11 Фев 2007, 22:00

Заангажированные политиками

Рост численности партийных газет, попадающих бесплатно в почтовые ящики, а также заявления различных политических сил о создании медиахолдингов побудили MMR проанализировать сегмент партийных информационных ресурсов

Заангажированные политиками

Партийные СМИ в Украине сегодня переживают не лучшие времена. Потеря доверия потенциальных избирателей к различным политическим партиям не может не отразиться на развитии политических СМИ – большинство читателей партийной прессы являются сторонниками той или иной политической силы. А потому издания распространяются в основном по подписке и в свободную продажу попадают разве что в ходе политической кампании.Партийные ресурсыРесурсы, которыми располагают украинские политические партии, поражают воображение. Лидирует Коммунистическая партия Украины, которая, помимо общепартийной газеты Коммунист (тираж издания составляет около 570 тыс. экземпляров), издает еще около 80 зарегистрированных изданий областных комитетов партий, их средний тираж – от 1 до 12 тыс. экземпляров. Такое разнообразие, по словам Владимира Пустовойтова, секретаря ЦК КПУ, вызвано тем, что все издания партии направлены на представителей разных социальных и возрастных групп. «Мы пытаемся охватить максимально широкую аудиторию – людей наемного труда», – говорит Владимир Пустовойтов. Кроме этого, политическую платформу КПУ поддерживают отдельные издания, не являющиеся официальными партийными органами. «Рабочая газета с тиражом 153 тыс. экземпляров, Киевский Вестник – его тираж составляет 180 тыс. и Рабочий класс – 6,5 тыс. экземпляров», – говорит Владимир Пустовойтов. Медийные ресурсы Социалистической партии Украины намного скромнее. Общепартийная газета СПУ, недавно вошедшая в сегмент общественно-политических изданий, выходит тиражом всего в 68,575 экземпляров. «В наших планах увеличение количества выпусков газеты с двух до трех в неделю, а также увеличение тиража издания еще на одну тысячу», – заявляет  Ярослав Мендусь, секретарь политсовета СПУ. Кроме этого, практически в каждом регионе Украины СПУ издает региональные политические газеты. Остальные партии намного отстают в тиражах и количестве изданий, но это объясняется тем, что партии имеют широкий доступ к телевидению, Интернету и незаинтересованы в печатных ресурсах. Так, по словам Александра Сочко, пресс-секретаря БЮТ: «У нас нет постоянных партийных изданий, так как это менее эффективно, чем постоянно действующий сайт. У нас уже давно нет общеукраинского партийного издания» (от редакции: партийная газета БЮТ Слово Батьківщини потеряла статус общеукраинской и распространяется исключительно силами региональных отделений БЮТ). Идейный контент Огромные тиражи партийной прессы позволяют предположить, что она может составить достойную конкуренцию «беспартийным» газетам и оказывать существенное влияние на общество. Однако по целому ряду причин этого не происходит. В первую очередь потому, что содержание «карманных» изданий привязано к политической программе партии. На страницах партийных изданий зачастую размещается информация внутрипартийного пользования: отчеты о партийных съездах и конференциях, выступления лидеров различного уровня, доклады делегатов. «Функцию таких изданий определил еще Ленин – это «коллективный пропагандист и организатор», – отмечает Владимир Пустовойтов. Сосредоточенность на партийных событиях объяснима, учитывая, что издания финансируются из партийного кармана. «Собственный печатный ресурс это возможность напрямую контактировать с аудиторией, влиять на нее», – утверждает Пустовойтов. Вместе с тем необходимость столь мощной агитации среди собственных партийцев вызывает удивление. «Как правило, партийные средства коммуникации подчинены двум целям: обучению и сплочению своих партийцев, а также рекрутированию новых сторонников. Успешность этих проектов зависит от их содержания», – считает Владимир Леонов, директор информационно-аналитической группы Центр. Целевой аудиторией политических изданий, по мнению коммунистов и социалистов, являются самые широкие слои населения. «Мы запускаем третий выпуск газеты Товарищ. Он будет региональным, то есть в каждом регионе Украины раз в неделю будет выходить газета с информацией, посвященной именно этому региону. Это увеличит нашу потенциальную целевую аудиторию», – говорит Ярослав Мендусь. Об увеличении целевой аудитории заботятся и представители КПУ. «У газеты Киевский Вестник преобладающей аудиторией являются ветераны войны и труда, газета Рабочий класс, ориентирована на рабочих. Кроме этого у нас есть и молодежная газета – Новая Волна, ее целевой аудиторией является молодежь, студенты до 30 лет», – говорит Владимир Пустовойтов. По мнению их политических конкурентов, политические издания рассчитаны только на представителей партии. «БЮТ издает политический бюллетень, рассчитанный только на членов партии. Не заинтересованный в блоке человек не будет читать отчеты партийных съездов», – считает Виктор Уколов, руководитель