Общество, забывшее, что эпидемия СПИДа не то что не решена, а возросла на 80% за последнее десятилетие, нужно растормошить радикальными мерами. Провокация с выпуском австрийского журнала Vangardist, обложка которого была напечатана чернилами, смешанными с кровью ВИЧ-инфицированных, стала маркером отстранения социума от ВИЧ-катастрофы, а также отвращения от зараженных вирусом людей.
Для печати обложки была использована донорская кровь одной женщины, а также двоих мужчин — гетеро- и гомосексуальной ориентации. Выпуск был специально упакован в герметический пакет с надписью: «Break the seal and help break the stigma» («Распечатай и помоги разрушить стереотипы»). Но несмотря на научные доказательства, что за пределами тела носителя ВИЧ умирает за 30 минут, не все смогли преодолеть страх и брезгливость и попробовать взять журнал в руки.
Сделать диарею смешной — задача не из легких, а сделать душещипательной — еще сложнее. Горести и злоключения мальчика-подкидыша, воспитанного семьей коз, — это «Отрочество» Линклейтера, но со страдающим расстройством желудка главным героем. Набор эпизодов показывает взросление парня, обреченного есть пищу его полорогих родителей, а именно всякую гадость и хлам.
Несоответствие диетический потребностей постепенно вбивает гвоздь в гроб семейной идиллии. Последняя соломинка — ненамеренно разрушенные бородатой мамой планы на близость с девушкой. Не в силах совладеть с праведным гневом, главный герой убегает от родителей во взрослый мир безденежья, вкалывания на стройке и тоски по семье, постепенно превращаясь в заросшего бродягу, мало отличимого от его горе-родителей. Конец его мытарствам кладет неожиданная и такая желанная находка — средство против диареи Pepto Bismol. Блудный сын возвращается в родной дом и улепетывает помои за обе щеки, ведь теперь его не расстроишь никаким расстройством желудка.
Для человека, животного социального, волосы — это намного больше, чем просто защитные производные эпидермиса. Выбор прически носит особенно тотемический характер в препубертатном и подростковом возрасте. Именно тогда цена принадлежать к определенной группе кажется особенно высокой. Если фетиш этой группы — нормальность, а у ребенка рак, то отвержение сверстников и падение самооценки, к сожалению, почти гарантировано.
В Мексике решили призвать на помощь больным детям их полных противоположностей. Роднит их только одно — на волосатого металлюгу тоже может ткнуть пальцем какой-то ехидный школьник. Зато волосы у металлистов самые натуральные, самые длинные и притом неокрашенные. Еще у каждого из них золотое сердце и ноль денег в кармане. Поэтому организаторы мегафестиваля метал-групп решили сделать следующее: дарить каждому фанату бесплатный билет в обмен на возможность побрить их головы наголо и использовать волосы для детских париков. Акции удалось стать виральной в мексиканских медиа и привлечь общество к проблеме социализации онкобольных детей.
Поскольку традиционная еда камбоджийцев не богата на железо, почти половина населения страдает от анемии, спровоцированной дефицитом этого микроэлемента в организме человека. Проблему можно решить, готовя пищу в железной посуде, но там она быстро портится, поэтому местные в быту предпочитают алюминиевую утварь. Само собой разумеется, что содержащие железо пищевые добавки не по карману деревенскому населению не самой богатой страны.
Эффективное и, главное, не затратное решение этой проблемы нашла группа активистов во главе из канадским доктором Кристофером Чарльзом: во время приготовления пищи нужно всего лишь класть в кастрюлю кусочек железа. Чтобы процесс приносил не только пользу, но и имел символический посыл, железо выплавляют в форме рыбки — камбоджийского талисмана, сопутствующего удаче. Одна железная рыбка обеспечивает 75% суточной нормы железа, необходимой человеку, а сам проект получил гран-при «Каннских львов» в номинации «Лучший дизайн продукта».
Похожая проблема существует и в Индии. Миллионы индийских женщин поддаются риску заболеваний, связанных с недостатком йода в организме. Добавки также существуют, но аналогично по понятным причинам недоступны большинству жителей страны контрастов. На выручку праправнучкам Ситы пришел индуизм.
Традиционно замужние индийские женщины носят бинди — символ красоты, который приклеивают к центру лба. Обогащенный йодированной субстанцией цветной кружок должен обеспечивать дневную норму микроэлемента, необходимую организму человека, предотвращая возникновение раковых опухолей и осложнений во время беременности. Несмотря на свою блистательность, некоторые индийские специалисты отнеслись скептически к этой идеи сингапурского отделения Grape Global, ведь «спасающие жизнь точки» не решают проблему дефицита йода у мужчин и детей, к тому же невозможно определить количество йода, которое реально абсорбируется организмом женщин, которые их носят.
«Привет, я уже давно слежу за тобой. Но ты ничего не знаешь обо мне. И мне это по душе».
Так начинается инфернальная анимационная зарисовка агентства StrawberryFrog, созданная для шведской фармацевтической компании Orexo. Жуткий экспрессионистический ролик с помощью мрака и тьмы проливает свет на проблему непреднамеренной зависимости от опиатов. По статистике 5% пациентов, употреблявших обезболивающие препараты на основе опиатов, становятся зависимыми, даже не подозревая об этом. А леденящий душу монстр аддикции прячется где-то в темном углу сознания, выжидая свой час, чтобы исковеркать еще одну человеческую жизнь. Видео-тизер, ведущий на сайт с важной информацией об этой невидимой эпидемии, и медиа- кампания вызвали живое обсуждение проблемы, а сам ролик удостоился «Золотого льва» в категории «Health».
Разделены перепонкой на два мира, дети и их родители должны повторять кривляния людей на экране. Всем смешно и весело. Бааам! На экране смеется девочка с синдромом Дауна. Покрасневшие родители потупили взгляд, в то время как их дети, не находя разницы, продолжают копировать, как им кажется, ее милые гримаски. Задача провокационного ролика французской некоммерческой организации Noémi Association — изменить в позитивную сторону отношение общества к людям с физическими и психическими нарушениями.
На словах их концептуальный посыл ясен, но после просмотра ролика не покидает мысль, что креативщики Leo Burnett France оперируют теми же социальными стигматами, с которыми они должны бороться, проводя грань между людьми с 46 и 47 хромосомами, а также делая акцент на инаковости и стыде. Из ролика стает понятно, что общество научило родителей именно стыдиться людей с нарушениями, а не принимать из такими, как они есть. Теперь они сконфужены тем, что их дети не понимают, почему нужно краснеть перед экраном, где девочка вовсе не кривляется, а просто живет. Значит стоит задача научить их отделять себя от тех, кто родился с другим набором хромосом.
Не самый удачный социальный ролик все же можно квалифицировать, как успешный социальный эксперимент, сделанный вопреки. Он показывает, что понятие нормальности в нашем обществе безнадежно устарело и должно быть пересмотрено