Антикейс: как агентство интернет-маркетинга завалило сроки, заплатило штраф и лишилось клиента
18 Авг 2021, 12:33

Антикейс: как агентство интернет-маркетинга завалило сроки, заплатило штраф и лишилось клиента

Все любят говорить о собственных успехах. Удачные проекты, блестящие кейсы и шикарный экспириенс — все это здорово! Но почему никто не говорит об ошибках? Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает, правда?

Не зря говорят, что умный человек учится на чужом опыте. А потому мы хотим рассказать о тех ошибках, которые допустили в одном из прошлых проектов, и как это в конечном счете помогло нашему digital-агентству стать лучше. Этот антикейс призван помочь всем, кто так или иначе связан с интернет-продвижением:

  • Заказчикам — не попасть в неприятную ситуацию с несоблюдением сроков.
  • Исполнителям — не допускать подобных ситуаций и работать эффективнее.

Этот кейс по-своему уникален, потому как ничего подобного в практике Elit-Web не было до и не было после. Подробности — далее!

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Стандартный заказ на SEO-продвижение: что могло пойти не так?

Около трех лет назад к нам пришел клиент, чтобы воспользоваться услугой SEO-продвижения. Деталей проекта разглашать не будем, просто скажем, что список задач был стандартным для SEO:

  • аудит сайта и анализ конкурентов;
  • разработка стратегии продвижения;
  • анализ семантического ядра;
  • внутренняя оптимизация;
  • линкбилдинг и т.д.

Но вскоре начались определенные сложности…

Важная ремарка! Этим кейсом мы ни в коем случае не хотим перекладывать вину на кого-то. Это исключительно наш неудачный опыт, который нас многому научил на будущее.

Оценивая предстоящий объем работы, мы назвали клиенту объективные сроки выполнения всех задач. И если бы все шло по плану, никаких задержек и проволочек не было бы. Но возникло несколько факторов:

  1. Клиент стремился контролировать буквально каждое действие, чем отвлекал SEO-специалиста и тем самым тормозил рабочий процесс.
  2. Мы недостаточно подробно объяснили клиенту, как можно отслеживать процесс продвижения в Личном кабинете, сэкономив тем самым время всем, кто работал над проектом.
  3. Сеошник не перенаправил коммуникацию на менеджера проекта, чтобы не отвлекаться от основных задач. А тот, в свою очередь, не ознакомил клиента в полной мере с Личным кабинетом и его возможностями. 
  4. Когда коммуникации с клиентом стали отнимать слишком много времени, сеошник не обратился к Head of SEO, чтобы оптимизировать рабочий процесс.   
  5. Head of SEO на тот момент был занят несколькими проектами и недостаточно тщательно контролировал этот.

Когда стало понятно, что мы не укладываемся в заявленные сроки, попросили клиента не отвлекать специалистов от работы. Эта просьба пришлась ему не по душе, и он решил уйти к другим исполнителям, потребовав возврат средств согласно договору.

Ситуация оказалась весьма спорной — все эти обстоятельства наложились друг на друга, превратив изначально несложный проект в настоящее испытание. Убери из этого списка хоть один пункт — и проблем бы не было. Субъективно мы понимали, что, несмотря на задержку по срокам, был проделан большой пул работ. Но объективно клиент действительно был прав — договоренности не соблюдены в полной мере, он имеет право вернуть деньги.

По итогу мы вернули клиенту:

  • 10% от стоимости тех работ, которые были выполнены не в срок.
  • Всю стоимость услуг, которые еще не были выполнены из-за расторжения договора о сотрудничестве.

Так как бюджет проекта был скромным, мы, наверное, даже не вспоминали бы об этом случае, если бы он не дал нам колоссальный опыт, который с нами и по сей день.

Наши ошибки и как вам их не повторить

Можно очень долго думать и анализировать, в какой момент работа по проекту дала сбой. Но мы для себя выделили три главных недоработки, по которым в итоге сделали выводы. И в дальнейшем выстроили работу таким образом, чтобы подобное не повторялось. Итак, три ключевых ошибки и как вам их избежать.

Ошибка №1. Мы недостаточно подробно объяснили клиенту процесс продвижения — что и как работает, какие шаги будут сделаны, как отслеживать ход работ в Личном кабинете

Работая в сфере SEO-продвижения уже длительное время, мы привыкли, что клиенты делятся на два типа. Первые в общих чертах разбираются в вопросе и не требуют долгих пояснений, что мы делаем и как мы это делаем. Вторые всецело доверяют нашим специалистам и им важен результат, а не то, как он достигается.

Этот случай оказался другим.

Нашей главной недоработкой было то, что мы недостаточно подробно разъяснили клиенту все тонкости продвижения, не показали в деталях, как пользоваться Личным кабинетом, и не выстроили удобную для всех коммуникацию через менеджера. В итоге клиент общался напрямую с SEO-специалистом, не давая тому полноценно погрузиться в проект.

