Где и для чего используется IoT
Все, как и в Saas (Software as a Service. — Ред.) — собираются петабайты информации о нас, наших привычках, устоях, но также о домах, передвижениях и о всем, где есть хоть немного интернета. Для маркетолога это праздник, для потребителя немного Оруэлл, а временами и Замятин. Но для всех это новый подход к хранению и обработке данных, потому что их становится в тысячи раз больше.
Благодаря такой подключенности возникла новая модель услуг — Sensing as a Service, призвана решить проблемы сбора и первичной обработки сырых данных со всех возможных сенсоров и последующей продажи этих сенсоров тем, у кого их нет.
Где и для чего используется IoT видно из графика ниже.
Кейсы
С точки зрения «пользы» для маркетинга, IoT используют в оn-demand услугах, персонализированном маркетинге и интеграции с социальными сетями.
On-demand услуги производные on-demand экономики — один из основных двигателей IoT, благодаря своему постоянному развитию и расширению в практически всех сферах человеческой деятельности. Uber — один из наиболее популярных примеров. Казалось бы, его связь с интернетом вещей максимально простая: определение локации и работа с ней. По факту, информации собирается намного больше, что мы и видим из скандалов об утечке персональных данных пользователей сервиса.
Но есть и прекрасные кейсы. Например, Amazon с его кнопкой Amazon Dash. Это брендированная кнопка с Wi-Fi, нажав на которую происходит заказ соответствующего товара, но никто никого не ограничивает — сделайте свою с помощью AWS IoT.
Антиутопия сегодня
Что касается персонализации данных, то это то, о чем вот уже несколько лет говорят все, кому не лень. Часто используют слово BigData, собирая при этом ничтожно мало данных по сравнению с тем, что может дать устройство, которое взаимодействует каждый день с потребителем, знает все его маршруты, распорядок дня, а при наличии, например, mobile payment, и практически всю потребительскую корзину. Анализ сенсорных данных с подключенных устройств позволяет много сказать об использовании, об удобстве, да и о самом клиенте.
Звучит как мечта маркетолога? Вполне, но до момента, когда вы не можете выключить свет в прихожей, потому что лампочка обновляет прошивку. Интеграция с социальными сетями, в сравнении с остальными форматами, имеет чрезвычайно противоречивую природу. Инновационно и весело, когда ваш умный дом просится в друзья на Facebook. Не так весело, когда он начинает постить, что вы уехали в отпуск на несколько недель.
Из самых интересных и страшных применений — китайская система оценивания социального статуса, которая, будучи тесно связанной с Alibaba и, соответственно, Alipay, может оценивать статус человека по тому, вовремя ли он платит по счетам, на что вообще тратит деньги, много ли играет в видеоигры, не замечен ли за постингом политически окрашенных сообщений. На базе этого формируется его профиль и, соответственно, доступ к тем или иным благам или же их отсутствие.
Но опять-таки, не все так односторонне. Например, один из патентов Facebook описывает возможность, как вы и ваши близкие можете контролировать домашние умные устройства.
Что дальше?
К 2020 году прогнозы по количеству подключенных устройств разнятся от 12 до 50 млрд. В любом случае, намного больше, чем людей. Общение человека с машиной, в таком случае, будет кардинально отличаться от текущего, и в один момент появятся устройства, которые вообще не будут общаться с человеком — только с другими машинами. М2М (Machine-to-machine) это еще один большой подраздел интернета вещей, выросший из телеметрии. Но, если раньше человек должен был контролировать и следить за процессом коммуникаций, очень скоро лучше будет просто не мешать.
В автомобиле закончилось топливо? Пока вы будете гулять, он съездит и заправится сам. Где? Возможно, это выберете вы, а, возможно, он сам, прочитав о ближайшей заправке из рекламы. Рекламы, созданной для машин, и возможно, созданной уже не человеком.