33 рекомендации по социальной ответственности в конфликтные времена
Центр "Развитие КСО" провел брейнсторминг в формате "открытой площадки" на тему "КСО в конфликтные времена". В рамках Открытой площадки были разработаны 33 рекомендации для бизнеса в аспекте корпоративного управления, HR-практик и социальных инвестиций. Партнером проекта выступила Киево-Могилянская бизнес-школа.
1. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
• Нужно усилить пропаганду ценностей компании (уделив внимание вопросам толерантности и соблюдения политического нейтралитета).
Вопрос: Как сохранить ценности в сложные времена? Например, работники желают закупить для армии каски и бронежилеты, однако, в соответствии с корпоративной политикой, компания не поддерживает никакие действия, связанные с войной. |
Ответ: ни при каких условиях нельзя нарушать ценности компании. Если инициативы работников идут в разрез с культурой компании, нужно искать баланс (а не игнорировать желание работников) и предлагать альтернативные варианты (например, участие в общественных инициативах, профсоюзные мероприятия и т.д.) |
• Непрерывность бизнеса должна быть обеспечена, включая оперативное реагирование на ситуацию в регионах (ежедневное общение представителей регионов со штаб-квартирой в Киеве относительно потребностей бизнеса и рисков) и работу с командой на всех уровнях бизнеса.
• Компания должна быть готова к созданию новой европейской бизнес-модели в новой стране, обеспечивая прозрачность и подотчетность, борьбу с коррупцией и взятками.
• Необходимо пересмотреть и обновить карту рисков, исходя из формулы "кризис — это возможности" и найти нестандартные решения.
• Компании должны объединяться между собой, с общественными организациями и другими институтами для лоббирования социально важных проектов в украинском законодательстве.
2. HR-ПРАКТИКИ
В случае мобилизации сотрудников компании рекомендуют:
• выполнять украинское законодательство (в т.ч. сохранять рабочее место, не начислять штрафные санкции по кредитам (для банков);
• предоставлять моральную поддержку мобилизованным;
• собирать средства на содержание мобилизованных (публикуя их истории в корпоративной прессе, через Интранет, и т.п.)
Для безопасности сотрудников, компания должна:
• запустить программу релокации (перевозка рабочих из одного города в другой, более безопасный);
• при необходимости отправить людей в оплачиваемый отпуск или позволить работать на расстоянии;
• провести эвакуацию сотрудников с семьями, а также, если это невозможно, обеспечить эвакуацию детей сотрудников в оплачиваемые пансионаты в безопасных регионах;
• увеличить компенсацию за работу в опасных условиях (когда невозможно остановить бизнес).
По коммуникации с сотрудниками, компании рекомендуют:
• разработать программу постоянных коммуникаций (чем раньше, тем лучше), на всех уровнях бизнеса;
• показать открытость топ-менеджмента и первого лица (важно озвучить позицию первому лицу, дать предложения, планы, пути решения проблемных ситуаций);
• обеспечить ежедневную коммуникацию с "горячими точками".
Другие рекомендации для компаний:
— обеспечить финансовую поддержку сотрудникам (кредиты, льготы, отмена штрафных санкций) и социальную защиту (например, в случае увольнения выплачивать выходное пособие на больший срок, чем указано в законодательстве);
— ответственно увольнять работников, поскольку недовольные сотрудники даже в конфликтные времена влияют на репутацию (например, при закрытии одной украинской компании в Крыму она передала новому работодателю списки своих бывших работников, и, таким образом, большинство уволенных людей были приняты на аналогичные должности);
— в случае проблемы обсуждения работниками событий в стране, особенно в условиях совершенно противоположных точек зрения, компании не стоит оставлять это без контроля. Можно выделить специальное время для обсуждения событий в стране (например, один час в конце рабочего дня) и пригласить психолога (тренера) для профессиональной модерирования дискуссии.
Вопрос: Как повышать работоспособность и настроение сотрудников, когда 72% просто не могут работать по причине негативных новостей? |
Ответ: нужно выделить 2 главные стратегии: Стратегия 1: "переключение внимания": • культурные мероприятия (театр, экскурсии, кинопоказы в офисе, мастер-классы (рисование, арт-пространство, ораторское искусство), организация украинского дня в офисе, квесты, спортивные мероприятия, "час без света" (собираются на чай для обсуждения актуальных вопросов), школа этикета); • интеллектуальные практики (повышение занятости на работе); • дополнительные тренинги и семинары (по самообороне, безопасности, оказанию первой медицинской помощи).
Стратегия 2: трансформация энергии в действие ("корпоративное волонтерство"): • привлечение профсоюзов для поддержки мобилизованных сотрудников; • сбор средств и вещей на потребности нуждающимся (беженцы, мобилизованные); • создание координационных центров для оказания помощи сотрудникам, которые находятся в зоне боевых действий.
|
3. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Компаниям рекомендуют:
• продолжать свои долгосрочные социальные программы, обеспечив им "гибкость" (возможность изменять активности в соответствии с текущей ситуацией);
• усиливать межсекторное партнерство (бизнес, общество, государство) для системного решения проблем, в том числе через создание координационных центров по определенным проблемам. Подобные центры должны систематизировать проблемы текущего времени в Украине;
• необходимо быть готовыми трансформировать emergency responce (действия в чрезвычайной ситуации) в некоторые приоритеты социальной политики, поскольку существующая ситуация может стать долгосрочной;
• компании следует помогать там, где есть ее зона ответственности (как ответственность бизнеса, так и территориальная), а для неотложных проектов пытаться найти дополнительные средства (например, через партнерство), а не реализовывать за счет сокращения бюджета ранее запланированных социальных программ;
• больше узнавать и использовать международные наработки по кризисным ситуациям (ООН, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения и другие).