Антиутопия 2020: правда и паранойя IoT
20 Дек 2017, 08:32

Антиутопия 2020: правда и паранойя IoT

Александра Булыгина, директор Amnet Ukraine, о том, что интернет вещей дает маркетологу и забирает у потребителя

Как часто мы идем в кафе не за кофе, а за стабильным коннектом? И все это ради подключения к потоку информации: получить, обменяться, передать, но главное — быть на связи, коммуницировать, не выпадать из потока. И пока мы беспечно stay turn, вещи вокруг нас тоже подключены к сети беспрерывно. Что же происходит, когда каждая вещь подключается к сети?

Александра Булыгина
директор Amnet Ukraine

Где и для чего используется IoT

Все, как и в Saas (Software as a Service. — Ред.) — собираются петабайты информации о нас, наших привычках, устоях, но также о домах, передвижениях и о всем, где есть хоть немного интернета. Для маркетолога это праздник, для потребителя немного Оруэлл, а временами и Замятин. Но для всех это новый подход к хранению и обработке данных, потому что их становится в тысячи раз больше. 

Благодаря такой подключенности возникла новая модель услуг — Sensing as a Service, призвана решить проблемы сбора и первичной обработки сырых данных со всех возможных сенсоров и последующей продажи этих сенсоров тем, у кого их нет. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Где и для чего используется IoT видно из графика ниже.

Кейсы

С точки зрения «пользы» для маркетинга, IoT используют в оn-demand услугах, персонализированном маркетинге и интеграции с социальными сетями. 

On-demand услуги производные on-demand экономики — один из основных двигателей IoT, благодаря своему постоянному развитию и расширению в практически всех сферах человеческой деятельности. Uber — один из наиболее популярных примеров. Казалось бы, его связь с интернетом вещей максимально простая: определение локации и работа с ней. По факту, информации собирается намного больше, что мы и видим из скандалов об утечке персональных данных пользователей сервиса. 

Но есть и прекрасные кейсы. Например, Amazon с его кнопкой Amazon Dash. Это брендированная кнопка с Wi-Fi, нажав на которую происходит заказ соответствующего товара, но никто никого не ограничивает — сделайте свою с помощью AWS IoT.

Антиутопия сегодня

Что касается персонализации данных, то это то, о чем вот уже несколько лет говорят все, кому не лень. Часто используют слово BigData, собирая при этом ничтожно мало данных по сравнению с тем, что может дать устройство, которое взаимодействует каждый день с потребителем, знает все его маршруты, распорядок дня, а при наличии, например, mobile payment, и практически всю потребительскую корзину. Анализ сенсорных данных с подключенных устройств позволяет много сказать об использовании, об удобстве, да и о самом клиенте. 

Звучит как мечта маркетолога? Вполне, но до момента, когда вы не можете выключить свет в прихожей, потому что лампочка обновляет прошивку. Интеграция с социальными сетями, в сравнении с остальными форматами, имеет чрезвычайно противоречивую природу. Инновационно и весело, когда ваш умный дом просится в друзья на Facebook. Не так весело, когда он начинает постить, что вы уехали в отпуск на несколько недель. 

Из самых интересных и страшных применений — китайская система оценивания социального статуса, которая, будучи тесно связанной с Alibaba и, соответственно, Alipay, может оценивать статус человека по тому, вовремя ли он платит по счетам, на что вообще тратит деньги, много ли играет в видеоигры, не замечен ли за постингом политически окрашенных сообщений. На базе этого формируется его профиль и, соответственно, доступ к тем или иным благам или же их отсутствие.
Но опять-таки, не все так односторонне. Например, один из патентов Facebook описывает возможность, как вы и ваши близкие можете контролировать домашние умные устройства. 

Что дальше?

К 2020 году прогнозы по количеству подключенных устройств разнятся от 12 до 50 млрд. В любом случае, намного больше, чем людей. Общение человека с машиной, в таком случае, будет кардинально отличаться от текущего, и в один момент появятся устройства, которые вообще не будут общаться с человеком — только с другими машинами. М2М (Machine-to-machine) это еще один большой подраздел интернета вещей, выросший из телеметрии. Но, если раньше человек должен был контролировать и следить за процессом коммуникаций, очень скоро лучше будет просто не мешать. 

В автомобиле закончилось топливо? Пока вы будете гулять, он съездит и заправится сам. Где? Возможно, это выберете вы, а, возможно, он сам, прочитав о ближайшей заправке из рекламы. Рекламы, созданной для машин, и возможно, созданной уже не человеком.

Расскажите друзьям про новость