит существенных изменений. Каких именно, мы узнаем уже скоро, по окончанию третьей волны «банковского синдикатива» компании Touchpoll Ukraine, который стартует в конце марта.
Банк, услугами которого пользуются
|
Работаю по найму, % к столбцу |
Индивидуальный бизнес/ частный предприниматель/ владелец/ совладелец собственной фирмы, предприятия, |
Не работаю, |
Всего, |
|||
Июль 2008 г. (N=1200) |
Ноябрь 2008 г. (N=1204) |
Июль 2008 г. (N=1200) |
Ноябрь 2008 г. (N=1204) |
Июль 2008 г. (N=1200) |
Ноябрь 2008 г. (N=1204) |
||
ПриватБанк |
38,9 |
32,1 |
43,3 |
35,2 |
43,9 |
30 |
36,5 |
Райфайзен Банк Аваль |
20 |
11,9 |
20,6 |
14,8 |
19,2 |
6,4 |
15,9 |
Ощадбанк |
11,1 |
14,9 |
10 |
13 |
17,4 |
16,4 |
13,1 |
Андрей Скоцик, менеджер по маркетингу и PR исследовательской компании Touchpoll Ukraine