27 Мар 2009, 15:45

Железнодорожный рекламщик

Сергей Петренко, генеральный директор компании Яндекс.Украина, рассказал, как железнодорожник может возглавить украинское представительство крупнейшего поисковика в Рунете и как хобби может превратиться в постоянную и любимую работу

Железнодорожный рекламщик

Сергей Петренко, генеральный директор компании Яндекс.Украина, рассказал, как железнодорожник может возглавить украинское представительство крупнейшего поисковика в Рунете и как хобби может превратиться в постоянную и любимую работу В Интернет Сергей Петренко пришел не случайно. По его словам, он всегда мечтал о профессии, связанной с компьютерами. «В начале 90-х, когда я оканчивал школу, встал вопрос — куда пойти учиться. Мне очень нравились компьютеры, программирование, я готовился к поступлению на факультет вычислительной техники, но мои родители посоветовали мне поступать в Днепропетровский государственный технический университет железнодорожного транспорта. Родители — железнодорожники, поэтому было логично, что я продолжил династию», —делится воспоминаниями Сергей. От ж/д-сообщения к интернет-рекламеПосле окончания университета нынешний герой Profile по распределению попал на Одесскую железную дорогу. «Я проработал на железной дороге шесть лет, сделав карьеру от дежурного по станции до начальника станции Одесса-Товарная», — вспоминает Сергей Петренко. Моя специализация по организации перевозок и управлению на железнодорожном транспорте подразумевала огромное количество различных лекций по управленческому курсу. Поэтому хочешь не хочешь — приучаешься руководить, организовывать людей», — размышляет Сергей. Несмотря на то, что стать программистом Сергею не удалось, мечту о компьютерах он не оставил. «Мне повезло — моя работа и мое хобби совпали. Я всегда с удовольствием занимался информационными технологиями, которых на железной дороге более чем достаточно: системы передачи информации, базы данных, электронный документооборот. Тем более что между железнодорожной и сетевой маршрутизацией много общего. Только в роли роутеров на железной дороге — люди», — улыбается г-н Петренко. Работая на железной дороге, Сергей не забывал и о своем увлечении. Так, в 2000 году он запустил на бесплатном хостинге небольшой форум, посвященный аудиофильским темам. «В то время я как раз собирал себе домашний кинотеатр, экспериментировал, читал, и в итоге это вылилось в такой сайт. Потом я начал его раскручивать, быстро прошел стандартные приемы и увлекся продвижением с помощью поисковых систем», — рассказывает генеральный директор Яндекс.Украина. Спустя какое-то время форум начал превращаться в полноценный сайт, а Сергей Петренко понял, что хобби стало работой, причем более выгодной, чем официальная. «Чтобы привлечь посетителей из поисковиков, я начал писать и переводить для сайта статьи. Статьи индексировались поисковыми системами быстрее, чем форум. Так появился searchengines.ru. Взрывной рост его популярности привел к тому, что сайт не только стал окупать затраты на поддержку, но и начал приносить доход от продажи рекламы (хотя такая задача никогда не ставилась). Проект требовал все больше внимания, а времени катастрофически не хватало. К тому же после достижения определенного уровня заниматься железнодорожным сообщением стало уже не очень интересно. Так я стал частным предпринимателем и полностью ушел в интернет-бизнес, — говорит Сергей Петренко. — Письмо из Яндекса стало для меня полной неожиданностью. Я был знаком с представителями компании сначала виртуально, потом познакомились лично. Мы сотрудничали, общались, я неплохо знал структуру компании, и предложение войти в их команду стало для меня приятным сюрпризом». На вопрос MMR о том, насколько тяжело было вернуться к корпоративному стилю работы и отказаться от частного бизнеса, г-н Петренко отшутился, что он продолжает работать на себя. «По сути, вся моя работа в Яндексе — это развитие наших сервисов для Украины. И первое, и второе я считаю очень близким мне лично, это практически и есть работа на себя. Кроме того, я не продавал и не собираюсь продавать сайт searchengines.ru, активно занимаюсь подкастингом, веду несколько блогов. Один из них — Радио-Т, ежемесячная аудитория которого составляет 20 тыс. посетителей. Единственное отличие заключается в том, что раньше моя компания состояла из одного меня, а сегодня в Яндекс.Украине работает более 50 человек. Обязанности и требования не изменились», — улыбается Сергей Петренко.Блог как HR-инструментРабочий день героя Profile не нормирован, его длительность зависит от загруженности. Так, разрабатывая стратегию продвижения Яндекса в Украине, Сергей Петренко мог начинать рабочий день в 8 утра и заканчивать его в 12 ночи. Зачастую рабочий день нашего героя начинается еще дома с проверки электронной почты. Приехав в офис, Сергей просматривает новости и общается с коллегами. «Так как офисов Яндекса в Украине три — в Киеве, Одессе и Симферополе, мы постоянно на связи. Большинство вопросов решается в телефонном режиме или по e-mail. Также мы регулярно общаемся с российскими коллегами, проводим видеоконференции. Я не люблю тратить время попусту, поэтому стараюсь максимально эффективно использовать каждую минуту», — говорит Сергей. Стандартная длительность таких конференций полчаса-час. «У нас есть традиция — любой сотрудник Яндекса может подключиться к тестированию любого сервиса компании и участвовать в обсуждении плана его доработки. Например, я всегда стараюсь до запуска тестировать новые функции в Яндекс.