Агентство Publicity Creating провело мастер-класс на КМФР
Можно ли представить PR-агентства в торговом формате – супермаркет, бутик, рынок? Такой интересный подход предложили спикеры Publicity Creating, выступая в рамках 9-го Киевского международного фестиваля рекламы.
Аудитории, похоже, подход понравился. По крайней мере, он наводит на новые мысли и заставляет клиентов по-новому взглянуть и на PR-агентства, и на свои требования к ним.
В рамках 9 КМФР состоялся мастер-класс руководителей компании Publicity Creating: генерального директора агентства Валерия Курейко и Управляющего партнера Русланы Плис на тему «Позиционирование PR-агентств: кустарная мастерская, бутик, супермаркет или промышленное производство?».
В начале выступления Валерий Курейко привел статистику отечественного PR-рынка. Так, по данным Publicity Creating, развитие рынка значительно ускорилось: темпы его роста составляют 30-50% в год. Растет с каждым годом и численность операторов украинского рынка и к 2010 году, по прогнозам Publicity Creating, их количество достигнет отметки 200.
К основным тенденциям развития отрасли, среди прочего, г-н Курейко причислил: большое количество целевых групп общественности, увеличение ассортимента продуктов и PR-услуг, повышение требований клиентов к заказчикам и увеличение количества клиентов. «В 2008 году на каждом рынке работает от 5 до 10 компаний, которые занимаются PR либо привлекают PR-агентства», – отметил г-н Курейко.
Что касается PR-компаний, то их на рынке около 130. Из которых более 70% – это компании «украинского происхождения» (представленные в основном городом Киев), около 14% – региональные отечественные компании и 13% – зарубежные и сетевые агентства, вышедшие на рынок Украины и работающие здесь. В среднем один PR-подрядчик обслуживает около 15 клиентов за год, хотя диапазон количества клиентов у разных агентств широкий – от 5 до 30 и более.
Градация, «торговая ориентация» агентств, по мнению представителей Publicity Creating, может осуществляться по нескольким уровням: «кустарное производство», «массовое производство», «ручная работа» и т.д.
«Компаний, занимающихся кустарным производством, сейчас не более 15% от общего числа игроков рынка», – сказал Валерий Курейко.
Далее, можно выделить «PR-супермаркеты». Одними из представителей данной категории являются информационные агентства, которые предоставляют «массовые» услуги, сдавая залы для проведения пресс-мероприятий, распространяют релизы и новости. Супермаркет можно охарактеризовать такими типичными словами-понятиями: невысокая цена, широкий ассортимент, разовые, но частые покупки, представление стандартных услуг, непродолжительный период обслуживания, рядовой персонал. «Фактически, когда у компании появляется много клиентов, которые потребляют разовые, недорогие и несложные продукты или услуги (например, релизы, стандартные мероприятия) мы можем говорить о таком явлении как супермакет в PR», — считает г-н Курейко.
Противоположным супермаркету в PR является так называемый PR-бутик либо PR-ателье. Расшифровку «PR-бутика» дала Руслана Плис, Управляющий партнер Publicity Creating. Для бутика характерны: эксклюзивность, высокая цена, небольшой ассортимент товара, высококлассный персонал, ограниченная аудитория потребителей (обычно ВИП-аудитория), дополнительные сервисы и бонусы, престижность. В случае с PR-бутиком потребитель имеет дело с индивидуальным решением, наличием серьезных технологий, креативным подходом, большой клиент-сервис группой, куда входят высококлассные специалисты (средний опыт работы сотрудника не менее 5 лет).
Кроме того, предполагается участие первых лиц компании в процессе обслуживания. Разрабатывается PR-стратегии кампании, а не единичные мероприятия, обязательно присутствует стратегический креатив (а не только тактический). При этом, клиенты должны понимать, что в PR-бутике присутствует так называемый «бренд-фильтр» (когда агентство не будет обслуживать компанию «ниже» своего уровня или уровня других клиентов), и «бюджет-фильтр» (работа с компаниями, обладающими определенным бюджетом). В PR-бутике клиент получает дополнительные сервисы – от консалтинга до обучения своего персонала. Однако все эти эксклюзивные составляющие подразумевают и высокую стоимость обслуживания, что, в свою очередь, не всегда может себе позволить клиент.
Выбирая PR-партнера, клиент должен решить для себя, куда он: в супермаркет или в бутик? Но логично возникает еще один вопрос – а что, третьего не дано? Оказывается, выходом из сложившейся дуальной ситуации, по мнению руководителей Publicity Creating, является микс двух категорий, который в результате приведет к появлению на рынке нового направления — специализированный салон. Этот тип PR-агентств объединяет ключевые преимущства бутика (индивидуальное решение, стратегический креатив, достаточно квалифицированный персонал, возможность получить дополнительные сервисы) и супермаркета (прозрачный и четкий процесс обслуживания, специализация менеджеров, достаточный ассортимент услуг, аргументированная цена).
Именно в этой категории (специализированный салон) позиционирует себя Publicity Creating. «Специализация агентств будет проходить по двум направлениям: рынки, на которых работают клиенты и услуги, которые предлагает PR-агентство. Но для клиента будет более понятно, если PR-рынок будет структурирован по общепринятому принципу – бутик, специализированный салон-магазин, супермаркет, кустарная мастерская. В будущем, возможно, появится даже «промышленное производство» на PR-рынке – «заводы» и «фабрики», – отмечает Руслана Плис.
С другой стороны, PR-агентства тоже должны определиться, кем они являются фактически? Сейчас же зачастую предлагаются цены бутика, а качество – как на рынке. Или же супермаркетовский ассортимент продукции при отсутствии понятной и четкой схемы обслуживания клиента и при неоправданно высокой цене.
Говорить о жесткой специализации игроков данного рынка еще рано, считают эксперты Publicity Creating. Но тот факт, что уже в ближайшем будущем компании, предоставляющие коммуникационные услуги, будут работать по более узкой специализации, не оставляет сомнений. «Вариант «мы делаем все» скоро изживет себя, ведь такая постановка вопроса негативно влияет на успешность самого PR-агентства, – считает Руслана Плис, – плюс сегодня и сами клиенты заинтересованы в ранжировании агентств, структуризации рынка, повышении качества услуг и профессионализма PR-подрядчиков».