В современных реалиях высокую популярность приобретает сфера блогинга. По состоянию на сегодняшний день блог перестал быть только местом для хороших фото. Это бизнес, СМИ и инструменты для сбора донатов в одном формате.
Как начать вести свой блог и что стоит сделать блогеру-новичку, чтобы его проект был успешным, узнали от эксперта данной сферы Аниты Соловей, автора концепции оранжевого блога.
С чего следует начинать любой бизнес-проект?
Любой бизнес не может развиваться, если нет бизнес-модели, стратегии и понимания к чему вы идете. Ведь в противном случае вы будете двигаться хаотично. У меня уже есть 12-летний опыт в бизнесе, начинала я в сфере недвижимости, сейчас имею команду и мы реализуем свои проекты, в том числе учебный с помощью инстаграм, а также продюсируем крупных блогеров, поэтому я четко понимаю важность планирования. Наша общая задача — понять, куда мы идем и с помощью каких ресурсов, поэтому, конечно, необходимо иметь бизнес-стратегию, бизнес-план, понимание точек монетизации, а также научиться предвидеть будущие фазы риска.
То есть, если есть четкий бизнес-план, все будет работать по схеме?
Любой опытный предприниматель скажет, что план и стратегия нужны человеку для того, чтобы иметь вектор развития вашего бизнеса, но в процессе всегда выходит новый узор, и вы никогда не можете его предусмотреть, поэтому бизнесвумен или бизнесмен называются предпринимателями. Потому что мы можем в любой момент взвешенно отреагировать на ситуацию, принять решение и спокойно относиться к незапланированным изменениям. Вообще иногда в бизнесе важно самостоятельно быстро что-то менять для того, чтобы выделяться на фоне конкурентов. Но для всеобщего понимания конечной цели бизнес-план все равно должно быть.
Какие действенные советы для конкурентоспособности нового бизнес-проекта?
Есть очень классная книга «Zag. Манифест другого маркетинга» Марти Ньюмейер, в которой говорится о том, что когда все делают «зиг», то вы должны сделать «заг», вы должны иначе креативно поступить для того, чтобы выделяться на рынке. Поэтому зачастую результат может отличаться от того, что вы планировали, но планирование дает важный вектор развития. Это обусловлено тем, что мы с вами тестируем гипотезы бизнесов и не всегда знаем, какая из них и как сработает, поэтому их должно быть много. Мы не должны надеяться с вами на один метод, например, продвижение или один продукт, одну маркет-стратегию или одну пиар-стратегию, нам необходимо одновременно всегда тестировать несколько гипотез, и какая-то из них срабатывает, а какую-то мы доверим.
Насколько важен бизнес-план для блогинга?
Очень важно, и это главная проблема большинства моих учеников, которые приходят ко мне учиться качественному блогингу. Например, они говорят: «Я не знаю, что постить, не могу найти силы и мотивацию на введение блога», а проблема в том, что они относятся к этому как к хобби или к чему-то несерьезному, потому и не знают, что постить, не имеют мотивации выходить в блог. Когда вы четко знаете, что у вас есть продуманный проект, цели, бизнес-модель и бизнес-план, то у вас не возникает подобных вопросов.
Если бы вы открыли свой ресторан и вдруг выгорели, то не сказали бы: «Извините, я сегодня не открою ресторан, потому что я не в ресурсе»? Нет, вы бы вышли на работу или делегировали на другого человека процесс, в который вы не хотите сейчас вмешиваться, чтобы сохранить бизнес. Или если ваш ресторан, который вы открыли и вложили средства, не заработал идеально с первого месяца, то вы вряд ли сразу бы его закрыли. Вы бы экспериментировали, меняли меню, думали, что можно улучшить. Большинство блогеров однажды сделают, например, запуск какого-нибудь информационного продукта, он не зайдет идеально и все такие: «Ой, ну все, не буду запускать». Так не должно быть, нужно быть стратегически готовым к тому, что с первого, второго, пятого раза не получится, но тот, кто не кажется, становится успешным и богатым. Поэтому в блогинге также должен быть просчитан наперед бизнес-план.
