Ашан-тролль: фейк, бац или уголовка?
01 Фев 2017, 13:35

Ашан-тролль: фейк, бац или уголовка?

Обе стороны громкого маркетингового скандала и им судья

Громкая и дерзкая кампания от имени сети супермаркетов Ашан осенью прошлого года до сих пор не примирила стороны и не привела к полной ясности о распределении ролей в этой необычной для нашего рынка постановке.

Готовить ли нам на следующую церемонию X-Ray Marketing Awards номинацию «Фейк года»? Чтобы быть во всеоружии, мы собрали комментарии обеих сторон конфликта — Ашан Украина и Golova Agency — и попросили профессионального юриста положить всех на лопатки.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Официальный комментарий отдела коммуникаций Ашан Україна:

Кампания-троллинг от имени вашего бренда в итоге принесла маркетингу Ашан больше дивидендов или вреда? 

4 червня MRKTNG MRTHN 2025

У програмі Івенту — 4 панельні дискусії, 30+ провідних маркетологів і комунікаційників країни, 500+ учасників офлайн, 8000+ глядачів онлайн. Це простір сенсів, де стратегія народжується в реальності, а не в брифі!

ЗАБРОНЮВАТИ УЧАСТЬ

Данная кампания однозначно навредила имиджу нашей компании. Идея запуска страницы от нашего имени без нашего ведома противоречит принципам ведения бизнеса Ашан Ритейл. Содержание страницы являлось непозволительным, поскольку в качестве контентного наполнения использовались некорректные посты о наших конкурентах, недостоверная информация о нашей сети.

В компании Ашан существует Хартия этики, которой мы руководствуемся во всех аспектах работы (внутренняя и внешняя политика деятельности компании). Уважительное отношение к нашим сотрудникам, клиентам, партнерам и конкурентам — основополагающие пункты Хартии. Соответственно, фейковая страница Ашан-фан-клуб полностью противоречит нашей политике и ценностям, искажает наш имидж ответственной компании. 

Какие выводы были сделаны? Как сможете защитить бренд в случае повторения подобных кампаний?

После возникновения данной страницы мы опубликовали официальное заявление-опровержение на наших официальных страницах Facebook и на сайте (страницы Ашан Україна, Ашан Таланти і Кар’єра, сайт auchan.ua), после чего отправили запрос Facebook на закрытие страницы. А также ряд уточняющих жалоб, подготовленных совместно с юристами, с описанием нарушений авторских прав торговой марки Ашан, высказываний оскорбительного характера. Весь процесс коммуникаций сопровождался ссылками и принтскринами страницы и постов.

В ответ мы получали краткие комментарии о том, что сведений для закрытия страницы недостаточно. В связи с тем, что представительства Facebook в Украине нет, все судебные разбирательства можно вести только за границей — это длительная и сложная процедура, а в случае с социальными сетями реагирование должно быть мгновенным, и счет идет на часы, а не на дни и месяцы.

Поэтому первый вывод, который мы сделали, — это невероятная сложность ведения переговоров с Facebook. Переговоры так и не принесли желаемого результата в сжатые сроки.

Мы проанализировали ситуацию и подготовили конкретный план наших действий в случае информационных атак (антикризисный план).

Первый вывод, который мы сделали, — это невероятная сложность ведения переговоров с Facebook. Переговоры так и не принесли желаемого результата в сжатые сроки. 

На основе вашего опыта с этим кейсом что рекомендуете коллегам-маркетологам из других компаний в качестве защиты от такого рода фейков?

Рекомендуем подготовить план действий и реагирования до возникновения подобных ситуаций. Максимально оперативно озвучить официальную позицию компании в информационном пространстве (как на собственных ресурсах — сайт, официальные страницы, так и донести позицию профильным СМИ) и обязательно проинформировать всех сотрудников, так как это один из наиболее важных источников и каналов распространения информации компании. Далее приступить к юридической части — отправить запросы о закрытии данной страницы, запросить информацию о создателях. Но, как мы уже упомянули выше, данная процедура занимает много времени, и на быстрый результат рассчитывать не приходится. 

По вашему мнению, нужна система защиты (юридической и др.) от такого рода фейков, универсальная для всего рынка?

Наличие универсальной системы защиты – это хорошее предложение, но нам сложно представить, каким образом она будет функционировать. Возможно, имеет смысл это обсудить с коллегами по рынку. На данный момент мы сосредоточены на разработке систем защиты на уровне нашей компании.