Картах, Поиске по блогам, Я.ру, других сервисах. Поскольку запуски и обновления бывают достаточно часто, мы практически каждый день обсуждаем с коллегами нововведения. Также мне приходится нанимать людей, и в этом часто помогает мой блог — я размещаю в нем описание открытых вакансий. Таким образом, отсеиваются люди, которым нужна работа, но не очень интересен интернет», — смеется Сергей. Кризисные будниКак и каждого полноценного участника отечественной бизнес-среды, кризис не обошел стороной и украинский Яндекс. В качестве противодействия здесь разработали комплекс мер, позволяющих усилить активные продажи. «Если несколько месяцев назад наши сейлы просто обрабатывали поступающие заявки, то сегодня им приходится более активно заниматься продвижением рекламных возможностей Яндекса», — иллюстрирует перемены господин Петренко. Одна из наших последних акций — программа новогодних бонусов, которая действовала с середины декабря 2008 года до конца января текущего года. Зная по опыту, что уже с середины декабря большинство менеджеров компаний-клиентов уходят на новогодние каникулы, иногда забывая об оплате размещения рекламы, в этом году компания ввела специальные бонусы для тех клиентов, которые оплатили рекламную кампанию в период с 15 декабря до 31 января. Устав монастыряВ Яндексе матричная структура управления. Это означает, что горизонтальные связи в компании важны не менее вертикальных. Именно поэтому «Устав нашего монастыря» (документ, с которым в первую очередь знакомятся новички) начинается так: «Яндекс — очень открытая компания. Здесь приветствуется умение думать, открыто высказываться и внимательно слушать коллег. Обязательным требованием ко всем сотрудникам Яндекса является умение работать в коллективе. Коллектив — это все сотрудники, не только те, с кем вы непосредственно общаетесь по работе. Именно все вместе мы делаем тот Яндекс, который любят пользователи, уважают партнеры и клиенты.Поэтому будьте терпимы и внимательны к чужому мнению, предполагайте априори, что у несогласного с вами коллеги есть не менее весомые основания, чем у вас».Причем это относится ко всем без исключения сотрудникам, включая топ-менеджеров. Вообще, все решения относительно сервисов компании принимаются по итогам общего обсуждения, но при этом менеджер и команда сервиса могут настоять на своей позиции, даже если она противоречит позиции руководства.Несмотря на это, себя Сергей Петренко называет достаточно жестким руководителем. «Все-таки первый опыт работы сказывается, железная дорога- это полувоенная организация с очень строгими требованиями. Поэтому я негативно отношусь к человеку, работающему «спустя рукава», — говорит Сергей. — Мы начинали вчетвером, сейчас нас более 50, и это позитивная динамика. Все мы — энтузиасты своего дела и любим нашу работу». Одним из факторов, сплотивших ряды сотрудников трех офисов Яндекса в Украине, Сергей называет корпоративные встречи. «Мы часто выезжаем за город, берем гитары, жарим шашлыки. Чаще всего собираемся в Одессе — там море, природа. На эти мероприятия иногда приезжают коллеги и из России, подобное общение очень объединяет», — улыбается г-н Петренко. Редкий отдыхСергей сравнительно редко берет отпуск, поэтому старается организовать его максимально эффективно. «Я мало отдыхаю, за последние четыре года всего трижды брал небольшие отпуска, поэтому я ценю каждую минуту, проведенную с семьей. В прошлом году мы с женой ездили кататься на горных лыжах, и нам понравилось. В этом году повторили этот опыт и поняли, что не забыли приобретенные навыки», — говорит Сергей. Большинство его увлечений так или иначе связаны с работой. Это персональный блог и подкасты. «Подкастинг я открыл для себя несколько лет назад. Поскольку явление это было довольно новым, пришлось поэкспериментировать с техникой, несколько раз сменить место записи в поиске оптимального варианта. Так, импровизированная студия то находилась у меня дома, то переезжала в рабочий кабинет», — говорит Сергей Петренко. Мнение коллег Евгений Шевченко, директор рекламного агентства IMA UaMasterСергей Петренко — профессионал, пользуется огромным уважением на рынке интернет-рекламы. Его знали и уважали еще до того, как он пришел в Яндекс.Украина. Могу сказать, что с Сергеем очень приятно общаться как по работе, так и вне ее, он очень компанейский, общительный человек. АНКЕТАМесто рождения: 27 августа 1974 года, г. Баку.Образование: Днепропетровский государственный технический университет железнодорожного транспорта по специальности «организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте». Опыт работы: С 1996 по 2002 гг. — работал на железной дороге дежурным по станции, главным инженером станции Одесса-Сортировочная, начальником техотдела Одесского региона, начальником станции Одесса-Товарная.С 2002 г. — частный предприниматель.С 2005 г. — генеральный директор компании Яндекс.Украина. Семейное положение:Женат, воспитывает двух сыновей.Хобби:Игра на гитаре, активный блоггер, ведет несколько подкастов.Карьерные достижения:Когда мы попросили Сергея заполнить виртуальную Доску почета, он сказал, что в его кабинете нет ни дипломов в рамочках, ни памятных наград, так как главная награда человеку — удовольствие от проделанной работы, уважение и признание его коллег. «Мое хобби стало моей профессией — это замечательно», — констатирует Сергей Петренко.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео