Африка: рекламщики штурмуют последний бастион
30 Июн 2010, 07:33

Африка: рекламщики штурмуют последний бастион

Африка: рекламщики штурмуют последний бастион

 

Международные компании и агентства узрели в Африке «континент возможностей» и устремили свои взоры в сторону относительно стабильных Ганы, Нигерии и Анголы

 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

В конце апреля агентство Ogilvy & Mather, принадежащее WPP, заключило сделку с международной коммуникационной группой Scagroup Limited. Этот шаг дал ясно понять, что крупнейшая в мире холдинговая компания официально нацелилась на взятие последней границы рекламы — Африканского континента.

«Африка все чаще и чаще воспринимается уже не как рассадник войн, болезней и нищеты, а как континент возможностей», — пишет в своем последнем годовом отчете компания, прошлые два десятилетия посвятившая завоеванию азиатских рынков. Международный президент Ogilvy & Mather Майлз Янг считает, что, благодаря развивающемуся среднему классу, многие африканские страны «становятся похожи на государства Латинской Америки и Азии 20 лет назад».

И это сложно назвать сюрпризом, если учесть, что Henkel, Procter & Gamble и Unilever, а также другие мультинациональные корпорации, находящиеся в поиске новых источников прибыли, рвутся в этот регион, а вслед за ними туда подтягиваются и агентства. Свою роль играет и интерес, вызванный футбольным чемпионатом. «Чемпионат мира вдобавок ко всему ускорил все текущие процессы — он обратил внимание мировой общественности на нашу страну, сделав ее более привлекательной для транснациональных корпораций», — говорит Майкл Гуллан, управляющий директор Gullan & Gullan/ICOM из Йоханнесбурга.

Но удовлетворение потребностей клиентов на континенте — это то, о чем легче говорить, чем делать. Компании не хотят, чтобы их присутствие в Африке ограничивалось относительно зрелым рынком ЮАР и сформировавшимися североафриканскими рынками как, например, Египет и Марокко. Им хочется обрести в полном смысле слова панафриканскую маркетинговую поддержку на таких быстрорастущих рынках, как Гана, Нигерия и Ангола.

До сих пор, западные сетевые агентства, присутствовашие на континенте, работали преимущественно из Южной Африки, оставаясь в неведении относительно множества специфических (и зачастую не поддающихся здравой логике) правил, которым должны следовать зарубежные инвесторы в каждой отдельно взятой африканской стране. Насущными являются также языковые проблемы, поскольку от страны к стране государственные языки варьируются в интервале от французского или португальского до английского или арабского. Среди прочих препятствий — беспорядки, нищета, коррупция на правительственном уровне и инфраструктурные проблемы. Несмотря на инвестиционную помощь, поступающую от Китая и Кореи, от вышеперечисленных проблем сильно страдают Тунис, Сьерра-Леоне, Мали, Нигер и другие страны.

Кредитные ресурсы

«В настоящее время Африка лишь только начинает получать то внимание, которого она на самом деле заслуживает. И происходит это, в первую очередь, благодаря ее богатым ресурсам», — говорит Райнхер Беренс, управляющий африканскими операциями McCann Erickson (Interpublic Group of Cos.). По сравнению с другими американскими агентствами, McCann, наряду с Ogilvy и отчасти с TBWA (Omnicom Group), имеет одну из самых развитых сетей в регионе.

Г-н Беренс отмечает рост китайских и корейских инвестиций в Африку в обмен на нефть, железную руду, продовольственные товары и земли, пригодные для выращивания определенных зерновых культур, предназначенных для экспорта в эти азиатские страны. «Благодаря этому происходит развитие инфраструктуры и увеличиваются темпы освоения природных ресурсов, — говорит г-н Беренс. — Вот тут-то и возникают благоприятные возможности для предпринимательской деятельности, в том числе и рекламного бизнеса». Что касается рекламодателей, ряд самых интересных возможностей таят в себе телекоммуникации и финансовый сектор. Дело в том, что мобильная связь растет как на дрожжах, и локальные африканские банковские бренды выходят за пределы родных стран, с целью развернуть свою деятельность по всему континенту. «Деньги начинают попадать в карманы обычных людей, поэтому ритейл становится важным пунктом в структуре расходов», — сказал г-н Беренс.

Ряд международных FMCG-компаний, включая Unilever, Colgate-Palmolive Co. и Henkel, уже давно закрепились в Южной Африке. Но все эти компании, а также Procter & Gamble Co. заявляют о том, что их внимание привлекают районы, расположенные к югу от Сахары. Хозяйственное мыло и стиральные порошки зачастую являются самыми востребованными продуктами транснациональных FMCG-компаний на развивающихся рынках, и Африка не исключение.

