05 Июл 2024, 17:32

86% переселенцев имеют уровень медиаграмотности выше среднего: исследование

Общественная организация «Детектор медиа» провела специальное исследование, чтобы определить уровень медиаграмотности среди внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). Исследование проведено при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Дании (DANIDA).

Специалисты провели количественное исследование, интервью лицо к лицу с помощью планшета по стандартизированному опроснику (CAPI).

В выборку вошли 200 респондентов — это внутренне перемещенные люди, проживающие в разных регионах Украины.

Зміцніть бренд роботодавця, використавши ефективні стратегії управління талантами понад 30 HR-лідерів на HR Wisdom Summit.

17 липня понад 30 спікерів з Райффайзен Банку, DTEK, ArcelorMittal та інших великих компаній поділяться дієвими практиками розвитку команди, адаптації ветеранів у робоче середовище та використання інновацій.

Забронювати участь

Индекс медиаграмотности ВПЛ: 2023 

  • Уровень общего индекса медиаграмотности среди ВПЛ выше, чем в украинской аудитории в возрасте 18–65 лет. Доля аудитории с более высоким средним уровнем показателя среди ВПЛ составляет 86%, в то время как среди украинцев в целом 76%.
  • Для ВПЛ характерны более высокая, чем для населения Украины, цифровая компетентность, чувствительность к искаженному медиаконтенту (41% против 33%), а также более глубокое понимание роли медиа в обществе и их влияния на аудиторию.
  • Согласно полученным результатам, медиаграмотность 2% ВПЛ является низкой, у 13% — ниже средней, две трети (67%) имеет уровень медиаграмотности выше среднего и 19% — высокий.

Роль медиа в обществе  

  • ВПЛ чаще, чем украинцы в целом, подчеркивают общественную значимость медиа как платформы для диалога между государством и обществом (42% против 36%), в трансляции определенных ценностей и информировании аудитории о значимых событиях (81% против 70%). Для ВПЛ также более значима просветительская роль медиа (46% против 35%).
  • ВПЛ более осознанные насчет мощного влияния медиа на аудиторию по сравнению с украинцами в целом. Так, доля ВПЛ, констатирующих влияние СМИ на эмоциональное состояние, на 20% превышает эту долю среди населения в целом (66% против 46%).

Представление о работе медиаиндустрии и восприятии украинского медиапространства

  • 36% ВПЛ считают, что медиа работают в интересах их владельцев и инвесторов.
  • Отношение к формату телемарафона среди ВПЛ и украинской аудитории в целом существенно не отличается. Однако отношение к критике власти в медиа разное. Среди ВПЛ меньшая доля поддерживает критику власти (41% против 49%).
  • По сравнению со всей украинской аудиторией ВПЛ менее информированы о наличии в Украине общественных медиа: об их существовании знает 50% (среди украинцев в целом ― 54%).
  • Трое из четырех ВПЛ (74%) считают существование в стране общественных медиа важным.

Изменение в медийных предпочтениях

  • Среди изменений в медийных предпочтениях ВПЛ, которые произошли за последний год, следует констатировать мощный рост интереса к продуктам украинского производства и посвященным украинской истории и культуре, контенту общественно-политической тематики, а также материалам военных экспертов.
  • Вместе с этим, от 68% до 85% полностью отказались от медиа продуктов российского производства (в том числе музыки), официального и оппозиционного общественно-политического контента.

Медиапотребление: источники и частота получения информации общественно-политической тематики

  • Доля ВПЛ, которые используют для получения информации об общественно-политической жизни социальными сетями и мессенджерами, существенно больше, чем среди украинцев в целом: соответственно 72% и 70%.

Пользование интернетом и цифровая компетентность

  • ВПЛ интенсивнее пользуются интернетом, чем украинцы в целом. Среди них 96% заходят в сеть ежедневно или почти каждый день. Среди украинской аудитории эта доля составляет 91%.
  • Среди устройств для доступа в интернет абсолютным лидером является смартфон — 97% пользователей пользуется им чаще всего. На второй позиции с большим отрывом ноутбук (37%) и планшет (13%). 10% чаще всего пользуются стационарным компьютером и 7% смарт-ТВ.
  • Основными мотивами пользования интернетом в ВПЛ является знакомство с новостями (81%) и общение в соцсетях и мессенджерах (65%). 

Медиаграмотность: доверие к медиа и чувствительность к искаженному контексту

  • Значимость проблемы дезинформации подчеркивают 75% ВПЛ. В то время как среди украинцев в общей сложности она составляет 64%.
  • Можно констатировать более высокий уровень чувствительности к искаженному контенту среди ВПЛ по сравнению с украинской аудиторией в целом.
  • Количество украинцев, проверяющих информацию на достоверность, на 5% выше, чем среди ВПЛ (54% и 49%). Однако проверка информации на достоверность среди последних происходит более обстоятельно: 77% ищут подтверждение новостей в других медиа, 38% ищут первоисточник информации, на которую есть ссылки; 34% оценивают надежность источника, на который имеется ссылка.
  • Больше всего ВПЛ доверяют сообщениям со ссылкой на украинские органы власти (59%; среди всех украинцев эта доля составляет 39%), интервью с очевидцами событий (56% против 56%) и официальным сообщением для прессы на правительственных веб-сайтах (32% против 32%).
  • По мнению ВПЛ, контент СМИ чаще всего искажается в интересах политиков и политических сил для создания собственного положительного имиджа (73%).
  • Интересно, что доля ВПЛ, считающая, что государство является институтом, заинтересованным в производстве искаженного контента, составляет 25%. Это выше, чем среди украинской аудитории в целом (20%).
  • Актуальность проблемы заказных материалов в СМИ констатирует более половины ВПЛ (56%); 31% считают ее неактуальной; 6% впервые слышат о джинсе.

Полный отчет можно прочесть по ссылке.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео