Facebook-кризисы научили Сан Инбев Украина постоянно учиться
В конце 2013 года компания «САН ИнБев Украина» объявила о начале «Конкурса социальных проектов 2013», в ходе которого каждый желающий мог подать на рассмотрение предложения по решению проблем, с которыми сталкиваются граждане Украины. Несколько недель назад благотворительный Фонд помощи бездомным собакам Happy Paw пожаловались о том, что выиграв в конкурсе, они не получили обещанных денег. Сообщение сразу вызвало волну перепостов. Это уже в котором оказалась компания Сан Инбев с начала этого года. MMR поинтересовался у КСО-менеджера САН ИнБев Украина Александра Загнибеды о том, почему компания дважды с начала года допустила sm-коммуникационные кризисы, и как полученный опыт изменит корпоративные коммуникации FMCG-компании.
Расскажите о конкурсе и мотивах его создания и достигаемых с помощью него Сан Ин Бев ценностях
В конце 2013 мы запустили второй «Конкурс социальных проектов» на официальной странице «САН ИнБев Украина» в Facebook. Основная идея не новая для рынка: подобные проекты ранее проводились крупными украинскими, международными компаниями и СМИ. Наш проект немного отличается, т.к. он является одним из этапов жизни корпоративной страницы в Facebook наравне с такими проектами, как «Деревья за лайки», «Добрые дела», «Социальная ответственность — это…», и другими. В 2011 году мы создали свою страницу «для обсуждения проектов «САН ИнБев Украина» и других компаний в сфере корпоративной социальной ответственности». Поэтому этот Конкурс, как и вся стратегия компании по КСО — направлены на информирование широких масс людей, чтобы призвать их быть более ответственными к миру, в котором мы живем. На сегодня, у нас уже более 40 тыс. «друзей», и мы хотим развивать эту платформу.
В рамках Конкурса, любой совершеннолетний человек может подать свои проекты, направленные на решение актуальных социальных проблем. При этом заявки могут быть как индивидуальные (например, поддержка многоквартирного эко-дома или посадка деревьев во дворе),так и от имени неприбыльных общественных организаций (например, студ. активы, молодежные союзы и т.п.). Для каждого проекта формируется персональная страница. При чем, у всех страниц стандартная структура: описание проблемы, предложенное решение, история реализации, показатели успешности, а также ссылка на страницу автора проекта. По сути — это упрощенная структура business case.
Конкурс предусматривает абсолютно прозрачный процесс выбора победителей: 4 проекта выбираются обычным голосованием среди пользователей; 2 проекта выбирает жюри Конкурса, которое сформировано из ТОР менеджеров компании.
Стоит также отметить, что мы учитываем на 2 критерия: для каждого заявленного проекта достаточно финансирования в размере 8 тыс. грн.; проект имеет системный характер (например, проводится ежегодно). Для нас это важно, потому что фундаментальные изменения начинаются с маленьких локальных «побед». Именно поэтому в целевую аудиторию попали общественные организации, которые готовы изменить наш мир к лучшему.
Каковы итоги и почему именно таков состав проектов-победителей
В 2012 году мы подучили 43 работы с лучшим показателем 783 голоса. В 2013 у нас 67 работ с лучшим показателем 2444 голоса. В рамках первого конкурса мы принимали заявки в течение 1 месяц. В 2013 году заявки заполнялись с 8 ноября 2013 до 20 января 2014 года. Мы предполагаем, что по объективным причинам мы получили меньше работ.
По правилам Конкурса, 4 победителя подписчики страницы определяют самостоятельно, путем голосования. Еще 2 проекта выбирает жюри Конкурса (состоит из ТОР менеджеров компании). Если на выбор первой четверки мы не имеем влияния, то еще два проекта мы определили по принципу: актуальность и нестандартный подход к решению проблемы. Первая инициатива — экологическая: организаторы координируют сбор макулатуры, пластикового мусора в офисах, обеспечивают их утилизацию, а вырученные деньги идут на благотворительность. Такой себе полный цикл «добрый дел». Второй проект для велосипедистов — ребята проведут инструктаж и подарят велосипедистам специальные светоотражающие браслеты, с которыми будет безопасно ездить в темное время суток. На наш взгляд, это не разовые проекты, и они работают на будущее — воспитывают экологическую культуру и ответственное отношение жизни и здоровью человека.
Почему возникла ситуация с задержкой выполнения обязательств
Проведение конкурса планировалось с 8 ноября 2013 года по 20 января 2014 года. По объективным причинам, 24 января страница компании и все социальные проекты были остановлены. Комментарий одного из ТОР менеджеров компании был следующим: «…Мы не имеем права делать положительные коммуникации от имени компании на нашей странице в том время, пока все украинцы переживают и скорбят о раненных и погибших в Киеве…Оформленные проекты действительно добрые, и принесут пользу, сомнений нет. Но, пока мы приостановим работу».Таким образом, было принято решение остановить все коммуникации о социальных проектах, в т.ч. и на странице Facebook.
Объективно, это единственная причина, почему мы не могли выполнить свои обязательства вовремя. Для всех участников конкурса мы сделали публикацию на странице. К тому же, по правилами акции «организатор имеет право изменить Правила акции, уведомив об этом на странице.
К счастью, с начала апреля страница возобновила свою работу, и многие социальные проекты уже были реализованы. Так, например, мы поддержали субботник во Львове 11-12 апреля, и «музыкальный субботник» в Одессе 26 апреля.
28 апреля были оглашены результаты «Конкурса социальных проектов».
в сторону Вашей компании с начала года. Чему научились, что выработали, как усилились в контрмерах и реагировании?
Все верно. В середине февраля был инцидент, когда на одном из совещаний менеджер сервис центра в Харькове, зачитывая внутреннюю коммуникацию для персонала, добавил свою позицию по ситуации в Украине. Мы провели внутреннюю работу, и приняли все необходимые меры, чтобы разобраться в ситуации. Руководство компании извинилось перед девушкой, о чем она написала у себя на странице. Инцидент был исчерпан, все хорошо.
Это хороший урок для всех компаний. В нашей — работает более 2500 человек по всей стране. В харьковском бизнес сервис центре работает более 500 человек. Среди персонала компании многие были активистами и волонтерами на Майдане. Но есть люди и с другой точкой зрения. Культура компании по своей природе аполитична, и призвана объединить персонал для достижения более высоких бизнес показателей в 24 странах мира.
Причины такой ситуации очевидны. Социальные сети стремительно развиваются, и проникают в нашу жизнь с большей скоростью. Уже сегодня — это мощный инструмент для всех категорий пользователей: для личного общения с друзьями, для создания группы по интересам, или для построения отношений компании с ее потребителями. Этот процесс уже не остановить. И указанные примеры тому подтверждение: любая информация может иметь абсолютно разный потенциал распространения, в зависимости от ряда условий. Решение в этом случае — постоянно учиться. На корпоративном уровне, мы видим ряд мер, которые помогут предотвратить такие случае в будущем. Например, это создание внутренних политик, отвечающих передовым мировым практикам; формирование сильной корпоративной культуры; правильные внутренние коммуникации и работа с персоналом. А если возникает кризисная ситуация — в таких случаях лучшая контрмера и схема реагирования — это честная и открытая коммуникация, и быстрое решение проблемы с публичным отчетом.
Мы повели итоги «Конкурса социальных проектов», и сейчас активно общаемся с победителями. Участники готовят необходимые документы для получения гранта. Как только будут проведены все необходимые процедуры, все получат вознаграждение. По факту реализации проектов мы предоставим на своей корпоративной странице отчет.