Если у вас есть хорошая идея или даже готовый новый продукт, не стоит ожидать, что о вас сразу напишут. Журналистам на старте вы не нужны и не интересны, потому что таких, как вы, сотни и тысячи. Чтобы привлечь деньги с помощью такого популярного сейчас венчурного финансирования, нужно пройти определенный путь и понять, какие именно коммуникации могут обеспечить нужный результат.
1. Какими бы маленькими вы ни были, нужно создать информационное присутствие. У вас должен быть сайт с более-менее регулярно обновляемой лентой новостей. Читать его особо никто не будет, он нужен скорее для того, чтобы вас могли «прочекать».
2. Вы должны быть в AngelList на сайте Angel.co. Этот сайт специально создан для обмена информацией между потенциальными инвесторами и молодыми компаниями. Там есть не только крупные венчурные фонды, но и частные синдикаты — объединения нескольких частных лиц, от которых тоже можно привлечь деньги.
3. Люди будут смотреть историю чего-то. Одной лишь идеи недостаточно: для многих сама по себе идея мало что значит. Вы должны суметь рассказать, кто вы и как вы будете делать то, что вы собираетесь делать, чтобы заставить людей дискутировать.
4. Первый совет, который я получил от управляющего солидным фондом, — go mobile. Чем бы вы ни занимались, вам обязательно нужно мобильное приложение или мобильная версия сайта, потому что те люди, которые будут вас читать, будут делать это, скорее всего, с мобильного телефона, в лучшем случае — с планшета.
5. Начинайте с аккуратных дискуссий в соцсетях. Не в Одноклассниках и Вконтакте, а в LinkedIn. Где-то там сильно на втором-третьем месте стоит Facebook, а между ними — Twitter. Для инвестиционного сообщества, которое принимает решения, Twitter это оптимальный ресурс. Желательно иметь и личный аккаунт, а аккаунт компании. Профили должны быть заполнены на хорошем английском, с достаточным объемом информации, и должны регулярно обновляться.
Пригласите потенциальных инвесторов читать вашу ленту. Люди на Западе очень к этому открыты. На том же AngelList люди, заполняя профили, дают ссылки на свои аккаунты, поэтому их легко найти. Публикуйте интересные новости о том, что вы делаете, и просто релевантные цепляющие вещи. Люди начнут привыкать к вашему имени, и когда от вас пойдет поток новостей, более близких к вашему продукту, у вас уже будет хоть какой-то канал распространения информации.
6. Сформируйте сообщество нужных вам людей. Помните, что вы пока не интересны журналистам. Чтобы заинтересовать собой людей в соцсетях, давайте знать о себе знать микроскопическими поводами, интересными мини-новостями. Когда мы продвигали один проект, связанный с политической игрой, то сделали такую фишку. Открыли группу в Facebook, где поначалу вообще ничего не писали о нашем проекте, но публиковали интересные байки, связанные с историей и политикой. Так мы подтянули базу людей, которым потом можно было рассказывать о самом проекте.
7. Важный момент в позиционировании и выстраивании информации о себе — понять, сколько вы стоите. Стандартный сейчас уровень первой капитализации у молодых бизнесов, привлекающих венчурное финансирование с США, — от одного до трех миллионов долларов. То есть если вам нужно минимум 300 тыс. долларов, чтобы запуститься, и вы готовы отдать 30% бизнеса, значит, вы стоите миллион.
8. Продумайте milestones вашего бизнеса. От достижения предварительных договоренностей до получения инвестиций может пройти полгода-год. На этот период нужно создать медиаплан: найти информационные точки знания о себе. Но люди инвестирует не в точки, а в линии: коммуникации должны быть последовательными, должно быть видно, куда вы движетесь, с точкой бесконечного расширения.
9. Познакомьтесь с потенциальными инвесторами лично. Ездите на профильные конференции, приходите на хорошие коворкинги. На Западе коворкинги — это та информационная среда, которая помогает знакомиться предпринимателям с инвесторами. Вам нужно в эту среду попасть. Человеку должно быть комфортно с вами общаться, потому что он вас уже видел и знает.
10. Создайте advisory board: возьмите себе в наставники человека, который уже привлекал финансирование. Обычно это неоплачиваемая функция. Если его знают и если этот человек доверяет вам — значит, есть тема для разговора.