Как выглядит ваш личный бизнес-план для блога? Есть ли у вас помощник, помогающий вам с его разработкой?
Любой бизнес-план начинается с установления цели бизнеса в финансах, в целях по продаже. Разберем на примере: представим, что нужно сделать продажи на миллион долларов в год. Дробим этот миллион на 12 месяцев и получаем сумму. Далее определяем, какой у нас продающий средний чек, тогда понимаем, сколько нам нужно ежемесячно сделать продаж. Прописываем, какая нужна организационная структура и команда для того, чтобы выдержать такое напряжение на бизнес. Следующим шагом определяем себестоимость проекта. Далее выписываем два столбика: чего хватает и чего не хватает для того, чтобы достичь нашей цели. Нужно чтобы плюсы использовались, а минусы перешли в плюсы. Так формируется общий бизнес-план. Помощника, помогающего с разработкой плана, нет, мы всей командой садимся и прописываем. Главный помощник по бизнес-процессам — это я.
Что бы вы улучшили в своем бизнес-планировании?
В бизнес-планировании всегда есть, что улучшать. Потому что бизнес — это живой организм, не комбайн, не завод, не технический механизм, который можно настроить, покрутить винтики, и он будет сам себе работать. Он всегда меняется, потому что меняются экономика, спрос, предложение, тренды, актуальность, мотивы для покупки и очень много других факторов, на которые мы должны обращать внимание. Чем больше вы инвестируете в команду, чем больше люди любят свою работу, тем лучше будут показатели в бизнесе. Поэтому у меня это всегда первый приоритет. У меня главный не клиент, не продукт, а моя команда. Поэтому, наверное, я всегда улучшала и сращивала свою команду.
Кто для вас ориентиры идеального ведения блога с точки зрения бизнеса?
Для меня это оранжевый блогер, в котором соединена проявленная разноплановая личность. Все знают, что это за человек, который он имеет характерные предпочтения. Подписчики чувствуют этого человека как свою знакомую или подругу. В ней прозрачна и понятна экспертность, этой экспертности доверяют. Это человек, обладающий разными инструментами для удержания внимания: сторителлинг, создание контента, правильно сделанные маркетинговые прогревы. Миксируя эти три компонента, получаем качественно-оранжевого блогера, которому доверяют. Для меня это идеальный формат оранжевого блога. Для этого мы и создаем наши учебные проекты по качественному блогингу — Orange Blogger Camp.
Как не прокрастиновать ведение блога?
Если мы будем относиться к блогу как к бизнесу, то будет меньше вариаций прокрастинации. Когда мы относимся к блогу как к бизнесу, имеем бизнес-план и понимание, как работать, целенаправленно идем и работаем. Но также ощущение прокрастинации и самосаботажа появляются прежде всего от усталости. Поэтому должны следить за уровнем отдыха и так же относиться к продуктивной работе. Иногда прокрастинация включается в моменты, когда мы делаем то, чего не хотим делать. Здесь уже к коучам, психологам, чтобы найти ответ на вопрос, а именно этим я должен сейчас заниматься.
Какие деньги на блоге может зарабатывать в среднем начинающий блогер?
Давайте поймем, что такое начинающий блогер, какое это количество подписчиков. К примеру, у нас 1000 живых подписчиков в Instagram, даже если это ваши друзья. Условно можем взять сейчас среднюю стоимость подписчика на рынке — 20 грн. Берем 1 000 подписчиков, умножаем на 20 грн, получаем, что стоимость нашего аккаунта — 20 000 грн. Например, сторис из них смотрит 500, а посты — 700. Есть 500 человек, которые каждый день смотрят наш профиль, каждый день посвящают нам время. Наверное, мы можем найти среди этих 500 человек 10, которые станут нашими потенциальными клиентами. Можем прикинуть стратегию, что нам нужно 10 продаж в месяц, и мы знаем, что средний чек 100$ — у нас получается, что даже блог из 1000 подписчиков может зарабатывать 1000$. 1000 подписчиков — это 1000 потенциальных клиентов, дальше — это уже о ваших навыках в бизнесе.