А я милого узнаю по листовке: промо кандидатов в украинский парламент
Времена, когда высота культуры человека определялась исключительно отношением к женщине, безвозвратно прошли. Современный мир скорее удивится тому, что в ресторане мужчина выберет бокал красного сухого под рыбу, нежели его забывчивости подать прекрасной спутнице руку при выходе из машины или общественного транспорта.
Романтика, конечно, поблекла, а вот ипостасей культуры стало в несколько десятков раз больше: культура потребления алкоголя, культура поведения в высоком обществе, культура деловой переписки в интернете. Есть в этом позитив: Украина медленно, но уверенно «отложила российские валенки за печку» и тянется к ценностям европейским. Одна только сфера за всеобщим украинским стремлением в Европу катастрофически не успевает — политическая. Особенно ярко эта «задержка в развитии» проявляется во время нынешних внеочередных парламентских выборов.
Кандидаты считают, что украинское общество еще осталось в состоянии подростка-максималиста, требующего гречку и зрелищ. Если с продуктами питания от депутатов все более-менее понятно (привет «гречкосеям»!), то с развлекательной программой все намного сложнее. По всей видимости, радовать украинцев собрались разнообразнейшими листовками, плакатами, буклетами и другими образцами информационно-агитационной литературы. С каждого столба и дерева партии призывают проголосовать именно за них, потому что они «за все хорошее и против всего плохого». А выйти в магазин и не получить в руки несколько килограмм «агиток» стало просто невыполнимой задачей. Сколько же гектаров лесов должно исчезнуть, чтобы утолить «бумажный голод» отечественных кандидатов и каковы особенности украинских предвыборных промокампаний? Добро пожаловать в политическое зазеркалье!
«Кандидат с человеческим лицом» (Интернет-партия Украины)
С таким слоганом в Верховную Раду баллотируется Дарт Алексеевич Вейдер, глава Интернет-партии Украины. Компанию ему составляют и другие персонажи всем известной фантастической саги Джорджа Лукаса «Звездные войны»: Чубака, Йода и Палпатин.
Как ни странно, раздражения или недоумения такая реклама не вызывает. Скорее заставляет улыбнуться, а кое-кого даже вдохновляет на знакомство со сказочной вселенной Star Wars. Возможно, такое сатирическое изображение кандидатов-парламентариев полюбилось украинцам из-за отмены пункта «против всех» в бюллетене? «Не нравятся остальные политики? Проголосуй за Интернет-партию — мы все равно не преодолеем проходной барьер в Верховную Раду», — как будто мычит избирателям Чубака. А иногда хочется помечтать и представить, как этот яркий представитель расы вуки будет «бить по мохнатой лапе коррупции» бывших регионалов или стойких коммунистов.
Наружной рекламы и рекламы в СМИ у Интернет-партии сравнительно мало. Листовок тоже практически не раздают. Как сказал Квай-Гон Джин, один из самых известных джедаев, «Способность говорить — не признак интеллекта».
«Продал «Роллс-Ройс» — пошел на фронт» («Народний фронт»)
Партия с сильной рекламной кампанией в Киеве. Пресловутая фраза на плакате кандидата-мажоритарщика «Народного фронта» Вячеслава Константиновского «Продал «Роллс-Ройс» — пошел на фронт» настолько достала украинцев, что в социальных сетях избиратели то и дело выкладывают измененные слоганы и плакаты «Фронтовиков» не совсем цензурного содержания.
В остальном: люстрация — она и в Африке люстрация. Листовок и плакатов — тысячи. В основном — обезличенных, но попадаются яркие, медийные кандидаты, которые тут и там с желто-синего фона «заглядывают прямо в душу» избирателям: Леонид Емец, упомянутый выше Константиновский и другие.
«Час єднатись» (Блок Петра Порошенко)
Узнаваемый «бренд-бук» Порошенко перекочевал из президентских выборов в парламентские. Все те же привычные красно-белые цвета и «косой» призыв к объединению в разных вариациях используют все депутаты-мажоритарщики Блока Порошенко.
И если со смыслом все понятно, то с формой не совсем. Тут уж каждый как может, так и выкручивается. Когда нужно вести кампанию исключительно по бренд-буку, то на помощь приходит нестандартное размещение. Отличным примером может послужить размещение Евгения Рыбчинского. Водрузив брандмауер на Голосеевской площади, известный в прошлом издатель и рекламист продемонстрировал конкурентам, как можно и поддержку населения снискать, и амбициями померяться.
«Україна переможе» («Батьківщина»)
Судя по темпам распространения рекламы Всеукраинского объединения «Батьківщина», Украина уже уверенно побеждает в скоростной вырубке лесов и их переработке в рекламную продукцию с портретом уважаемой украинской военнослужащей Надежды Савченко. Старший лейтенант Савченко, ныне пребывающая в российском плену, стала лицом рекламной кампании партии Юлии Владимировны, призывая украинцев «не сдаваться».
Хотя еще несколько недель назад «Батьківщина» использовала стратегию «без лица», предпочитая размещать на листовках, билбордах и буклетах лишь свой громкий слоган.
«Які на#уй сепаратисти?» (Радикальная партия)
Вопрошает один из самых эпатажных кандидатов в депутаты и экс-кандидат в президенты Олег Ляшко с контекстно-медийных баннеров всевозможных сайтов. Количество информационно-агитационной литературы «Радикальной партии» одно из самых больших среди всех баллотирующихся партий. Тут вам и билборды с патриотичными высказываниями в духе «Я никогда и никому не отдам родной дом», и буклеты с более привычным украинскому уху высказыванием в адрес российского президента «Путин — х#йло». Чтиво на любой, так сказать, вкус и цвет.
Примечательно, что вилы остались в прошлом. Сам Олег Ляшко предпочел «взять в руки автомат» и фотографироваться в образе не только политического, но и военного лидера.
Ярослав Свиридовский, совладелец и управляющий директор CMB Promotion