 

Официальный комментарий Golova Agency

Украинский рекламный рынок напоминает нам телевизионный. Контента много — интересного мало. Переключаешь каналы, листаешь ленту Фейсбука, зеваешь, не замечаешь того, что тебе кто-то что-то продает. Потому что маркетинг — это, в первую очередь, борьба за внимание твоего потребителя. Не перекладывание бумажек из стопки А в стопку Б и череда бесполезных совещаний в стиле «давайте поиграемся со шрифтами». Потребителю нужен драйв, он ждет, когда вы обратите на него внимание и начнете разговаривать с ним на одном языке.

Чем больше однотипной рекламы, тем ниже ее эффективность.
А тут — бац! — и кто-то сделал так, что весь рынок на протяжении длительного промежутка времени разговаривает на тему «что такое фан-клуб Ашана»?
Знаете, как разговаривают на темы маркетинговых противостояний Mercedes-Benz и BMW, Coca-cola и Pepsi, Burger King и McDonalds.

«Фан-клуб Ашан» — это установка эмуляции мирового конкурентного маркетинга на украинскую маркетинговую систему. Установка состоялась успешно и принесла свои дивиденды, причем всем брендам, указанным в проекте. 

Golova Agency — на сегодняшний день главный специалист в вирусных кампаниях, партизанском маркетинге и конкурентном маркетинге. Наши проекты и разработанные нами меседжи (порой шутливые) вы время от времени слышите и видите в интернете.

Конечно, порог входа к нам достаточно высокий. Мы не беремся работать с теми людьми, кто боится новых решений и не является авантюристом. Но если вы посмотрите на историю создания крупных глобальных брендов, то за всеми ними стоит здоровый авантюризм.

 

Официальный комментарий юриста

Татьяна Харебава, советник Spenser & Kauffmann:

Такие маркетинговые кампании могут нарушать как права интеллектуальной собственности, так и законодательство о защите от недобросовестной конкуренции.
В частности, Ашан, без ведома которого запустили такую «акцию» и чьи хорошо известные торговые марки были использованы в ней, может обратиться к «затейнику» Golova Agency с претензией о незаконном использовании объектов интеллектуальной собственности, а также о нанесении ущерба его деловой репутации. Если пиар-агентство не согласится урегулировать ситуацию полюбовно, Ашан может обратиться в хозяйственный суд. В рамках такого иска Ашан имеет право требовать как возмещения причиненных убытков, так и публичных извинений от Golova Agency.

В то же время, отсутствие со стороны Ашана претензий к распространителю такой «вирусной» рекламы или несвоевременное опровержение такой кампании может расцениваться его конкурентами как «нечестные» методы ведения бизнеса.
В таком случае «обиженные» конкуренты (АТБ, Метро, Сильпо, Велика Кишеня,Good Wine, Фора, Билла) могут пожаловаться в Антимонопольный комитет Украины на недобросовестную конкуренцию со стороны Ашан и/или его «пиарщика».

Но прежде всего нужно установить, кто был инициатором этой вирусной информационной кампании: Golova Agency или Ашан. Если будет доказано, что инициатором выступил Ашан, то конкуренты могут пожаловаться на недобросовестную конкуренцию с его стороны, которая проявляется в таких запрещенных законом действиях как недобросовестная и сравнительная реклама, а также дискредитация субъекта хозяйствования. При этом, согласно Закону Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» санкции за такие действия — пресечение недобросовестной конкуренции; официальное опровержение за счет нарушителя распространенных им сведений; наложения штрафов (до пяти процентов от годового дохода предприятия, а если такого нет, то до 170 тыс. гривен). 

Ни одна из описанных мер ответственности не может быть применена автоматически. В любом случае необходимо, чтобы «обиженная» сторона инициировала процесс

Если все же выяcнится, что Ашан не замешан и Golova Agency действовало самостоятельно, то, как заказчик рекламы, оно может быть привлечено к ответственности за нарушение прав третьих лиц (АТБ, Метро, Сильпо, Велика Кишеня, Good Wine, Фора, Билла) при изготовлении рекламы. Законом Украины «О рекламе» за такие действия предусмотрен штраф в размере пятикратной стоимости изготовления рекламы, а в случае невозможности установления стоимости рекламы накладывается штраф в размере 5100 грн.

Тем не менее, ни одна из описанных мер ответственности не может быть применена автоматически. В любом случае необходимо, чтобы «обиженная» сторона инициировала процесс. 

Следует отметить, что на практике компании, против которых была запущена недобросовестная рекламная акция, стараются урегулировать ситуацию с «обидчиком» самостоятельно, например, отправляя «маркетинговые» колкости в ответ конкуренту. Тогда как применение юридических механизмов может свидетельствовать о серьезности проблемы и действительно негативных последствиях «неудачной» рекламной кампании.

Расскажите друзьям про новость