Как ситуация обстоит сейчас и как вам не повторить этой ошибки

После того случая мы осознали, насколько важна правильная и комплексная коммуникация с клиентом на начальном этапе сотрудничества. Поэтому совет: обсуждайте, объясняйте, консультируйте даже по сущим, казалось бы, мелочам! То, что вам кажется простым и понятным, для ваших клиентов может быть неочевидным. И помните, что чем больше времени вы уделите клиенту в начале сотрудничества, тем быстрее пойдет работа в дальнейшем. 

Ошибка №2. SEO-специалист не сообщил своему хеду, что не справляется, и не попросил о помощи в нужный момент

Здесь важно пояснить, что сеошник, который занимался этим конкретным проектом, был и остается опытным специалистом. Но до этого он работал либо самостоятельно, либо в небольших командах. А потому, только недавно присоединившись в Elit-Web, еще не выработал в себе навыка командной работы, когда в штате десятки специалистов. И к тому же есть Head of SEO.

Опять же, мы должны были пояснить сеошнику, что в случае возникновения каких-либо трудностей или вопросов можно и нужно обращаться к хеду. Но вышло как вышло: SEO-специалист, побоявшись показаться непрофессионалом, предпочел действовать самостоятельно, а хед, у которого на тот момент было много проектов, физически не мог проконтролировать все.

Как ситуация обстоит сейчас и как вам не повторить этой ошибки

Впоследствии мы существенно расширили штат сотрудников, в частности SEO-специалистов, набрали опытных менторов и теперь готовы к большому потоку проектов. 

Опять же, настоятельно советуем взаимодействовать не только с клиентами, но и с сотрудниками. В командной работе есть масса нюансов, о которых многие почему-то забывают. Как забыли и мы. Не совершайте нашей ошибки. Консультируйте сотрудников, помогайте им правильно выстраивать рабочий процесс — это будет большой плюс и для них, и для вас. 

Ошибка №3. Слишком большая нагрузка на Head of SEO

На тот момент количество проектов, которые вел наш Head of SEO, уже было больше, чем он мог контролировать с полной отдачей. Сейчас мы понимаем, что нужно было более грамотно планировать работу руководителей отдела, рационально распределять нагрузки и нанимать больше опытных специалистов-менторов.

Как ситуация обстоит сейчас и как вам не повторить этой ошибки

Мы расширили штат специалистов, благодаря чему даже при больших объемах работы можем распределить менторов между проектами и обеспечивать тем самым одинаково высокое качество реализации поставленных задач, независимо от объема, сроков и бюджета.

Всегда тщательно следите за нагрузкой ваших хедов и менеджеров проектов. Если видите, что она растет и они не справляются, расширяйте штат. Многие небольшие студии и агентства стараются сэкономить на кадрах, но в итоге только упускают интересные проекты. Опыт показывает, что привлечение хороших, пусть и довольно дорогих специалистов, крайне положительно сказывается на доходах компании. Возьмите эту мысль на заметку.

Как не попасть в подобную ситуацию, заказывая SEO-продвижение

Основываясь на этом кейсе, хотим дать несколько коротких рекомендаций для заказчиков при выборе подрядчика:

  1. Обсуждайте все вопросы заранее.
  2. Если есть спорные или непонятные моменты — уточняйте сразу.
  3. Узнайте, будет ли за вами закреплен менеджер и как с ним коммуницировать.
  4. Уточните, где и как можно отслеживать ход работ по проекту.
  5. Детально изучайте договор о сотрудничестве, посмотрите, предусмотрены ли штрафы за несоблюдение исполнителем сроков.
  6. По возможности выбирайте исполнителей с оплатой по факту выполненных работ.
  7. Изучайте кейсы, антикейсы и портфолио — это очень полезно.

Конечно, можно составить еще большой список советов для заказчиков. Но мы выбрали те, которые считаем основными.

Подведем итоги

Возможно, у вас при прочтении возник вопрос, зачем мы вообще делимся этим антикейсом? Ведь можно было просто забыть о том проекте трехлетней давности и больше никогда о нем не вспоминать. Но мы все же считаем, что неудачный опыт порой куда более показательный и полезный, чем очередной успех. Именно неудачи показывают нам, где есть недоработки, на чем нужно делать акцент в своей деятельности и куда двигаться дальше.

Мы — за честность. За умение признавать собственные ошибки и учиться на них. И хочется верить, что именно благодаря такому подходу мы те, кто мы есть. Спасибо за внимание и крутых вам проектов!

P.S. Кстати, после того случая мы немного пересмотрели формат сотрудничества, и теперь берем оплату исключительно по факту выполнения работ. А при несоблюдении сроков выплачиваем клиенту 0,2% от стоимости выполненных с просрочкой работ за каждый день этой просрочки. Оба пункта официально закреплены в договоре.

Расскажите друзьям про новость