7 трудных месяцев для креативных индустрий: реакция рынка
20 Окт 2022, 16:32

7 трудных месяцев для креативных индустрий: реакция рынка

Полномасштабное вторжение задело абсолютно все сферы жизни украинцев, буквально перед каждым встал вопрос, «а что после 24 февраля?». Свойство «грести сколько можешь, а потом сколько нужно» было как никогда уместно и помогло бизнесу удержаться первые несколько месяцев.

Для рекламных и креативных индустрий, ориентировавшихся в основном на украинский рынок, последнее полугодие было марафоном на выживание. По итогам исследования ВРК объемы заказов упали у 81% компаний, а 24% работников потеряли работу. Елена Косар, руководитель агентства CF.Digital, занимающегося разработкой комплексных диджитал центрированных проектов, поделилась своими соображениями о будущем рынке и особенностях работы в период войны.

Как отреагировал рынок на полномасштабное вторжение

В 9 утра 24 февраля рекламные кампании клиентов были отключены для сохранения бюджетов

Уже в 9 утра 24 февраля рекламные кампании клиентов были отключены для сохранения бюджетов, большинство проектов были остановлены (гласно и негласно), а февраль-март для нашего агентства, как и для большинства, был периодом тишины и неопределенности.

Первое, что делали заказчики, — сокращали расходы, среди которых были и наши услуги. Конечно же, урезать кости и переходить в режим «энергосбережения» пришлось и нам, а освободившееся время направляли на запуск и поддержку социальных и государственных проектов на волонтерских началах. Это позволило нам сохранить не только команду, но и ментальное здоровье в первые сложные месяцы войны.

Как дела на сегодня

С апреля 2022 года большинство клиентов постепенно начали возобновлять работу над проектами, но подход к взаимодействию с агентствами претерпел определенные трансформации, которые мы испытали на себе.

  • Результат здесь и сейчас

У большинства существующих и новых клиентов есть запрос на минимум затрат и максимально быстрый результат. Некоторые из них перешли в более быстрые и бюджетные или дающие измеряемый профит в короткие сроки.

Кейс: накануне войны мы начали работу над бренд-стратегией для компании по продаже премиальных товаров для сна, но сейчас сместили вектор работы в сторону продвижения и продаж — менее чем через неделю изменили дизайн сайта, оптимизировали его структуру и запустили рекламу.

Итог: процент продаж вырос на 63%.

В общем, клиенты сейчас хотят быстрых результатов — как в разработке сайтов, так и в продвижении. Нашей фишкой были и остаются кастомные, многофункциональные, нестандартные сайты, но сейчас мы работаем и с готовыми решениями, например Уэбфлоу. Они позволяют реализовать задачи клиента в более короткие сроки и с меньшими затратами, а нам уделить больше внимания стратегии продвижения, креативной составляющей и дизайна.

  • Средний и малый бизнес оживает быстрее

Большой бизнес — это громоздкий маховик, который очень сложно остановить и еще труднее перезапустить. Мы убедились в этом, поскольку нашей целевой аудиторией были преимущественно крупные клиенты. Малый и средний бизнес показал свою мощность и настойчивость. Пока мастодонты рынка поставили маркетинг и работу на паузу, их младшие конкуренты активно занимают нишу. Локальные бренды активно вытесняют национальных лидеров рынка.

Кейс. Один из наших клиентов, реализующий товары для зрения, не только продолжил сотрудничество по «довоенным» проектам, но и инициировал запуск новых направлений сотрудничества, таких как SERM, видеопродакшн и улучшение работы сайта. Кроме того, увеличил покрытие офлайн точек в Украине. И это в то время как конкуренты, которые держат первенство в этой нише, наоборот закрывали магазины и останавливали любую маркетинговую деятельность.

Результат. За последние 3 месяца продажи сайта увеличились на 51%.

  • Криптовалюта —  одна из самых активных ниш

Среди клиентов, которые не прекратили работу, а наоборот расширили сотрудничество с нами, стал бизнес в сфере криптовалют. Благодаря сотрудничеству с ними мы усилили свои знания и компетенции по современным видам инвестиций, которые сейчас пользуются безумным спросом. Это помогло нам реализовать не только криптовалютные бизнес-проекты, но и собственный благотворительный NFT-проект.

Кейс. Для криптовалютной платформы нашего клиента мы разработали систему, самостоятельно рассчитывающую и автоматически распределяющую выплаты дивидендов клиентам — пользователям платформы. Работа над этим проектом была связана с рядом вызовов, поскольку для реализации важно понимание бизнес-процессов криптовалютной ниши.

Результат. Наш клиент получил автоматизированную систему, что значительно усилило его бизнес и добавило удобства всем пользователям платформы (кстати, подобный функционал доступен далеко не всем пользователям даже на крупнейших крипто-платформах). Погружение в эту тему позволило нам наработать экспертизу в смежных областях и в результате запустить собственный благотворительный NFT-проект.

  • Коммуникация прежде всего

События последних полугода научили нас еще больше ценить коммуникацию и контакт с обществом, что сказалось и на взаимоотношениях с клиентами. Еще раз убеждаюсь, что безликие продажи не работают, вместо этого экспертные консультации, рекомендации, своевременные ответы на вопросы и постоянный апдейт клиентов относительно статуса проектов — тот подход, который заставляет клиента снова и снова выбирать нас.

Вкладывая время и средства в проект сейчас, заказчик стремится получить максимум информации на всех этапах реализации. Поэтому в текущей ситуации клиентоориентированность должна быть не только в рекламных сообщениях, но и реальной коммуникации с клиентом.

Украинская креативная индустрия выходит на европейский рынок

Создается впечатление, что бизнес в Украине ведется более динамично, ответственно и нравственно, даже во время войны.

Вместе с победами на фронте украинский бизнес также набирает обороты. Однако для агентств, которые сосредотачивались на сотрудничестве с украинскими клиентами, понадобится не один год для возобновления довоенной загруженности. Мы, как и многие наши коллеги, взяли активный курс на расширение европейской и американской клиентской базы. Пока основным вызовом в работе с ними отнюдь не коммуникационные барьеры, а разное видение и отношение к организации бизнес-процессов. Из полученного опыта создается впечатление, что бизнес в Украине ведется более динамично, ответственно и нравственно, даже во время войны.

Что не изменилось

Мы так же не работаем с проектами, ценности которых не разделяем или которые идут в разрез с нашими ценностями. И даже война этого не изменила.

Наша команда — мы сохранили ее и этим очень гордимся.

Мы также готовы к проектам с вызовом. Теперь они нас не только драйвят, но и отвлекают от сирен и новостей.

Кавер: Unsplash

Расскажите друзьям про новость