департамента PR БЮТ. Еще одной причиной, которая не позволяет говорить о партийной прессе как о постоянном рычаге влияния, является определенная «сезонность» большинства «карманных» изданий и тот факт, что партийные газеты в большей степени являются агитационными листами, с помощью которых руководство партий обращается к потенциальному электорату исключительно в период выборов. Так, во время избирательной кампании тиражи политических изданий возрастают в несколько раз. «Во время выборов, весной 2006 года объемы некоторых политических газет выросли на 100-400%, и это ударило по запасам бумаги и вызвало существенный рост цен», – утверждает Владимир Заболоцкий, генеральный директор типографии МегаПолиграф. По мнению Владимира Леонова, такая «скачкообразная» политика общения с целевой аудиторией не всегда оправдывает ожидания партийных лидеров. «Предвыборные газеты, активизирующие свою деятельность во время выборов, и печать многочисленных партийных листовок – очень распространенная практика, подобными ресурсами пользуются все политические силы, но эффективность такого метода зависит от содержания политических изданий», – говорит Леонов. С этим мнением согласен и Виктор Уколов: «Газеты, создающиеся под выборы, регистрируются в Минюсте и ЦИКе как политические листовки, но они не очень эффективны из-за недоверия населения к подобным изданиям. Политические листовки разумны, если партия не агитирует, а просто информирует свою потенциальную целевую аудиторию о программе партии». Единственная партия Украины, регулярно печатающая миллионные тиражи, независимо от политической ситуации в стране, это КПУ. «КПУ – партия не парламентского типа, а авангардная, поэтому практически все наши партийные издания выходят регулярно – раз в неделю. Орган ЦК КПУ газета Коммунист издается два раза в неделю на украинском и русском языках», – утверждает Владимир Пустовойтов.Пути развитияПосле выборов тиражи партийных изданий падают. И для того, чтобы поддержать интерес потенциальной целевой аудитории, политическим партиям приходится идти на различные уловки. Так, для партий, имеющих огромный печатный ресурс, логичным становится создание медийных холдингов, способных информировать потенциальный электорат всеми доступными им средствами массовой информации. Так, представителями СПУ было заявлено о создании собственного медийного холдинга, в состав которого, по словам Ярослава Мендуся, войдут газета Товарищ, региональные партийные издания СПУ, а также интернет-ресурсы, поддерживаемые партией. Этот шаг, по мнению Тараса Чорновила, народного депутата от Партии регионов, может помочь СПУ вернуть доверие части избирателей, которых партия потеряла за последнее время. «Им нужно снять некоторые недоразумения, которые возникли в недавнем времени. Вернуть себе избирателей, особенно в центре Украины», – считает Чорновил. Коммунисты также всерьез задумываются о создании собственного медийного холдинга, в который кроме печатных изданий партии войдут и интернет-ресурсы. «Создание партийных медийных холдингов – это общеукраинская тенденция. КПУ не может стоять в стороне от таких процессов. Мы также планируем создание собственного холдинга, в состав которого будут входить наши партийные и другие газеты, журнал Коммунист Украины, несколько интернет-порталов, сайты областных комитетов КПУ, а также, по возможности, радио и телевизионные ресурсы», – говорит Владимир Пустовойтов. По мнению же представителей других политических партий, создание огромных медийных холдингов экономически и политически не оправдано. «Создание таких структур неэффективно по двум причинам, во-первых, исчерпан кредит доверия населения к партийным изданиям, во-вторых, запуск сайта, оперативно информирующий обо всех новостях и событиях БЮТ, по сравнению с запуском газеты или журнала на бумажной основе, требует намного меньших инвестиций, а охват аудитории больший. Сегодня, при формировании стратегии продвижения партии нужно учитывать быстрый рост целевой аудитории пользователей Интернет и общее увеличение компьютерного рынка», – считает Виктор Уколов. С мнением о неэффективности создания медийных холдингов согласен и Олег Ляшко, бывший редактор оппозиционной газеты Свобода, народный депутат от БЮТ: «имиджевые потери СПУ уже необратимы, и создание медиахолдинга им не поможет». По мнению представителей Партии регионов, наиболее успешными путями продвижения партии являются постоянное информационное присутствие и тесный контакт с представителями деловых и общественно-политических СМИ. БЮТ, продвигая собственные политические идеи, также активно использует эту стратегию. «Блок организовывает конференции, активно сотрудничает с прессой, создает различные информационные поводы», – утверждает Виктор Уколов. По мнению медиаэкспертов, тесное общение с прессой – лучший способ продвижения партии. «Самый успешный партийный медиапроект не заменит присутствия партии на страницах обычной прессы», – утверждает Владимир Леонов.                 



Расскажите друзьям про новость

Новое видео