Анастасия Нуржинская: «Самое сложное — попасть в систему»
22 Фев 2016, 17:20
PR

Анастасия Нуржинская: «Самое сложное — попасть в систему»

Работа в зонах конфликта, риск попасть к Trust officer и другие тонкости PR в международной организации от специалиста по коммуникациям Программы ЕС и Восточного партнерства

Работать годами на одной должности, в PR-отделе, состоящем из одного человека (то есть вас), ездить в зоны конфликта или, в меньшей мере в неопасные, но точно не самые туристические маршруты — «прелести» работы PR-щика в международной организации, которые компенсируются высокой зарплатой, привязанной к курсу, и причастностью к социально значимым вещам. Анастасия Нуржинская, которая постоянно организовывает социальные информационные кампании для международных организаций в Украине, а также странах Азии, Африки и Европы, рассказала MMR, что ожидает PR-щика, который попал или хочет попасть на работу в международную организацию. 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

В понимании международного сообщества Украина сейчас — горячая точка. А значит тут активизируют свою работу международные организации, гуманитарные миссии и краткосрочные проекты, которые финансируются международными донорами. Для них коммуникации являются приоритетным направлением. Поэтому сейчас в Украине практически каждый день ищут пиарщика-международника или объявляют тендер на информационное сопровождение. 

PR-отделы в международных организациях: как все устроено

Для международных организаций коммуникации — это не только способ рассказать о своей работе, но и инструмент для продвижения реформ, решения конфликтов в обществе или социальных проблем (так называемые Communication for development C4D и Behavior change communication). Чаще всего офисы представительств таких организаций в Украине небольшие, и позиция коммуникационного специалиста в них всего одна. Реже — отдел состоит из ассистента и, возможно, специалиста по какому-либо из направлений (advocacy, behavior change communication, partnership). При этом основная техническая работа реализуется разными подрядчиками. Аутсорсят чаще всего design, photo support, event management, digital или outdoor campaigns, включая разработку концепции и контента.

Международные организации аутсорсят чаще всего design, photo support, event management, digital или outdoor campaigns

Анастасия Нуржинская
Экспертка по коммуникациям Проекта ЕС для гражданского общества в Украине, независимый PR-эксперт по вопросам коммуникаций в международных организациях

Задачи коммуникационного специалиста включают продвижение самой организации (так называемое visibility support) и организацию информационных кампаний. Так как все международные организации направлены в первую очередь на помощь правительству или гражданскому обществу, то любая работа будет проводиться совместно с местным партнером и будет также включать тренинги и передачу опыта в проведении кампаний. Стандарты реализации международных проектов требуют проведения исследований, фокус-групп и оценки результатов. На это выделяется бюджет, определяется подрядчик. И это огромный плюс в работе. Например, планируя кампанию по вакцинации, мамы на фокус-группах сказали, что не будут доверять знаменитостям, которые призывают к вакцинации, так как сам вопрос в Украине оброс негативными ассоциациями с деньгами и выгодой. Эта информация многое поменяла.

Вы будете защищены от дискриминации, баланс работы и семьи поощряется

Анастасия Нуржинская
Экспертка по коммуникациям Проекта ЕС для гражданского общества в Украине, независимый PR-эксперт по вопросам коммуникаций в международных организациях

Плюсы такой работы

Пиарщик-международник имеет уникальную возможность быть причастным к помощи другим или решению социальных проблем. В международных организациях в коммуникациях достаточно четко определены ожидаемые результаты. Если в стране эпидемия полиомиелита, то ваша задача — убедить родителей 8 млн. детей сделать вакцинацию, а правительство – закупить эти вакцины. Если вы будете делать информационную кампанию по борьбе с домашним насилием, то вы будете знать, что ваши информационные материалы спасут кому-то жизнь.

Второй плюс — это высокий уровень зарплат — в большинстве случаев зарплата привязана к валюте. Информация о зарплате прозрачна, ее можно найти на сайтах организаций. Также, работая в штате, вы можете рассчитывать на страховку для себя и членов семьи, оплачиваемый декрет как для женщины, так и мужчины (в некоторых случаях до года с сохранением полной зарплаты), специальные пенсионные фонды, которые выплачиваются по завершении работы в организации.

Важная составляющая работы в международной организации — позитивная атмосфера, которая является частью корпоративной культуры. Вы будете защищены от дискриминации, баланс работы и семьи поощряется, отсутствует неуважение между коллегами в коллективе. Также частью корпоративной культуры является постоянный обмен опытом и профессиональный рост: вы будете учиться у коллег из разных стран, у каждого сотрудника есть план развития, возможность проходить тренинги или получать образование за рубежом. 

