Американские политтехнологи теряют контроль над информационным полем
21 Мар 2007, 08:56

Американские политтехнологи теряют контроль над информационным полем

Американские политтехнологи теряют контроль над информационным полем

Ничего нового в использовании кандидатами в президенты США передовых технологий создания и продвижения своей политической рекламы нет. Так было всегда с момента изобретения электронных устройств для передачи звука и изображения. Однако до последнего времени эффективность воздействия на электорат напрямую зависела от размеров избирательных фондов. Ныне ситуация в корне изменилась. Теперь не только кандидаты и их противники, но даже простые активисты способны оказывать влияние на исход кампаний.

Когда мы говорим об электронной рекламе речь, безусловно, идет не только о материалах призывающих голосовать "за", не менее распространена и агитация "против". Классическим примером такой контрпропаганды является телевизионный ролик 1964 года, который подготовил штаб Линдона Джонсона.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

В рекламе, которая называлась "Маргаритка" и была продемонстрирована всего один раз, маленькая девочка гадала, отрывая лепестки цветка, а на заднем плане шел обратный отсчет до запуска баллистической ракеты. Выборщикам предлагался простой вывод: если вы проголосуете за кандидата от Республиканской партии Барри Голдуотера (Barry Goldwater), он может начать ядерную войну с Советским Союзом. Как известно, Голдуотер тогда проиграл с незначительным отрывом.

Еще одним более свежим примером электронной антирекламы уже из другого политического лагеря является ролик, созданный по заказу республиканцев перед промежуточными выборами в Конгресс в ноябре 2006 года. Электорату также предлагалась нехитрая комбинация: проголосуйте за демократов и застенчиво улыбающийся Осама бин Ладен совершит на территории США нечто ужасное.

Примеров таких множество. Причем применять такие приемы были способны не только штабы конкурирующих политиков, но и сторонние организации.

Всем памятно противостояние Джона Керри с ветеранскими структурами во время прошлой президентской кампании. Тогда организация Swift Boat Veterans for Truth выпустила несколько обличающих Керри роликов, и хотя представители Джорджа Буша поспешили откреститься от этой инициативы, многие эксперты склонны считать, что она сыграла далеко не последнюю роль в поражении кандидата от демократической партии на выборах.

Но, повторимся еще раз, такое сражение на электронном поле требовало капиталовложений и немалых. Однако с удешевлением технологий обработки видеоматериалов, появлением доступных всем интернет-ресурсов для их размещения расстановка сил существенно изменилась.

Красноречивым примером является недавнее появление на страницах самого популярного видеосервиса YouTube отредактированного рекламного ролика компании Apple, который в 1984 году снял для нее режиссер Ридли Скотт. В оригинальном варианте речь шла всего лишь о продукции компании, которая должна составить конкуренцию IBM.

В новой версии толпы зомбированных граждан слушают, затаив дыхание, предвыборные лозунги Хиллари Клинтон. Во время очередного сеанса промывания мозгов в зал вбегает спортсменка и разбивает огромный экран молотом, а затем на черном фоне всплывает стилизованный логотип Apple и адрес сайта конкурента Клинтон Барака Обрамы.

Как водится, штаб последнего заявил о своей полной непричастности к созданию этого "шедевра", но сути это не меняет. На момент написания данной статьи ролик, автор которого неизвестен, посмотрели уже более 300 тысяч пользователей сервиса, и число это постоянно растет. И это лишь один, самый безобидный пример контррекламы, стоимость которой уже не имеет никакого значения, а влияние будет лишь расти.

Тот же Барак Обама недавно был вынужден пригрозить судебным разбирательством хозяевам одного из сайтов, пропагандирующих любовь к несовершеннолетним девочкам, поскольку на нем содержалась подробная информация о его предвыборной кампании и контакты его штаба. Как говорится, дешево и сердито.

В 2006 году сенатор от штата Вирджиния Джордж Аллен проиграл выборы из-за подозрения в расовой нетерпимости. И лишь потому, что в сети появилась любительская запись, демонстрирующая, как Аллен называет одного из темнокожих помощников своего противника "макакой".

Большинство экспертов признают, что потенциал онлайн-видео явно недооценен политтехнологами, несмотря на то, что сами кандидаты давно и активно используют интернет для пропаганды своих взглядов. Согласно опросам общественного мнения, уже сейчас большинство пользователей интернета ищут политическую информацию не на сайтах участников выборов всех уровней, а на альтернативных ресурсах, включая блоги.

Осознав это, пусть и с некоторым опозданием, кандидаты в президенты США уже завели себе персональные страницы на самых популярных сайтах, вроде MySpace и того же YouTube. Для потенциальных президентов там были созданы специальные разделы, в котором размещены ссылки на их дневники и краткие биографии. Предполагается, что таким образом интерактивность их общения с гражданами выйдет на новый уровень.

Однако сами граждане часто предпочитают смотреть и читать совсем не то, что им предлагают кандидаты. Так выложенное на YouTube заявление Хиллари Клинтон, в котором она излагает свою точку зрения на творящиеся в Ираке безобразия и предлагает пути выхода из кризиса, заинтересовало лишь два десятка тысяч человек, в то время как запись исполнения ею национального гимна во время встречи с избирателями Айовы, посмотрели более миллиона пользователей.

Видеобращение другого кандидата в президенты Джона Эдвардса, подтверждающее его вступление в гонку, оказалось куда менее популярным, чем сюжет, в котором он в течение нескольких минут поправляет волосы перед записью. И так далее.

Таким образом, столь бурное развитие интернет-технологий практически сводит на нет контроль над информационным полем и возможность активно манипулировать общественным мнением. Причем, процесс этот будет лишь усиливаться, потому что на очереди стоят телевизионное вещание в сетях мобильной связи и другие прелести прогресса.

Аналитики сетуют на то, что сделать точный прогноз по поводу успешности кампании того или иного кандидата с каждым годом будет все труднее, поскольку количество факторов, в виде той же самодеятельности в сети отдельных активистов, уже не поддается учету. Боле того, многие из них признают, что вообще не представляют, на каком именно уровне будет решаться исход предвыборных баталий в 2008 году.

Совершенно ясно одно, что, как и в случае с системами вооружений, уже в ближайшем будущем мы станем свидетелями рождения совершенно новых способов политического нападения и защиты, и, пользуясь той же аналогией, можно с уверенностью сказать, что защищаться будет куда дороже.

Расскажите друзьям про новость