«На данный момент мы имеем хорошо развитый бизнес на рынке ЮАР, где мы традиционно имеем очень крупные рыночные доли, — говорит Рэнди Квинн, международный исполнительный вице-президент Unilever по товарам для стирки. — Также мы ведем операции более скромных масштабов на некоторых развивающихся рынках, постепенно просачиваясь в центральную Африку. На этих рынках международные компании представлены слабо, поэтому там пока еще доминируют местные игроки».

Более пристальное внимание к сахарскому региону Африканского континента проявляет и P&G, работающая над тем, чтобы в течение текущего десятилетия увеличить ряды потребителей брендов компании на миллиард человек. Именно такую задачу поставил перед компанией ее председатель совета директоров и президент Боб МакДональд. Судя по онлайновым вакансиям, в течение последних месяцев P&G плотно занимается укомплектацией штатов всех своих подразделений в Нигерии -от бренд-менеджмента до научных исследований и производства. В мае компания запустила на своем ибаданском заводе в Нигерии новую линию по производству продуктов женской гигиены под брендом Always. Завод был открыт в 2002 году с целью производства подгузников Pampers. На данный момент завод также занимается продажами стирального порошка Ariel и лекарств под брендом Vicks.

«Клиенты начинают воспринимать район Сахары как жизнеспособный», — говорит г-н Янг из Y&R, отметив, что для нового проекта Ogilvy Africa одним из самых важных рынков является Ангола. По его словам, страна «быстро развивается, достаточно стабильна, и обладает запасами нефти».

В стандартном медиа-миксе африканских рекламодателей до сих пор превалируют наружная и радиореклама. В меньшей степени распространена печатная реклама. Телевидение является ключевым каналом только в районе городов, а онлайновая реклама остается практически не востребованной. Исключением являются лишь нескольких рынков, один из которых — это Руанда, где развитие широкополосного доступа стимулируется на государственном уровне.

Самые большие возможности для рекламодателей связаны с мобильными телефонами, которые для многих африканцев служат заменой персонального компьютера. К примеру, количество абонентов мобильных операторов в Демократической Республике Конго в 2008 году приближалось к 9,3 млн. — ими были примерно 15 из каждых 100 человек. Согласно информационному бюллетеню ЦРУ, сегодня владельцами мобильных телефонов является практически каждый второй конголезец.

Еще одным перспективным рынком можно назвать Гану. В стране наблюдается некоторая стабилизация правительственной ситуации, о чем свидетельствует прошлогодний визит Барака Обамы, оказавший действенную поддержку новой администрации Ганы.

По мнению Вейла Адеойе-Фамосы, управляющего директора и президента агентства Primus Advertising Ltd./ICOM, базирующегося в ганской столице Аккре, эта стабильность вызвала воодушевление в стане международных компаний. «Среди крупных транснациональных корпораций, наращивающих свое присутствие в Гане — Unilever, Guinness, Mobile Telecommunications Network и Vodafone», — говорит он. Приходят в страну и авиакомпании, среди которых Brussels Air и Virgin Atlantic, которая начала летать в Гану месяц назад.

Зрелые рынки

Южная Африка в течение долгого времени оставалась самой развитой  страной на континенте, но сейчас сравнительно зрелыми можно назвать и североафриканские рынки — например Египет и Марокко. По данным Dataxis Intelligence, в 2009 году затраты на рекламу в Марокко достигли 562,1 млн. долл. Но это не означает, что развиваться больше некуда.

По мере того, как южноафриканская экономика перемещается в интернет, новые СМИ предлагают международным компаниям новые возможности. Растет количество пользователей Facebook. С появлением удобных мобильных приложений растет использование мобильных технологий. Среди таких приложений можно выделить MXit (произносится как «микс ит») — бесплатный сервис мгновенного обмена сообщениями, который работает как на телефонах, так и на компьютерах. В мае Google запустил южноафриканскую версию YouTube, которая стала первой в Африке локализацией популярного видео-сервиса.

Африканские страны, которые до сих пор имеют большие проблемы? Мозамбик, например. Или Тунис, в котором есть на удивление легко доступный интернет, но который, наряду с этим, страдает от правительственного вмешательства в экономику. Сьерра-Леоне утопает в нищите, впрочем, как и не имеющие выхода к морю Нигер и Мали, последняя из которых практически полностью расположена в пустыне. Есть еще Эритрея, в которой, по данным ЦРУ, абонентами мобильной или наземной связи являются лишь трое из 100 человек.

Интенсивный экономический рост, который с большой скоростью распространяется по всему континенту, открывает международным компаниям ряд перспективных возможностей. Но для этого им необходимо вступить в сражение с местными игроками. К тому же нужно учитывать, что отнюдь не каждый африканский рынок является перспективным. По крайней мере, пока.

Расскажите друзьям про новость