1. Активный тренд – продолжится активный приход молодежи (тех самых Y-ков) как новых работников. К ним нужны новые подходы в мотивации и получении результата. Поколению Х очень сложно понять Y-ков. Для них эти ребята «хотят деньги ни за что, летучие, прыгают из стороны в сторону, не несут ответственности, не мотивируются зарплатой» и так далее. Хочется задать встречный вопрос – многие ли Х способны строить по-настоящему вдохновляющие, мотивирующие системы работы, интересные проекты, в которых люди – не винтики, а полноценные генераторы и участники процесса создания продукта и ценности для клиентов?.. Вопрос риторический. И да, напряженность между X и Y в следующем году продолжит нарастать, распространенных подход к персоналу «копать от забора и до заката» вскоре останется в прошлом.
2. Компании, идущие в ногу со временем, будут продолжать «прокачивать мускулы» инноваций и экспериментировать с организацией труда сотрудников. Ввод гибкого графика и удаленной работы, при одновременном умении координировать работу команд через современные системы управления проектами (Asana, Trello, Jira и другие) – новое направление, которое может заметно повысить привлекательность бизнесов для новых сотрудников.
3. Компании с лидерами, которые строят бизнес не только, чтобы «заработать деньги», а опираются на правильные ценности и желание принести пользу клиентам и социуму, будут продолжать прибывать на рынок. Сейчас многие такие проекты находятся на уровне малого и среднего бизнесов, но их уже достаточно много. И не успеем оглянуться, как через 3-5 лет они спокойно потеснят теперешних лидеров, наивно почивающих на лаврах.
4. Именно эти «заряженные» бизнесы будут дальше перестраивать подходы к взаимодействию с клиентами, понимать их более глубоко и эмпатично, выходить из системы ролей «продал-купил», становиться настоящими партнерами и друзьями. Не даром сейчас из маркетинга активно «отпочковывается» такое отдельное направление, как CEM (customer experience management) – появляются новые департаменты и ТОПы. Это потому, что украинский маркетинг из полноценного комплекса инструментов, начиная с понимания потребностей клиентов и заканчивая формированием продукта – бренда — стратегии коммуникаций, в основном превратился в рекламу. В общем, сам виноват 🙂 Полагаю, эти направления вскоре снова объединятся как неотъемлемые части цельного процесса.
5. Digital будет набирать обороты. Большинство активного населения страны – в онлайне. Особенно хорошо себя будут чувствовать в диджитале те бизнесмены и маркетологи, которые хотят контролировать ROI инвестиций, вложенных в продвижение, приближаясь к заветным 100%. А еще малый и средний бизнесы, у которых физически немного денег. На лицо повышение уровня грамотности маркетинга и бизнеса в использовании базовых инструментов – контекст, SEO, SMM, email-рассылки. А вот генерировать интересный и полезный клиентам контент подавляющее большинство маркетологов только учится.
6. Самые продвинутые бизнесы будут развивать мультиканальное общение с клиентами (оффлайн + онлайн). К digital всё больше будут относиться не как к отдельному направлению и «государству», а как еще одному набору инструментов для реализации единых стратегий, донесения сообщений и ценностей бренда, двустороннего общения с клиентами.
7. Будут продолжать внедряться новые клиентские и проектные методологии, автоматизированные процессы и системы. Такие слова, как Customer journey, Scrum, Agile, CRM и другие – продолжат наполняться смыслами для украинских бизнесов.
8. В продуктах современных, активных бизнесов будет больше ориентированности на потребности клиента, динамику и результат. При этом будет готовность к эффекту «снежного кома», когда надо сначала вложить энергию, ресурсы и продолжать работать какой-то период с небольшой отдачей на перспективу, не требуя немедленного ROI. Как мы говорили в институте – сначала студент работает на зачетку, потом зачетка работает на студента 🙂 Тот же самый процесс происходит и в накоплении клиентов.
9. На рынке, к сожалению, еще останется много компаний, которые закостенеют в прошлом успехе (или даже посредственности), и «по старинке» будут пытаться продолжать работать, как работали – без особых стратегий, достойного персонала и системы организации работы. Качество людей у них будет падать, так как думающим и активным людям в таких системах быть не интересно. За новых сотрудников им придется отдавать всё больше и больше денег, компенсируя ими свою «серость». И даже при этом стабильного результата так и не будет, только рывки с приходом и уходом «живых» людей. Такие бизнесы будут неотвратимо отмирать, как мамонты, каждый со своей скоростью.
В целом, в следующем году продолжится вечное противостояние между подходами «цена или ценность». Когда большинство продолжит плавание в «красных» океанах одинаковых продуктов, множества конкурентов и низких заработков. А отдельные умницы и счастливчики по-настоящему глубоко поймут своих клиентов, и с большой эмпатией предложат им решения, наполненные ценностью, смыслом и позитивом! Чего всем нам и желаю!