Структура международных организаций негибкая, и многие PR-щики работают годами на одной и той же должности

Анастасия Нуржинская
Экспертка по коммуникациям Проекта ЕС для гражданского общества в Украине, независимый PR-эксперт по вопросам коммуникаций в международных организациях

Минусы

Возможности для карьерного роста ограничены. Если в структуре организации вы — единственный коммуникационный специалист, то вам некуда будет больше расти. Структура международных организаций негибкая, и многие работают годами на одной и той же должности.

Второй очевидный минус — высокие требования при отборе на работу и большая конкуренция. Многие сетуют, что подают резюме десятки раз в офисы международных организаций в Украине, и даже не получали приглашение на интервью. Этапов отбора несколько. Часто требуется опыт работы в подобных организациях. Самое сложное — попасть в систему. Если говорить про международный рынок, вы будете конкурировать со всеми странами мира. На вакансии в ООН приходят сотни тысяч резюме. А среди кандидатов — выпускники самых престижных вузов, свободно владеющие 5 языками.

В некоторых случаях есть ограничения по национальности. Например, украинцы не смогут работать в штате организаций, в странах которых Украина не является членом (например, институции ЕС), или есть вакансии, которые могут занимать только международные эксперты. Иногда местный эксперт работает очень долго в организации и знает досконально свой участок, а вот его иностранное руководство меняется часто и не всегда достаточно компетентно или долго адаптируется к обстановке.

Результат вашей работы не всегда будет зависеть только от вас. Многие проекты направлены на помощь госучреждениям или сектору в целом, где изменения и реформы зависят от политической ситуации, а не от качества вашей работы.

Часть вакансий ограничена по времени — от 6 мес. до 3 лет для реализации конкретного проекта или информационной кампании. Каждые 1-3 года вам, после окончания проекта, необходимо будет заново искать работу.

Анастасия Нуржинская
Экспертка по коммуникациям Проекта ЕС для гражданского общества в Украине, независимый PR-эксперт по вопросам коммуникаций в международных организациях

Возможны командировки в зону конфликта или работа с тяжелыми темами. Чтобы оказаться в штаб-квартирах в Женеве или Нью Йорке, нужно поработать в самых опасных регионах мира. Например, за прошлый год в мире погибло около 50 сотрудников ООН. И даже, если это будут не опасные, то точно не самые туристические или комфортные направления. 

Вам действительно придется дублировать все информационные материалы, отчеты и коммуникацию на английский (в некоторых случаях — на французский). 

Анастасия Нуржинская
Экспертка по коммуникациям Проекта ЕС для гражданского общества в Украине, независимый PR-эксперт по вопросам коммуникаций в международных организациях

«Пакет» скилов и рекомендаций для устройства на работу

1. Один из приоритетов при устройстве на работу – профессиональное владение 1-2 иностранными языками. Вам действительно придется дублировать все информационные материалы, отчеты и коммуникацию на английский (в некоторых случаях — французский).

2. Рекомендации с предыдущих мест или от коллег является важной составляющей отбора на вакансии.

3. Наличие предыдущего опыта в международной среде или в конкретном проекта. Такой опыт можно получить в общественных организациях или волонтерских программах. Один из вариантов – это работа на госслужбе. Такой опыт приветствуется, так как показывает ваше знание работы с потенциальными бенефициарами.

Любой конфликт, нетактичная формулировка в письме или повышение тона будет поводом для обращение к Trust officer и отдельного расследования. 

Анастасия Нуржинская
Экспертка по коммуникациям Проекта ЕС для гражданского общества в Украине, независимый PR-эксперт по вопросам коммуникаций в международных организациях

4. Максимальная доброжелательность и умение работать в команде. Это не место, где вам нужно демонстрировать свою агрессивность. Любой конфликт между коллегами, нетактичная формулировка в письме или повышение тона будут поводом для обращение к Trust officer и отдельного расследования.

Вакансии можно найти, мониторя сайты организаций (например, все агенства ООН в Украине), а также через рассылки UNjobs. Очень много предложений приходит через Linkedin, поэтому поработайте над заполнением своего профиля, используя ключевые термины из так называемого international development сектора. Можно также разослать свое резюме в базы данных консалтинговых компаний (GIZ, USAID). Также вам может понадобиться помощь в адаптации своего резюме для этого сектора, например, есть такой специализированный сервис Devex. 

Что нужно знать при участии в тендере

1. Чётко следовать требованиям по оформлению предложения. Для максимальной прозрачности и противодействию коррупции, возможна дисквалификация из-за отсутствия хоть одного документа или отправки предложение на полчаса позже срока. 

2. Оптимизация бюджета. Международные организации не располагают коммерческими бюджетами и не могут торговаться. Чаще всего бюджет определен до тендера и задача компании — не назвать сумму больше.

3. Показать опыт и понимание темы проекта. Чаще всего компании высылают отличные портфолио, но они нерелевантны к социальной тематике, хотя на самом деле наверняка такой опыт есть. 

Расскажите друзьям про новость